Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона (Диагностический материал см. приложение 2).
Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».
Выполнение задания по
картинке 1 рассматривается как
Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.
Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2-11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество - 10).
Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.
Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5-7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.
Следующим этапом эмпирического изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте являлась методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет
испытуемому рисунок и просит
его выполнить задание
Ход опыта:
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте
круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
Для изучения самооценки нами также была использована методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы.
Ребенку объясняется следующая инструкция: «ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
1. Самые здоровые |
. |
1. С прекрасным характером |
1. Чрезмерно счастливы |
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов
В данном исследовании были использованы следующие методики:
Первым этапом эмпирического исследования было изучение уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.
Бланки ответов испытуемых представлены в приложении 3.
Полученные данные отражены в таблице №1
Факторы тревожности |
Высокий уровень тревожности |
Повышенный уровень тревожности |
Уровень тревожности в пределах нормы |
Общая тревожности |
20% |
33 % |
47 % |
Переживание социального стресса |
20% |
40% |
40% |
Фрустрация потребности в достижениях |
13% |
33% |
54% |
Страх самовыражения |
13% |
27% |
60% |
Страх ситуации проверки знаний |
27% |
40% |
33% |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
33% |
40% |
27% |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
20% |
33% |
47% |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
27% |
33% |
40% |
Таблица №1.Уровни проявления тревожности
у младших школьников
Из таблицы № 1 видно, что всех детей можно разделить на три группы, которые различаются уровнем проявления тревожности: 1 группа – дети с высоким уровнем тревожности 20%, 2 группа – с повышенным уровнем тревожности 33% и 3 группа – в пределах нормы 47 %.
Так, для детей с высоким
уровнем тревожности характерно
общее отрицательное
Такие дети также очень
бояться раскрыться перед окружающими,
продемонстрировать свои возможности
из-за боязни быть осмеянными, непонятыми,
из-за уверенности в своей
Дети с высоким уровнем тревожности имеют низкую приспособляемость к стрессовым ситуациям в силу психофизиологической особенности организма, повышающую вероятность неадекватного реагирования на раздражитель.
Младшие школьники с повышенным
уровнем также имеют низкую сопротивляемость
к стрессовой ситуацией, но в плане
общения со сверстниками или учителем
имеют больше уверенности в себе.
Ситуация проверки знаний или необходимость
раскрыться перед другими вызывает
у таких детей некоторые
Для учащихся, у которых
уровень тревожности
При проведении проективной методики диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан были получены результаты, представленные в таблице № 2 (протокол проведения см. приложение 4).
№ исп. п/п |
Благополучные ответы |
Неблагополучные ответы |
Саша С. |
82% |
18% |
Ваня К. |
36% |
64% |
Таня Б. |
27% |
73% |
Оля И. |
45% |
55% |
Ваня В. |
64% |
36% |
Ира К. |
18% |
82% |
Наташа А. |
55% |
45% |
Вика Н. |
45% |
55% |
Кирилл А. |
36% |
64% |
Саша Ф. |
91% |
9% |
Настя М. |
55% |
45% |
Катя А. |
36% |
64% |
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте