Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

       исследовательский (поисковый или эксплораторный) эксперимент – проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В;

       подтверждающий (конфирматорный) эксперимент – проводится тогда, когда существует информация о качественной связи между двумя переменными и выдвигается гипотеза о виде этой связи. В этом виде эксперимента выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

 

Алгоритм исследования:

1.       Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2.       Проводится поисковый эксперимент.

3.       В случае неподтвеждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4.       Проводится подтверждающий эксперимент.

5.       Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

 

Различные виды экспериментального исследования:

1)      критический эксперимент – проводится для того, чтобы временно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив;

2)      «пилотажное исследование» – пробный, первый эксперимент, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д.;

3)      полевое исследование – проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни. Его считают квазиэкспериментом или «естественным экспериментом», т.к. при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную.

 

Основные этапы психологического экспериментального исследования:

1.       Определение темы исследования. Первичная постановка проблемы.

Эмпирические исследования проводятся в трех основных случаях:

       проверка гипотезы о существовании явления;

       проверка гипотезы о существовании связи явлений;

       проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

2.       Этап работы с научной литературой: поиск определений базовых понятий; составление библиографии по тематике исследования.

3.       Уточнение гипотезы и определение переменных (экспериментальная гипотеза выражена в виде импликативного высказывания «Если… то…», она конкретизирована и операционализируема).

4.       Выбор экспериментального инструмента, который позволял бы исследователю: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

5.       Планирование экспериментального исследования – центральный этап процедуры. Речь идет о выведении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирования необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных. Следующим шагом является выбор экспериментального плана.

6.       Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Потенциальные испытуемые – популяция, генеральная совокупность. Множество людей в эксперименте – выборка. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. Одно из требований к выборке – репрезентативность.

7.       Проведение эксперимента. Исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента (постэкспериментальное интервью).

 

Основные этапы проведения эксперимента:

              А)  Подготовка эксперимента.

              Б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.

              В) Экспериментирование.

8.       Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов. Типы статистических гипотез:

а)  о сходстве или различии двух или более групп;

б)  о взаимодействии независимых переменных;

в)  о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г)  о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

9.       Выводы и интерпретация результатов.

10.   Конечный продукт исследования – научный отчет, рукопись статьи, монография и т.д.

 

2.8. Психодиагностические тесты

 

Проблема психологических тестов принадлежит к числу наиболее сложных, противоречивых и наиболее запутанных проблем общей, дифференциальной и педагогической психологии. На это указывал ещё в 1920-х гг. В. Штерн, писавший, что по отношению к тестам «в преувеличенных надеждах и преждевременных требованиях нет недостатка, так же как и в бессмысленных нападках и бесплодной критике».

Многообразие психодиагностических методов объясняется различием целеё, которые достигаются в процессе их использования, и теоретических концепций, на базе которых они разрабатываются.

Активность применения таких методов для решения различных задач периодически меняется. Это обусловлено рядом причин, относящихся как к особенностям самих методов, так и к оценке получаемых с их помощью результатов, определяющих в конечном итоге практическую полезность психодиагностики.

 

Цели применения психодиагностических методов зависят от содержания прикладных задач, предполагающих оценку и учёт индивидуально-психологических особенностей обследуемых.

Концепции, составляющие методологическую основу  методов психодиагностики, также меняются в зависимости от результатов теоретических и экспериментальных исследований в области общей психологии и различных её разделов, а также косвенно зависят от воззрений и предпочтений их авторов.

Одной из ключевых проблем разработки методологической базы психодиагностики является главная теоретическая проблема психологии человека – проблема выбора адекватной (в данной ситуации) модели личности. Проблема эта в настоящее время должным образом не решена ни в одном из разделов научной психологии.

Отсутствие единой, или хотя бы примерно согласованной концептуальной базы в психодиагностике существенно снижает её возможности по решению практических задач. Кроме того, это обстоятельство существенно влияет на отношение непрофессионалов к результатам психодиагностических обследований.

 

2.9. Из  истории  психологических  тестов

 

Предыстория  тестов уходит  в  глубину  веков,  она  связана  с  испытаниями  различных  способностей,  знаний,  умений  и  навыков.  Сообщается,  что  уже  в  середине  III  тысячелетия  до  н.э.  в  Древнем  Вавилоне  проводились  испытания  выпускников  в  школах,  где  готовились  писцы.  Профессионально  подготовленный  писец,  благодаря  обширным  по  тем  временам  знаниям,  был  центральной  фигурой  месопотамской  цивилизации.  Он  был  обязан  знать  все  четыре  арифметических  действия,  уметь  измерять  поля,  распределять  рационы,  делить  имущество,  владеть  искусством  пения  и  игры  на  музыкальных  инструментах.  Кроме  того,  проверялось  умение  разбираться  в  тканях,  металлах,  растениях  (Дандамаев М.А.).

 

В  Древнем  Египте  только  того  обучали  искусству  жреца,  кто  был  способен  выдержать  систему  определённых  испытаний.  Вначале  кандидат  в  жрецы  проходил  собеседование,  в  процессе  которого  выяснялись  его  биографические  данные,  уровень  образованности;  кроме  того,  оценивалась  внешность,  умение  вести  беседу.  Затем  следовали  проверки:  умения  трудиться,  слушать  и  молчать,  испытания  огнём,  водой,  страхом  преодоления  мрачных  подземелий  в  полном  одиночестве  и  др.  Все  эти  довольно  жёсткие  испытания  дополнялись  угрозой  смерти  для  тех,  кто  не  был  уверен  в  своих  способностях  к  учению  и  в  том,  что  сумеет  выдержать  все  тяготы  длительного  периода  образования.  Поэтому  каждому  кандидату  предлагалось  ещё  раз  подумать  и,  тщательно  взвесив,  решить,  с  какой  стороны  закрыть  за  собой  дверь  в  храм  -  с  внутренней  или  с  внешней  (Аванесов В.С.).

 

Сообщается,  что  эту  суровую  систему  испытаний  успешно  преодолел  знаменитый  учёный  древности  Пифагор.  Вернувшись  в  Грецию,  он  основал  школу,  допуск  в  которую  открывал  только  для  тех,  кто  был  способен  преодолеть  серию  различных  испытаний,  похожих  на  те,  которые  он  выдержал  сам.  Как  свидетельствуют  источники,  Пифагор  подчёркивал  важную  роль  интеллектуальных  способностей,  утверждая,  что  «не  из  каждого  дерева  можно  выточить  Меркурия»,  и  потому,  вероятно,  придавал  большое  значение  диагностике  именно  этих  способностей.  Для  этого  каждому  давалось  сравнительно  трудная  математическая  задача.  В  случае  её  решения  вопрос  о  приёме  решался  сразу.  Однако  чаще  всего  задача  не  решалась,  после  чего  неудачника  вводили  в  зал,  где  ученики,  по  правилам  испытаний,  должны  были  беспощадно  поднимать  его  на  смех,  давая  ему  обидные  прозвища.  Если  поведение  новичка  в  этой  критической  ситуации  характеризовалось  умением  отвечать  на  выпады,  хорошо  и  достойно  держать  себя,  его  принимали  в  школу  (Голицын Н.Н.,  Аванесов В.С.).

Особое  значение  Пифагор  придавал  смеху  молодых  людей,  утверждая,  что  манера  смеяться  является  самым  хорошим  показателем  характера  человека.  Он  внимательно  относился  к  рекомендациям  родителей  и  учителей,  вёл  тщательное  наблюдение  за  каждым  новичком  после  того,  как  последнего  приглашал  свободно  высказываться  и  не  стесняться,  смелее  оспаривать  мнения  собеседников.

 

Сообщается,  что  за  2200  лет  до  н. э.  в  Древнем  Китае уже  существовала  система  проверки  способностей  лиц,  желавших  занять  должности  правительственных  чиновников.  Каждые  три  года  чиновники  повторно  экзаменовались  лично  у  императора  по  «шести  искусствам»:  музыке,  стрельбе  из  лука,  верховой  езде,  умению  писать,  считать,  знанию  ритуалов  и  церемоний.  Для  государства  система  экзаменов  была  важным  средством  отбора  достаточно  способных,  в  меру  эрудированных  и,  главное,  лояльных  по  отношению   к  власти  людей  для  последующего  их  использования  на  административной  службе  (Dubois P.).

Нередко  результаты  испытания  интеллектуальных  способностей  становились  предметом  гордости  того  или  иного  народа,  а  иногда  даже  служили  для  извлечения  доходов.  Сообщается,  например,  что  индийский  царь  Девсарм,  желая  испытать  мудрость  персов,  прислал  им  шахматы.  Предполагалось,  что  персы  вряд  ли  сумеют  разгадать  суть  этой  игры,  и  потому  они  должны  были  по  условию  отослать  в  Индию  подать.  Сообщается,  однако,  что  визирь  Хо-срова  Важургмихр  понял  правила  шахматной  игры  и,  в  свою  очередь,  изобрёл  игру,  называемую  сейчас  нарды.  Он  послал  с  новой  игрой  гонца  в  Индию,  где  её,  как  выяснилось,  разгадать  не  смогли  (Орбели И.А.).

 

Другим  свидетельством  использования  испытаний  тестового  характера  являются  материалы,  излагающие  основы  религиозного  учения  чань-буддизма. Учителя  чань-буддизма  использовали  загадки,  вопросы-парадоксы  с  одновременным  созданием  ситуации  психологического  стресса.  Отвечать  на  них  необходимо  было  сразу,  на  раздумывание  не  отводилось  ни  секунды.  Как  отмечает  Н.В.Абаев,  в  чаньских  поединках-диалогах  сама  парадоксальность  постановки  вопросов  (например,  была  ли  борода  у  бородатого  варвара  или  имеет  ли  собака  природу  Будды)  создавала  драматическое  напряжение,  которое  усиливалось  всем  образом  действий  наставника.  Хватая  своего  оппонента  и  крича  на  него:  «Говори!  Говори!  Отвечай  немедленно!»,  он  создавал  ситуацию  психического  напряжения.  Чаньские  парадоксальные  загадки  использовались,  по  мнению  этого  же  автора,  в  качестве  тестов  на  определённый,  «чаньский»  ход  мышления.  В  зависимости  от  того,  как  тестируемый  отвечал  на  эти  загадки,  опытный  наставник  определял,  на  каком  уровне  «просветлённости»  он  находился  и  какие  меры  нужно  принять  для  углубления  его  «чаньского  опыта»,  а  также  выявлял  людей,  скрывающих  за  внешней  грубостью  и  странностью  манер  свою  некомпетентность  (Абаев Н.В.).

 

В  созданном  чжурчжэнями  государстве  Цинь  результаты  экзаменов  применялись  для  распределения  выпускников  медицинского  училища.  Из  числа  выдержавших  экзамены  лучшие  поступали  на  государственную  службу  в  качестве  практикующих  врачей,  преподавателей  или  исследователей,  худшие  получали  разрешение  заниматься  частной  практикой.  Не  выдержавшим  экзамен  рекомендовалось  продолжить  подготовку,  либо  сменить  профессию  (Воробъёв М.В.).

 

Различные  конкурсы  и  экзамены  устраивались  и в средневековом  Вьетнаме.  Всего  за  два  года,  в  период  с  1370  по  1372 г.,  удалось  провести  переаттестацию  всех  военных  и  гражданских  чиновников,  что  позволило  организовать  проверку  государственного  аппарата  по  всей  стране.  В  результате  этого  Вьетнам  вновь  стал  вильным  и  жизнеспособным  феодальным  государством;  особое  внимание  было  уделено  созданию  боеспособного  офицерского  корпуса  (Берзин Э.О.).

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"