Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
Таб.2. Результаты проведения методики диагностики
школьной тревожности А.М.Прихожан
Испытуемый № 1 дал 82% благополучных
ответов. В ответах ребенка фигурируют
и сверстники, и учитель, и родители.
У него достаточно благополучные
и уважительные отношения с ними.
Ребенок не боится новых людей, но
испытывает некоторую тревогу по
поводу потери близких, также ребенка
беспокоит ситуация публичного ответа.
У данного испытуемого
У испытуемого № 2 большинство
ответов носят неблагополучный
характер (64% ответов). У этого ребенка
в ответах просматриваются
У испытуемого № 3 также большинство ответов (73%) носят неблагополучный характер. У этого ребенка обнаружился высокий уровень тревожности. Тревогу у ребенка вызывают неблагополучные отношения с одноклассниками и учителем, а также присутствует страх перед наказанием. Ребенку некомфортно в школе, среди сверстников он чувствует отчуждение и ненужность.
Испытуемый № 4 имеет повышенный
уровень тревожности, у него 55% неблагополучных
ответов. Тревожность вызывает в
большинстве случаев
Испытуемый №5 имеет нормальный уровень тревожности, большинство ответов этого ребенка носят благополучный характер (64%).
Испытуемый № 6 имеет высокий
уровень тревожности. 82% его ответов
носят неблагополучный
Испытуемый №7 большинство ответов дал благополучного характера (55%). У данного испытуемого по результатам методики был получен нормальный уровень тревожности. Небольшую тревогу вызывают у него отношения с учителем.
Испытуемый №8 имеет повышенный уровень тревожности, так как большинство ответов (55%) имеют неблагополучный характер. Особую тревогу вызывают отношения с учителем, а также пребывание в школе. Имеет место боязнь получить травму.
Испытуемый № 9 также имеет повышенный уровень тревожности. У него 74% неблагополучных ответов. Значительную тревогу вызывают у данного испытуемого отношения со сверстниками. Ребенок боится быть отвергнутым и осмеянным.
Нормальный уровень
У испытуемого №11 также
обнаружен нормальный уровень тревожности
(55% благополучных ответов), но у данного
ребенка тревожность
Повышенный уровень
Как видим из полученных данных, наибольшее количество неблагополучных ответов дали 6 испытуемых. Это 40 % от общего числа испытуемых. Уровень тревожности данной группы испытуемых достаточно высок.
Эти дети проявляют постоянную тревогу в отношениях с учителем, одноклассниками, родителями. Они всегда боятся быть осмеянными, неуспешными, наказанными, ненужными значимым взрослым, своим сверстникам. Присутствует также страх за свое здоровье и здоровье близких людей. Дети данной группы не уверенны в своих возможностях, и поэтому испытывают также страх, связанный с предстоящим ответом на учебный вопрос учителя, выходом к доске или написанием контрольной работы.
47 % испытуемых в большинстве
своих ответов имеют
Следующим этапом эмпирического изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте являлась методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова).
Протокол проведения данной методики представлен в приложении 5.
Проанализировав полученные данные по методике А.В.Захарова, мы сделали следующие выводы.
Испытуемый №1 обладает завышенной самооценкой, принимает давление родителей, дедушки, учителя, оказывает давление на сублингов и друзей. Больше считает себя близким к родителям, обладает разумной эгоистичностью, уважая и ценя других, как себя, осознает свою уникальность.
Испытуемый №2 имеет нормальный уровень самооценки, принимает давление взрослых, давлеет над сестрой и сверстниками, стремиться больше к общению с друзьями, обладает более или менее нормальным эгоцентризмом, ощущает свое сходство с другими.
У испытуемого №3
заниженная самооценка, ребенок принимает
превосходство родителей и
Испытуемый №4 – заниженная самооценка, оказывает давление на друзей и учителя, испытывает давление на себя со стороны матери и сестры. Стремится более к обществу учителя, обладает нормальным экоцентризмом, чувствует себя таким же, как все.
У испытуемого №5 была обнаружена адекватная самооценка, ребенок испытывает давление со стороны сестры и учителя, в свою очередь чувствует свое превосходство над родителями, дедушкой и друзьями. Не чувствует себя приобщенным ни к родителям, ни к друзьям, ни к учителю, одинаково общается со всеми, обладает высоким эгоцентризмом, осознает свою уникальность.
Испытуемый №6 обладает заниженной самооценкой, испытывает давление со стороны друзей, учителя, матери. Чувствует себя ближе к родителям. Обладает умеренным эгоцентризмом, не ставя свои потребности выше потребностей других людей, чувствуя свою общность с другими людьми.
Испытуемый №7 обладает нормальным уровнем, испытывает давление со стороны родителей, бабушки, учителя, испытывает большую общность с друзьями, давлеет над ними, обладает нормальным эгоцентризмом и ощущает свою уникальность.
У испытуемого №8 заниженная самооценка, испытывает давления родителей, бабушки, учителя, друзей, больше тянется к родителям, имеет нормальный уровень эгоцентризма, ощущает свою уникальностью.
У испытуемого №9 была обнаружена заниженная самооценка, более стремится общаться с родителями, нормальный эгоцентризмом, ощущает свою похожесть с другими сверстниками.
Испытуемый №10 обладает адекватной самооценкой, испытывает давление со стороны бабушки, матери, учителя. Стремится к общению с друзьями, обладает высоким эгоцентризмом и ощущением своей уникальности и превосходства.
Испытуемый №11 имеет заниженную самооценку, чувствует себя включенным во всю систему окружения, адекватный эгоцентризм, присутствует ощущение своей уникальности.
Исп.12 – завышенная
самооценка, испытывает давление со стороны
взрослых и друзей. Испытывает большую
общность с родителями, обладает адекватным
эгоцентризмом и ощущением
Для изучения самооценки нами также была использована методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
В результате диагностики была составлена таблица № 3, показывающая, на какое место определил себя ребенок.
Имя ребенка |
Лестница здоровья (название и номер ступени) |
Лестница ума (название и номер ступени) |
Лестница характера (название и номер ступени) |
Лестница счастья (название и номер ступени) |
Исп№1 |
3 - здоровые |
3 – умные |
1- С прекрасным характером |
2- очень счастливы |
Исп.№2 |
6 – более менее больные |
4 –более менее умные |
5- С обычным характером |
5- не очень счастливы |
Исп.№3 |
7- больные |
7- неумные |
5- С обычным характером |
7- не счастливы |
Исп№4 |
7- Очень больные |
6- более или менее неумные |
7- С плохим характером |
6- мало счастливы |
Исп.№5 |
1- Самые здоровые |
5- среднего ума |
3- С более или менее хорошим характером |
1- Чрезмерно счастливы |
Исп.№6 |
7- Очень больные |
8- глупые |
6- С неважным характером |
8- Очень несчастливы |
Исп.№7 |
3- здоровые |
5- среднего ума |
4- С неплохим характером |
4- Более или менее счастливы |
Исп.№8 |
5- среднего здоровья |
6- более или менее неумные |
6- С неважным характером |
6- мало счастливы |
Исп.№9 |
7- Очень больные |
5- среднего ума |
7- С плохим характером |
5- Не очень счастливы |
Исп.№10 |
3- Здоровые |
5- среднего ума |
5- С обычным характером |
4- Более или менее счастливы |
Исп.№11 |
2- очень здоровья |
2 –очень умные |
2- С хорошим характером |
3- счастливы |
Исп.№12 |
6-более или менее больные |
7-неумные |
6- С неважным характером |
6- мало счастливы |
Таб.3. Результаты проведения методики
определения самооценки (Т.В.Дембо,С.Я.Рубинштейн)
Из ходя из полученных данных в группу с завышенной самооценкой вошло 16 % испытуемых младших школьников. Таким младшим школьникам всегда и во всем хочет быть лучше других, не смотря на физические и интеллектуальные возможности.
В группу с адекватной самооценкой вошло 42% испытуемых, в группу с заниженной самооценкой так же 42%. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой.
Для удобства проведения анализа полученных данных по всем методикам, данные были систематизированы и представлены в сводной таблице № 4.
№ исп.п/п |
Тест школьной тревожности Филлипса; |
Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан. |
Методика определения |
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн). |
Исп.1 |
Норма |
Норма |
Завышенная |
Завышенная |
Исп.2 |
Повышенный |
Высокий |
Норма |
Норма |
Исп.3 |
Высокий |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Исп.4 |
Повышенный |
Высокий |
Заниженная |
Норма |
Исп.5 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.6 |
Высокий |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Исп.7 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.8 |
Повышенный |
Высокий |
Заниженная |
Норма |
Исп.9 |
Повышенный |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Исп.10 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.11 |
Норма |
Норма |
Завышенная |
Завышенная |
Исп.12 |
Повышенный |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Таб.4. Сводная таблица результатов
эмпирического изучения уровня тревожности
и самооценки младших школьников
Как видим из таблицы 3 у детей, имеющих нормальный уровень тревожности была обнаружена адекватная или завышенная самооценка, т.е. эти испытуемые младшие школьники оценивают себя и собственные качества адекватно, при этом не боятся проявлять себя, не испытывают какой либо значимой тревоги по отношению к окружающим, они уверенны в своих силах, не тревожатся из-за боязни быть не принятыми и отвергнутыми, так как уверенны в своих достоинствах. Такие младшие школьники больше довольны собой, принимают себя, не требуют от себя невозможного, у них нет внутренних конфликтов или они не столь значимы, а также нет большего напряжения и противоречий.
Те младшие школьники, которые имеют повышенный или высокий уровни тревожности, имею заниженную самооценку. Дети из этой группы низко оценивают себя и свои возможности и качества по причине неуверенности в своих силах, боязни и тревоги по отношению к сверстникам и взрослым. Они бояться быть отвергнутыми из – за своей убежденности в ненужности, «отрицательности», уверенности, что они плохие, неинтересные, неумные.
Вывод по главе 2.
В данном эмпирическом исследовании взаимосвязи самооценки и уровня тревожности в младшем школьном возрасте приняли участие 12 младших школьников в возрасте 8-9 лет (2 «А» класс).
В данном исследовании были использованы следующие методики:
Полученные по всем методикам результаты были сведены в таблицу 3, из которой можно сделать вывод, что младшие школьники, обладающие адекватным уровнем тревожности имеют адекватный или несколько завышенный уровень самооценки, а так же, что дети с высоким или повышенным уровнем тревожности имеют заниженную неадекватную самооценку.
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте