Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

В каждом возрастном периоде  на формирование самооценки преимущественно  влияет та деятельность, которая в  этом возрасте является ведущей [23].

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя [2].

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные  воздействия учителя. Роль данных воздействий  на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития [2].

У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление  далеко не безобидное для младшего школьника. Привычка к определенному  положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все  стороны жизни ребенка. Все отношения  детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной  деятельности. «Звездами», к которым  больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются  те ребята, у которых в дневниках  преобладают пятерки [2].

Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и  сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и  смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

На уровень тревожности, так же как и самооценки, преимущественно  влияет та деятельность, которая в  этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте основным видом тревожности  является школьная тревожность.

 Кроме того, известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность  в младшем школьном возрасте связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни [5].

Тревожные дети отличаются частыми  проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством  страхов, причем страхи и тревога  возникают в тех ситуациях, в  которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети очень  чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны  отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Причинами, вызывающими тревожность  в младшем школьном возрасте, являются [14]:

  1. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.
  2. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
  3. В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно.
  4. Тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.
  5. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия взрослого с ребенком: превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки.

Тревога как состояние оказывает  в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего дошкольного и подросткового возраста; в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах влияние может также носить и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте мы пришли к выводу, что значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка - это оценивание человеком самого себя.

Самооценка отражает особенности  осознания человеком своих поступков  и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

В психолого-педагогической литературе выделяют адекватную и неадекватную самооценку, которая в свою очередь  делится на завышенную и заниженную. При заниженной самооценки у личности возникает такое негативное эмоциональное состояние как высокая тревожность.   

Анализ литературы последних  лет позволяет рассматривать  тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает  и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных  и поведенческих реакций, провоцируемых  при воздействии на человека различными стрессами.

В ходе теоретического исследования мы выяснили, что динамика проявления самооценки и тревожности, а также  возникновение их различных видов  имеет возрастной характер, т.е. уровень  самооценки и тревожности в младшем  школьном возрасте в основном связан с учебной деятельностью и сменой социальной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности  и самооценки в младшем школьном и подростковом возрастах

2.1. Определение методов исследования

Данное исследование имеет цель изучения взаимосвязи уровня тревожности детей младшего возраста с уровнем их самооценки.

В проведенном исследовании приняли  участие 12 младших школьников в возрасте 8-9 лет (2 «А» класс).

В данном исследовании были использованы следующие методики:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса [2];
  2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан [18];
  3. Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова);
  4. Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

 Первым этапом эмпирического  исследования было изучение уровня  тревожности с помощью теста  школьной тревожности Филлипса.

Тест Филлипса представляет собой опросник, который состоит из 58 вопросов о том, как ребёнок чувствует  себя в школе.Обследуемому ребенку требуется ответить «да» или «нет».  (поставить + или -)

Цель  данной методики – выявить уровень  ситуативной и личностной тревожности.

Испытуемым  создавались максимально комфортные и удобные условия для работы. Вслух зачитывалась инструкция, после  чего раздавались бланки для ответов, заполняемые самостоятельно. В фокусе нашего внимания находились факторы  тревожности (синдромы), отличающиеся следующей содержательной характеристикой:

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Полный текст методики представлен  в приложении 1.

При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали  с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время  как в ключе этому вопросу  соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывалось:

1. Общее число несовпадений по  всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому  из 8 факторов тревожности, выделяемых  в тексте. Уровень тревожности  определяется так же, как в  первом случае. Анализируется общее  внутреннее эмоциональное состояние  школьника, во многом определяющееся  наличием тех или иных тревожных  синдромов (факторов) и их количеством.

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» - 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

1. Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (п = 22).

2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (п =11).

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (п = 13).

4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (п = 6).

5. Страх ситуации проверки  знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (п = 6).

6. Страх несоответствия  ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(л  = 5).

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (п = 5).

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,  47 (п = 8).

Результаты были репрезентированы следующим образом:

1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Проективная методика для  диагностики школьной тревожности. В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых - 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте