Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

Занятие №3

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

Релаксация «Здравствуй Я, мой  любимый».

Устройтесь удобно. Я предлагаю  вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет  происходить с вами. Закрывайте глазки и слушайте внимательно: Вот ваши ноги... Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним. и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки. Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух - и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко. 
И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем. что - либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир. 
Мое лицо... мое лицо - самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненные трудности - и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядам со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе. И мои труженики - ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги! И все мое тело - спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай. Вы дышите ровно, спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза -и окажитесь здесь.

3. Чтение сказки «Гадкий утенок».

Дети удобно рассаживаются на полу, и руководитель читает им сказку. 
Вопросы для беседы: Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя когда - либо «гадким утенком»? Как ты поступал в данной ситуации? 
«Это я теперь!». Дети рассаживаются на полу, руководитель предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде. 
«Веселая зарядка». Руководитель рассказывает, дети показывают." Каждый из вас - хозяин своего тела! Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы - упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть - чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, . чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону - и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет - левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

2. Рефлексия «Сказочные домики».

 

3.2. Результаты влияния  коррекционной работы на уровни  тревожности и самооценки в  младшем школьном возрасте

После эмпирического изучения взаимосвязи уровня самооценки и  уровня тревожности в младшем  школьном возрасте была сформирована группа, в которую входили дети с высоким, повышенным уровнем тревожности и неадекватной самооценкой. С данной группой детей была проведена психокоррекционная работа, направленная на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.

Для проверки эффективности  разработанной и апробированной психокоррекционной программы было проведено повторное эмпирическое изучение уровня тревожности и самооценки у младших школьников после посещения психокоррекционных занятий.

 При повторном эмпирическом  изучении были использованы те же методики:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса;
  2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.
  3. Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова);
  4. Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Первым этапом повторного эмпирического исследования было изучение уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.

Бланки ответов испытуемых представлены в приложении 3.

Полученные данные отражены в  таблице  №5

Факторы тревожности

Высокий уровень тревожности

Повышенный уровень тревожности

Уровень тревожности в  пределах нормы

Общая тревожность

19%

27 %

54 %

Переживание социального  стресса

13%

47%

40%

Фрустрация потребности  в достижениях

13%

27%

60%

Страх самовыражения

13%

27%

60%

Страх ситуации проверки знаний

13%

33%

66%

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

27%

33%

40%

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

20%

33%

47%

Проблемы и страхи в  отношениях с учителями

13%

33%

66%


 

Таблица №5. Уровни проявления тревожности

у младших школьников

 

Полученные данные при  первичном и повторном изучении уровня тревожности у младших  школьников сведены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты изучения уровня

тревожности до и  после проведения психокоррекционных занятий

 

Как видим из таблицы 4 после проведения психокоррекционных занятий произошли незначительные изменения в уровнях тревожности у испытуемых детей. Показатель высокого уровня тревожности снизился на 1%. Детей с повышенным уровнем тревожности стало так же меньше, процент таких детей стал составлять 27 %, тогда как до посещения коррекционных занятий детей с повышенным уровнем тревожности было 33%. В группе детей, имеющих нормальный уровень тревожности также произошло изменения. Процент младших школьников, имеющих нормальный уровень тревожности с 47% возрос до 54%.

При повторном проведении проективной методики диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан были получены следующие результаты (см. таблицу 6).

№ исп. п/п

Благополучные ответы

Неблагополучные ответы

Исп.№1

91%

9%

Исп.№2

45%

55%

Исп.№3

36%

64%

Исп.№4

55%

45%

Исп.№5

64%

36%

Исп.№6

18%

82%

Исп.№7

64%

36%

Исп.№8

55%

45%

Исп.№9

45%

55%

Исп.№10

91%

9%

Исп.№11

55%

45%

Исп.№12

45%

55%


 

Таб.№6. Результаты повторного проведения

методики диагностики  школьной

тревожности А.М.Прихожан

 

Испытуемый № 1 после посещения  занятий психокоррекционной программы  дал 91% благополучных ответов. В ответах ребенка фигурируют и сверстники, и учитель, и родители. У него достаточно благополучные и уважительные отношения с ними. Ребенок не боится новых людей, но испытывает некоторую тревогу по поводу потери близких, также ребенка беспокоит ситуация публичного ответа. У данного испытуемого нормальный уровень тревожности.

У испытуемого № 2 после посещения коррекционных занятий процент неблагополучных ответов снизился до 55 % с 64%. У этого ребенка в ответах просматриваются трудности в налаживании контакта со сверстниками, тревога, связанная с не принятием его в их общество. У данного ребенка обнаружился повышенный уровень тревожности.

У испытуемого № 3 также снизился процент неблагополучных ответов (64%). У этого ребенка снизился уровень тревожности с высокого до повышенного. Тревогу у ребенка вызывают неблагополучные отношения с одноклассниками и учителем, а также присутствует страх перед наказанием. Ребенку некомфортно в школе, среди сверстников он чувствует отчуждение и ненужность.

У испытуемого № 4 после проведения коррекционных занятий уровень тревожности остался повышенным, но после занятий большинство ответов испытуемого стали носить благополучный характер (55%). Тревожность вызывает в большинстве случаев неблагоприятные отношения со сверстниками. Также некоторую тревогу вызывают отношения с родителями.

Испытуемый №5 имеет нормальный уровень тревожности, большинство  ответов этого ребенка после проведения психокоррекционной работы носят благополучный характер (64%).

Испытуемый № 6 до посещения психкоррекционный занятий имел высокий уровень тревожности. 82% его ответов носили неблагополучный характер. После посещения занятий ситуация не изменилась, у ребенка имеется тревожность практически во всех аспектах его жизни. Ребенок не уверен в себе в отношениях со сверстниками, в своих интеллектуальных способностях. Учители и родители и их отношение к ребенку также вызывает у него чувство страха.

У испытуемого №7 после посещения коррекционных занятий процент благополучных ответов вырос с 55% до 64%. У данного испытуемого по результатам методики был получен нормальный уровень тревожности. Небольшую тревогу вызывали у него отношения с учителем, после посещения занятий тревога стала практически незаметной.

После коррекционной работы у испытуемого №8 уровень тревожности остался неизменно повышенным, но процент благополучных  ответов изменился до 55% Особую тревогу продолжает вызывают отношения с учителем, а также пребывание в школе.

Испытуемый № 9 также имеет повышенный уровень тревожности после посещения им коррекционных занятий. Процент неблагополучных ответов составил 55 % после занятий вместо 74%. Значительную тревогу продолжают вызывать у данного испытуемого отношения со сверстниками, но ситуация несколько стабилизировалась после посещения психокоррекционных занятий, ребенок стал чуть более уверенным и немного спокойнее стал относиться к неудачам в общении со сверстниками.

Нормальный уровень тревожности  был обнаружен у испытуемого  № 10. 91 % ответов у данного испытуемого  составляют благополучные ответы. Ребенок психокоррекционные занятия не посещал.

У испытуемого №11 после посещения им коррекционных занятий был обнаружен нормальный уровень тревожности. Уровень тревожности до и уровень тревожности после коррекционных занятий не изменился, изменился процент благополучных ответов – с 55% до 64%. У данного ребенка была обнаружена тревожность незначительного характера, связанная с ситуацией проверки знаний и отношения с родителями. После посещения психокоррекционных занятий тревожность по отношению ситуации проверки знаний перестала проявляться.

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте