Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки

Одним из важнейших направлений  воспитательной работы в начальной школе должно быть становление правильной, адекватной самооценки младшего школьника и снижение школьной тревожности.

Довольно часто дети, которые  имеют заниженную самооценку, входят в группу тревожных, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому организации учебно-воспитательного процесса необходима целенаправленная работа  по коррекции самооценки и тревожности младших школьников.

После эмпирического изучения взаимосвязи уровня самооценки и  уровня тревожности в младшем  школьном возрасте была сформирована группа, в которую входили дети с высоким уровнем тревожности  и неадекватной самооценкой. С данной группой детей была проведена  психокоррекционная работа, направленная на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.

Цикл занятий  призван  способствовать изменению негативного  отношения ребенка к себе, выработке  уверенности, стремления  к успеху,  гармонизации отношений детей с  окружающей средой, их социализации.

Задачами программы являются:

1. Формирование у детей адекватных  эмоциональных реакций в отношении  себя, своих возможностей;

2. Обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тематический план занятий

 

Название темы

Часы

1.

Давай познакомимся. Диагностика. Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы.

2

2.

Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения.

2

3.

Научись любить себя. Формирование позитивного отношения к себе.

4

4.

Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка.

6

5.

Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого  выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов.

2

6.

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных  умений и навыков в общении  как со сверстниками, так и со взрослыми.

2

7.

Праздник. Заключительное занятие - рефлексия.

2

Всего часов

20


 

Тема 1

Цель: Создание игровой доверительной  атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между  детьми. Знакомство с правилами группы.

Материалы и оборудование: медальоны  с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью  веселой и грустной Музыки, для  каждого ребенка лист бумаги с  изображением домика и грустные и  веселые «лица».

Занятие №1

1. Упражнения для первичного  знакомства.

«Мой сказочный герой».

2. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

3. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.

«Привет! Ты мне нравишься!» 

 «Сочиняем сказку».

 «Шустрики - мямки».

 «Ручеек по выбору».

3. Рефлексия. 

«Сказочные дома».

Тема 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения. 
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для  игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Занятие №2

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

«Встреча эмоций».

 «Сказочные герои».

1. Чтение сказки «Сказка про  Чебурашку».

 «Чего Я боюсь».

 «Мы хорошие».

2. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 3

Цель: формирование у детей положительных  эмоциональных реакций в отношении  себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению  ребенка.

Занятие №3

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

Релаксация «Здравствуй Я, мой  любимый».

3. Чтение сказки «Гадкий утенок».

2. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №4

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

«Какой Я. Выбери»

2. Чтение сказки «Золушка». 

Рисунок «Я в будущем».

 «Хвасталки».

 «Дизайнеры».

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 4

Цель: развитие у ребенка чувства  уверенности в себе, в собственных  силах, актуализация потенциала каждого  ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний.

Занятие №5

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

«Рыбаки и рыбки».

2. Чтение сказки «Сказка о  маленьком ежике».

 «Цветик - семицветик».

 «Кораблик».

3. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №6

Диагностика самооценки «Лесенка».

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

«Мышь в мышеловке».

2. Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка».

 «Назови свои сильные стороны».

 «Сказка».

 «Соломинка на ветру».

3. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №7

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

«Дракон».

2. Чтение сказки Андерсена «Дикие  лебеди». 

 «Паровозик».

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения  конфликтов в диаде и группе.

Занятие №8

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто».

«Говорят не только слова».

2. Чтение сказки «Заяц с рюкзаком». 

 «Подушечные бои».

 «Ругаемся овощами».

Руководитель предлагает детям  поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.

«Разыгрывание ситуации».

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Занятие № 9

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом; занятии.

«Ветер дует на...».

2. Чтение русской народной сказки  «Зимовье зверей». 

 «Строим цифры».

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 7

Цель: подвести итог всей проделанной  работе. 
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Занятие №10

Диагностика самооценки, методика «Лесенка».

1. Приветствие. Ритуал приветствия,  выработанный на первом занятии.

2. «Новоселье». 

 «Чемодан в дорогу».

3. Сладкий праздник.

В данной главе подробно распишем несколько занятий из данной психокоррекционной программы.

Тема 1

Цель: Создание игровой доверительной  атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между  детьми. Знакомство с правилами группы.

Материалы и оборудование: медальоны  с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью  веселой и грустной Музыки, для  каждого ребенка лист бумаги с  изображением домика и грустные и  веселые «лица».

Занятие №1

1. Упражнения для первичного  знакомства.

«Мой сказочный герой».

 Детям предлагается рассказать  о себе от имени какого - либо  сказочного героя (каждый ребенок  придумывает себе «псевдоним»  сказочного героя, выбирает для  себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

2. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

3. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.

«Привет! Ты мне нравишься!» 

Все дети сидят в кругу. Один ребенок  идет по кругу и дотрагивается  до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу  в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что ...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

«Сочиняем сказку».

Руководитель группы начинает историю: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит  до руководителя, он направляет сюжет'истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Шустрики - мямки».

Руководитель рассказывает детям  о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые  не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и  думать о чем - либо интересном. В  этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они  любят веселые и шумные игры в  больших детских компаниях, они  много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и  подвижными. Давайте с вами придумаем  для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.

«Ручеек по выбору».

Общение становится невербально-опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.

3. Рефлексия. 

«Сказочные дома».

Предварительно готовится для  каждого ребенка персонально  лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

Тема 3

Цель: формирование у детей положительных  эмоциональных реакций в отношении  себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению  ребенка.

Методы: релаксация по представлению  «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте