Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
Содержание
Введение...…………………………………………………
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение.
Виды, причины возникновения тревожности…………………………………………………
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности
и самооценки в младшем
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества, в процессе которых развивается такая значимая психологическая характеристика, как самооценка.
В результате многочисленных
теоретических и эмпирических исследований,
проведенных в отечественной
и зарубежной психологии по проблемам
самооценки, возникло представление, что
самооценка своим влиянием пронизывает
все аспекты человеческого
Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1995); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.
Что касается проблемы тревожности, то, несмотря на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.
Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, 1983; А. Адлер 1997 и др., так и отечественных авторов: Ф.Б. Березин, 1988; Л.В. Бороздина, 1993; В.М. Астапов, 2001; А.М. Прихожан, 1991, 1998, 2000, 2007 и др.
Изучение самооценки, как и поиск путей возникновения и преодоления тревожности в младшем школьном и подростковом возрасте является одной из важнейших задач практической и научной психологии и психиатрии, так как младший школьный возраст является важнейшим периодом в формировании личности подрастающего поколения и негативное влияние неадекватных уровней самооценки и тревожности может нанести непоправимый вред развитию личности.
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более низкий уровень тревожности.
Объект исследования: психологические свойства личности (самооценка и тревожность) детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: связь самооценки и уровня личностной тревожности.
Методы и методики исследования и их последовательность
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности.
Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ [18].
В психологической литературе
можно встретить разные определения
понятия тревожности, хотя большинство
исследователей сходятся в признании
необходимости рассматривать
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [22].
А. М. Прихожан указывает, что тревожность
– это переживание
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [24].
В современной психологической литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения [15].
Единичные, т. е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации, для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности [27].
Тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. Тревожный человек - человек постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив.
Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой [19].
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.
Тревожность как сигнал об опасности
привлекает внимание к возможным
трудностям, препятствиям для достижения
цели, содержащимся в ситуации, позволяет
мобилизовать силы и тем самым
достичь наилучшего результата. Поэтому
нормальный (оптимальный) уровень тревожности
рассматривается как
Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, школьная и др. – ее принято обозначать как специфическую, частную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности.
Исследования А. М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности [19]:
Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги.
Она может существовать в различных формах, например:
• как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
• регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
• культивируемая тревожность, связанная
с поиском «вторичных выгод» от собственной
тревожности, что требует определенной
личностной зрелости (соответственно,
эта форма тревожности
• скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу):
• неадекватное спокойствие (реакции
по принципу «У меня все в порядке!»,
связанные с компенсаторно-
• уход от ситуации.
Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [17].
Ф.Б. Березин отметил, что состояние
тревожности – это ряд
А.М. Прихожан выделяет две основных
категории тревожности: 1) открытая
– сознательно переживаемая и
проявляемая в поведении и
деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая – в резкой степени
неосознаваемая, проявляющаяся либо
чрезмерным спокойствием, нечувствительностью
к реальному неблагополучию и
даже отрицанием его, либо косвенным
путем через специфические
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте