Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

В  дискуссии  по  оценке  диагностической  значимости  проективных  методов  Р. Кеттелл  занимал  пессимистическую  позицию.  Проективные  методики,  по  его  мнению,  характеризует  крайне  слабая  научная  обоснованность.  Основные  аргументы  Кеттелла  состоят  в  следующем:

1)  проективная  психология  оказалась  не  способной  чётко  сформулировать  гипотезу  о  том,  какие  слои  личности  преимущественно  отражаются  в  показателях  проективных  тестов  -  открыто  проявляющиеся,  осознаваемые  или,  напротив,  бессознательные,  скрытые;

2)  интерпретационные  схемы  не  учитывают,  что  защитные  механизмы  -  идентификация  и  проекция  -  могут  искажать  восприятие  проективных  стимулов  и  притом  в  разных  направлениях,  так  что  апелляция  к  механизму  проекции  до  того,  как  природа  искажённого  восприятия  доказана,  неправомерна;

3)  остаётся  неясным  вопрос  о  том,  какие  именно  личностные  переменные  проецируются  -  влечения,  бессознательные  комплексы,  динамические  аффективные  состояния,  устойчивые  мотивы.

 

К  этим  аргументам,  подтверждающим  концептуальную  слабость  проективных  методик,  Кеттелл  считает  нужным  добавить  упрёк  в  низкой  надёжности  и  валидности  проективных  процедур. 

 

Большинство   проективных  методик,  или  проективных  техник  не  являются,  по-видимому,  тестами  в  узком  понимании  этого  термина.  Согласно  одному  из  принятых  определений,  «психологический  тест  -  это  стандартизованный  инструмент,  предназначенный  для  объективного  измерения  одного  или  более  аспектов  целостной  личности  через  вербальные  или  невербальные  образцы  ответов  либо  другие  виды  поведения (Freeman F.).  В  соответствии  с  эти  определением,  наиболее  существенными  признаками  тестов  являются:

1)      стандартизованность  предъявления  и  обработки  результатов;

2)      независимость  результатов  от  влияния  экспериментальной  ситуации  и  личности  психолога;

3)      сопоставимость  индивидуальных  данных  с  нормативами,  т. е.  полученными  в  тех  же  условиях  в  достаточно  репрезентативной  группе.

В  настоящее  время  далеко  не  все  проективные  методики  и  отнюдь  не  в  равной  степени  удовлетворяют  выделенным  критериям. Проективные  методики  практически  невозможно  полностью  унифицировать  и  стандартизовать  не  только  анализ  и  интерпретацию  результатов,  но  даже  и  саму  процедуру  исследования.  Однако  жёсткая  формализация  и  стандартизация  противоречила  бы  самому  духу  проективной  техники.

 

Лоуренс  Фрэнк  писал  в  связи  с  этим:  «…Нельзя  надеяться,  что  стандартизованная  процедура  сможет  широко  осветить  личность  как  уникальную  индивидуальность.  Она  также  не  сможет  способствовать  проникновению  в  динамические  процессы  личности».  И  тем  не  менее  исследования  по  стандартизации  проективных  методик  необходимы,  так  как  без  них  затруднительна  оценка  валидности  и  надёжности  последних.

Согласно  традиционным  способам  оценки  проективные  методики  имеют  средние  показатели  валидности  и  надёжности.  Учитывая  потребности  практики,  а  также  тенденции  развития  исследовательского  инструментария  современной  психологии,  можно,  по-видимому.  Ожидать  постепенного  сближения  проективных  методик  с  тестами.  Работа  в  этом  направлении,  если  она  будет  выполняться  совместно  квалифицированными  психологами  и  специалистами  в  психометрике,  позволит  расширить  сферу  применения  проективных  методик  и  сделает  их  достоянием  широкого  круга  исследователей.

 

 

 

2.11.         Из  истории  контент-анализа  как  психодиагностической  процедуры

 

В  современной  отечественной  психодиагностике  контент-анализ,  вообще  качественно-количественное  изучение  документов,  применяется  крайне  редко  по  сравнению  со  всевозможными  тестами,  проективными  методиками,  опросниками.  В  то  же  время  в  истории  развития  метода  изучения  документов  имеется  довольно  разнообразный  опыт  его  использования  для  психодиагностических  целей.

Начиная  с  1920-х  годов  в  социологии  и  психологии  помимо  интуитивно-качественного  подхода  в  изучении  документов  всё  чаще  стали  применяться  количественные  методы.  Следует  заметить,  что  документы  в  социальных  науках  понимаются  достаточно  широко;  к  ним,  как  показывает  исследовательская  практика,  относятся  официальная  и  личная  документация  в  собственном  смысле  слова,  в  том  числе  письма,  автобиографии,  дневники,  фотографии  и  т. п.,  материалы  массовой  коммуникации,  литературы  и  искусства.

В  нашей  стране  ещё  в  1920-х  годах  количественные  методы  при  изучении  документов  использовали  психологи  Н.А. Рыбников,  И.Н. Шпильрейн,  П.П. Блонский,  социолог  В.А. Кузьмичёв  и  др.

 

В  США  тогда  же  квалификацию  в  исследования  материалов  массовой  коммуникации  вводили  М. Уилли,  Г. Лассуэлл  и  другие.  В  1940 – 50 –е годы  в  США  формируется  специальный  междисциплинарный  метод  изучения  документов  -  контент-анализ  (content  analysis).  Позднее  он  проникает  в  европейские  страны.  В  нашей  стране  с  конца  1960-х  годов  этот  метод  также  получает  распространение  в  социологических  и  социально-психологических  исследованиях. 

Сущность  контент-анализа  заключается  в  систематической  надёжной  фиксации  заданных  единиц  изучаемого  содержания  и  в  их  квантификации.  Делаться  это  может  в  самых  разнообразных  целях  в  русле  той  или  иной  концептуальной  схемы  или  теории,  в  том  числе  и  для  нужд  психодиагностики,  для  исследования  межличностных  и  межгрупповых  различий  и  специфики,  их  динамики  во  времени. 

Качественно-количественный  анализ  содержания  в  1920-е  годы  использовал  в  своих  работах  известный  русский  советский  исследователь  биографических  материалов  Н.А. Рыбников,  который,  в  частности,  рассматривал  автобиографии  как  психологические  документы,  документирующие  личность  и  её  историю.  Он  разделял  автобиографии  на  спонтанные  и  спровоцированные,  понимая  под  последними  приём  побуждения  испытуемого  говорить  о  себе,  причём  говорить  по  определённому  плану.  Такой  приём,  по  мнению  Н.А. Рыбникова,  «гарантирует  однообразие  собираемого  материала,  что  имеет  огромные  преимущества,  давая  возможность  сравнивать,  объединять,  обобщать  собираемые  факты  и  т. д.»  (Рыбников Н.А.,  1930).  Подобным  образом  им  были,  например,  проанализированы  более  500  автобиографических  сочинений  детей  рабочих,  написанных  в  1926 – 1928 гг.  При  этом  исследователь  предлагал  школьникам  описать  свою  жизнь,  давая  тему:  «Как  я  живу  теперь».  В  ходе  анализа  сочинений,  в  частности,  прослеживалось,  как  распределяются  положительные  и  отрицательные  оценки  своей  жизни  в  зависимости  от  возраста  и  пола. 

Автор  делает  вывод,  что  в  среднем  девочки  дают  более  высокий  процент  положительных  оценок,  но  этот  перевес  над  мальчиками  у  них  приходится  на  младшие  группы.  В  старших  же  группах  они  уступают  мальчикам.  Причиной  этого  является  возрастание  нагрузки  по  работе  в  семье  у  девочек  старшего  возраста.

Далее  Рыбников  анализирует  «мотивы  того  или  иного  события,  мотивы  общего  жизненного  процесса,  встречающиеся  в  детских  автобиографиях».  Эти  мотивы  он  разбивает  на  три  группы:  материальные,  психологические  и  неопределённые.  Чаще  всего  встречаются  мотивы  материального  характера  (53%),  мотивы  психологического  характера  даёт  около  одной  трети  ребят  (31%). 

Рыбников  не  ограничивается  только  анализом  документов,  «Поскольку  детские  жизнеописания  носят  по  преимуществу  фактический  характер,  представляется  возможным  сравнить  их  с  фактическим  времяпрепровождением  ребёнка.  Одновременно  с  собиранием  детских  жизнеописаний  мы  вели  собирания  бюджета  времени  ребёнка»  (Рыбников Н.А.,  1930).

Применял  количественный  анализ  документов  и  психолог  П.П. Блонский,  который  проанализировал  190  собранных  им  «первых  воспоминаний»  учителей  и  студентов,  а  также  83  письменные  работы  школьников  (в  основном  11  -  13  лет)  на  тему  «Моё  самое  раннее  воспоминание  детства»,  в  целях  выявления  характера  первых  воспоминаний.

Исследователь  делает  вывод,  что  содержанием  68%  воспоминаний  взрослых  и  74%  воспоминаний  школьников  является  несчастье.  «Несчастье  и  страх  -  таковы  основные  мнемонические  факторы»,  что  противоречат  фрейдовской  теории  забывания  как  вытеснения  неприятного. 

 

Тогда  же  в  социолого-журналистских  целях  В.А. Кузьмичёв  провёл  тематический  анализ  12  еженедельных  советских  газет,  использовав  ту  же  группировку  содержания,  что  и  известный  исследователь  американской  прессы  тех  лет  М. Уилли:  «1)  политика,  2)  экономика,  3)  культура,  4)  сенсация  (уголовщина,  разоблачение  и  т. д.),  5)  спорт,  6)  персоналии  (об  отдельных  людях),  7)  мнения  (редакционные  статьи,  карикатуры),  8)  просто  интересный  материал,  для  развлечения,  9)  журнальный  материал  (рассказы,  моды,  кулинария,  фотография  и  т. д.),  10)  смесь»  (Кузьмичёв  В.А.,  1930). 

В  качестве  примера  более  позднего  медико-психодиагностического  изучения  документов  можно  привести  тематический  анализ  содержания  4000  записанных  сновидений  здоровых  и  больных  людей,  который  осуществлялся  В.Н. Касаткиным  на  протяжении  1930-50-х гг.  При  этом  учитывались  основные  особенности  качеств  и  условий  жизни  людей,  сновидения  которых  изучались:  возраст,  пол,  образование,  специальность,  состояние  здоровья,  семейное  положение,  родной  язык  и  владение  другими  языками,  местожительство,  биографические  сведения,  дата,  содержание  дня,  предшествующего  сновидению,  и  состояние  испытуемого  при  пробуждении.

Автор,  в  частности,  нашёл,  что  в  «сновидениях  взрослых  людей  встречались  элементы,  связанные  с  работой,  трудовой  деятельностью  (специальностью),  в  62,5%  всех  сновидений;  элементы  быта,  как  то:  жилище,  одежда,  пища  и  т. п. – в  41,4%  всех  сновидений;  элементы,  связанные  со  здоровьем,  -  в  44,3%;  эпизоды  из  семейной  жизни  -  в  38,6%,  сексуальные  -  в  8,0%  всех  сновидений».  Эти  и  другие  данные  позволили  Касаткину  оспаривать  фрейдовскую  теорию  сновидений.

Американскими  исследователями  контент-анализ   стал  использоваться  с  40-х  годов  и  для  определения  психологических  особенностей,  психических  состояний  личности  и  групп.  Например,  психологическую  структуру  отдельной  личности  на  основе  анализа  коллекции  личности  документов  исследовали  Г. Оллпорт  и  А. Болдуин.  Психическую  напряжённость,  пресуицидные  состояния  и  мотивацию  посредством  анализа  содержания  писем,  записок,  дневников  пытались  измерить  Дж. Доллард  (1947)  и  О. Маурер,  Ч. Осгуд  и  Е. Уолкер (1959).

В  целях  специфической  психолого-политической  диагностики  изучали  различия  в  социальных  ценностях  у  представителей  США  и  Германии  К. Левин (1947) и  Х. Себалд  (1962).  Первый  исследователь  анализировал  американскую  и  немецко-фашистскую  литературу  для  юношества,  а  второй  -  песенники  этих  же  стран,  изданные  в  1940  г.  В  обоих  случаях  были  обнаружены  явные  различия  в  ценностных  ориентациях,  которые  пропагандировались  американскими  и  немецкими  изданиями  тех  лет.

 

Следует  подчеркнуть,  что  контент-анализ  основан  на  принципе  повторяемости,  частотности  различных  смысловых  и  формальных  элементов  в  документах  (определённых  понятий,  суждений,  тем,  образов  и  т.п.).  Поэтому  данный  метод  применяется  только  тогда,  когда  имеется  достаточное  количество  материала  для  анализа  (представлено  много  однородных  документов,  автобиографий,  писем,  фотографий  и  т. д.  или  есть  несколько  и  даже  один  документ,  например,  дневник,  но  достаточного  объёма).  При  этом  интересующие  нас  элементы  содержания  (единицы  анализа)  также  должны  встречаться  в  исследуемых  документах  с  достаточной  частотой.  В  противном  случае  выводы  будут  лишены  статистической  достоверности.  Критерием  здесь  служит  закон  больших  чисел.

 

 

Литература

 

1.     Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. − М.: Педагогика, 1982.

2.     Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебнки для вузов»).

3.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.

4.     Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1009 с. (Серия «Мир психологии»)

5.     Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Рада Михайловна Грановская. –  СПб.: Свет, 1998.

6.       Грановская, Р.М. Психология веры / Рада Михайловна Грановская. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 576 с.

7.       Громкова,  М.Т. Психология  и  педагогика  профессиональной  деятельности:  Учеб.  пособие  для  вузов / Майя Тимофеевна Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

8.     Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / Майя Тимофеевна Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.

9.       Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика / К.М. Гуревич. – СПб., 2008.

10. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"