Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.
1. Приветствие. Ритуал
Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый».
Устройтесь удобно. Я предлагаю
вам отнестись очень
И вот луч внимания мягко и тепло скользит
по моему лицу. Мягкая кисточка внимания
скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение
со лба, уходит напряжение с моих глаз.
Они отпускаются, расслабляются, отдыхают.
Это непросто сделать, так много жизни
вокруг них. Но я снимаю все проблемы и
отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое
лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят,
глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят,
глаза сопротивляются, глаза любят, глаза
дают, глаза живут больше, чем. что - либо
другое в моем теле. Это зеркало моей души,
это мои самые первые работники. Как много
они делают! Спасибо вам! Вы соединяете
меня с миром, вы показываете мне небо,
вы показываете мне солнце, вы показываете
мне весь мир.
Мое лицо... мое лицо - самая важная часть
меня, визитная карточка моей личности.
Мое лицо, которое всегда со мной, которое
работает со мной, которое радуется со
мной, которое преодолевает со мной все
жизненные трудности - и живет со мной
дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда
рядам со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо
тебе. И мои труженики - ноги. Я всегда забываю
о них. Они с утра до вечера носят меня
по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы
сердимся на них, когда они нас подводят.
Мы забываем о том, что они день за днем
выполняют самую тяжелую работу, тихо,
не ожидая от нас никакой благодарности.
Спасибо вам, мои ноги! И все мое тело -
спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь
мне жизнь, что ты даешь мне возможность
быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю
тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.
Вы дышите ровно, спокойно... и возвращаетесь
потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту
комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза
-и окажитесь здесь.
3. Чтение сказки «Гадкий утенок».
Дети удобно рассаживаются на полу,
и руководитель читает им сказку.
Вопросы для беседы: Почему никому не нравился
Гадкий утенок в начале сказки? Что же
с ним произошло в конце сказки? Чувствовал
ли ты себя когда - либо «гадким утенком»?
Как ты поступал в данной ситуации?
«Это я теперь!». Дети рассаживаются на
полу, руководитель предлагает им бумагу
и карандаши. Детям предлагается нарисовать
самого себя, свой автопортрет. По желанию
детей рисунки можно развесить на стенде.
«Веселая зарядка». Руководитель рассказывает,
дети показывают." Каждый из вас - хозяин
своего тела! Вы - проснувшиеся кошечки,
вытягиваете то передние, то задние лапки.
Или мы - упавшие на спину божьи коровки?
Удастся ли перевернуться без посторонней
помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях
тигры. Станем тростником на ветру и возьмем
себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже
и превратимся в воздушные шарики. Еще
чуть - чуть и полетим. Тянемся вверх, как
жирафы. Попрыгаем как кенгуру, . чтобы
стать такими же ловкими и сильными. А
теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые
маятники в старинных часах. Покачаемся
из стороны в сторону - и нам на все хватит
времени. А теперь запустим самолет. Крутим
его пропеллер изо всей силы. Изогнемся,
как лук индейца, и станем такими же упругими.
Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет
- левая или правая? Побей собственный
рекорд, присядь на один раз больше, чем
вчера. Ты победитель! Весь день станет
нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку,
а ползать целый день, как старая больная
черепаха.
2. Рефлексия «Сказочные домики».
3.2. Результаты влияния
коррекционной работы на
После эмпирического изучения взаимосвязи уровня самооценки и уровня тревожности в младшем школьном возрасте была сформирована группа, в которую входили дети с высоким, повышенным уровнем тревожности и неадекватной самооценкой. С данной группой детей была проведена психокоррекционная работа, направленная на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.
Для проверки эффективности
разработанной и апробированной
психокоррекционной программы было
проведено повторное
При повторном эмпирическом изучении были использованы те же методики:
Первым этапом повторного эмпирического исследования было изучение уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.
Бланки ответов испытуемых представлены в приложении 3.
Полученные данные отражены в таблице №5
Факторы тревожности |
Высокий уровень тревожности |
Повышенный уровень тревожности |
Уровень тревожности в пределах нормы |
Общая тревожность |
19% |
27 % |
54 % |
Переживание социального стресса |
13% |
47% |
40% |
Фрустрация потребности в достижениях |
13% |
27% |
60% |
Страх самовыражения |
13% |
27% |
60% |
Страх ситуации проверки знаний |
13% |
33% |
66% |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
27% |
33% |
40% |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
20% |
33% |
47% |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
13% |
33% |
66% |
Таблица №5. Уровни проявления тревожности
у младших школьников
Полученные данные при первичном и повторном изучении уровня тревожности у младших школьников сведены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты изучения уровня
тревожности до и после проведения психокоррекционных занятий
Как видим из таблицы 4 после проведения психокоррекционных занятий произошли незначительные изменения в уровнях тревожности у испытуемых детей. Показатель высокого уровня тревожности снизился на 1%. Детей с повышенным уровнем тревожности стало так же меньше, процент таких детей стал составлять 27 %, тогда как до посещения коррекционных занятий детей с повышенным уровнем тревожности было 33%. В группе детей, имеющих нормальный уровень тревожности также произошло изменения. Процент младших школьников, имеющих нормальный уровень тревожности с 47% возрос до 54%.
При повторном проведении проективной методики диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан были получены следующие результаты (см. таблицу 6).
№ исп. п/п |
Благополучные ответы |
Неблагополучные ответы |
Исп.№1 |
91% |
9% |
Исп.№2 |
45% |
55% |
Исп.№3 |
36% |
64% |
Исп.№4 |
55% |
45% |
Исп.№5 |
64% |
36% |
Исп.№6 |
18% |
82% |
Исп.№7 |
64% |
36% |
Исп.№8 |
55% |
45% |
Исп.№9 |
45% |
55% |
Исп.№10 |
91% |
9% |
Исп.№11 |
55% |
45% |
Исп.№12 |
45% |
55% |
Таб.№6. Результаты повторного проведения
методики диагностики школьной
тревожности А.М.Прихожан
Испытуемый № 1 после посещения занятий психокоррекционной программы дал 91% благополучных ответов. В ответах ребенка фигурируют и сверстники, и учитель, и родители. У него достаточно благополучные и уважительные отношения с ними. Ребенок не боится новых людей, но испытывает некоторую тревогу по поводу потери близких, также ребенка беспокоит ситуация публичного ответа. У данного испытуемого нормальный уровень тревожности.
У испытуемого № 2 после посещения коррекционных занятий процент неблагополучных ответов снизился до 55 % с 64%. У этого ребенка в ответах просматриваются трудности в налаживании контакта со сверстниками, тревога, связанная с не принятием его в их общество. У данного ребенка обнаружился повышенный уровень тревожности.
У испытуемого № 3 также снизился процент неблагополучных ответов (64%). У этого ребенка снизился уровень тревожности с высокого до повышенного. Тревогу у ребенка вызывают неблагополучные отношения с одноклассниками и учителем, а также присутствует страх перед наказанием. Ребенку некомфортно в школе, среди сверстников он чувствует отчуждение и ненужность.
У испытуемого № 4 после проведения коррекционных занятий уровень тревожности остался повышенным, но после занятий большинство ответов испытуемого стали носить благополучный характер (55%). Тревожность вызывает в большинстве случаев неблагоприятные отношения со сверстниками. Также некоторую тревогу вызывают отношения с родителями.
Испытуемый №5 имеет нормальный уровень тревожности, большинство ответов этого ребенка после проведения психокоррекционной работы носят благополучный характер (64%).
Испытуемый № 6 до посещения психкоррекционный занятий имел высокий уровень тревожности. 82% его ответов носили неблагополучный характер. После посещения занятий ситуация не изменилась, у ребенка имеется тревожность практически во всех аспектах его жизни. Ребенок не уверен в себе в отношениях со сверстниками, в своих интеллектуальных способностях. Учители и родители и их отношение к ребенку также вызывает у него чувство страха.
У испытуемого №7 после посещения коррекционных занятий процент благополучных ответов вырос с 55% до 64%. У данного испытуемого по результатам методики был получен нормальный уровень тревожности. Небольшую тревогу вызывали у него отношения с учителем, после посещения занятий тревога стала практически незаметной.
После коррекционной работы у испытуемого №8 уровень тревожности остался неизменно повышенным, но процент благополучных ответов изменился до 55% Особую тревогу продолжает вызывают отношения с учителем, а также пребывание в школе.
Испытуемый № 9 также имеет повышенный уровень тревожности после посещения им коррекционных занятий. Процент неблагополучных ответов составил 55 % после занятий вместо 74%. Значительную тревогу продолжают вызывать у данного испытуемого отношения со сверстниками, но ситуация несколько стабилизировалась после посещения психокоррекционных занятий, ребенок стал чуть более уверенным и немного спокойнее стал относиться к неудачам в общении со сверстниками.
Нормальный уровень
У испытуемого №11 после посещения им коррекционных занятий был обнаружен нормальный уровень тревожности. Уровень тревожности до и уровень тревожности после коррекционных занятий не изменился, изменился процент благополучных ответов – с 55% до 64%. У данного ребенка была обнаружена тревожность незначительного характера, связанная с ситуацией проверки знаний и отношения с родителями. После посещения психокоррекционных занятий тревожность по отношению ситуации проверки знаний перестала проявляться.
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте