Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

В матрице каждый номер по порядку соответствует определённой фамилии. Результаты социометрического опроса служат основой для анализа взаимоотношений студентов. Путём несложных расчётов по количеству сделанных положительных или отрицательных выборов и взаимовыборов можно определить следующие социометрические индексы: потребность в общении, социометрический статус члена группы, психологическую совместимость, групповое единство, групповую разобщённость, групповую сплочённость. Кроме того, имеется возможность выявить лидеров группы, наличие в ней микрогрупп, а также членов группы, которые не пользуются в ней авторитетом.

 

Для более наглядного представления системы симпатий и антипатий обследуемых применяется социограмма. Для составления социограмм принята определённая символика. Используя её, на социограмме отражают результаты социометрического измерения, приведённые в матрице выбора.

Стрелки на социограмме указывают, кто кого выбирает. Если стрелка двунаправлена, то выбор взаимный. Иногда пунктиром на социограмме отображено и негативное отношение испытуемых друг к другу.

При проведении социометрического опроса целесообразно обеспечить конфиденциальность полученной информации с целью повышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.

 

Достоинства социометрии:

       возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддаётся статистической обработке и может быть представлен наглядно;

       возможность регистрации отношений между всеми членами группы.

 

Недостатки социометрии:

       фиксация преимущественно эмоциональных состояний, выраженных в симпатиях и антипатиях;

       невозможность выявить истинные мотивы выборов;

       то, что число взаимных выборов может отражать не столько сплочённость группы, сколько дружественные связи отдельных микрогрупп.

 

Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надёжно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.

 

Метод тестирования – выполнение испытуемым заданий определённого рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения (П.И. Образцов).

 

Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности. А также их соответствие определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

 

«Тест – это стандартизованное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения и тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами» (Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия, 2001).

Следовательно, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства у объекта исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

 

Тесты характеризуются следующими признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного комплексного целого явления), стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).

 

По направленности тесты делятся на тесты достижения, тесты способностей и тесты личности.

 

Тесты достижений в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений. Дидактический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определённого содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся. Таким образом, дидактический тест целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными системными факторами:

       содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, 

       нарастанием трудности от задания к заданию.

 

Принцип нарастания трудности позволяет определить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования – выявить наличие навыков и умений. Трудность задания как субъективное понятие определяется эмпирически, по величине доли неправильных ответов. Этим трудность отличается от объективного показателя – сложности, под которым понимают совокупность числа понятий, вошедших в задание, числа логических связей между ними и числа операций, необходимых для выполнения задания. Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых превращаются в истинные или ложные.

 

Тесты способностей чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными. Они позволяют судить не только о результатах в усвоении определённого учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса. К ним относят, например, тест Равенна, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.

 

Тесты личности дают возможность по реакции на задания теста судить особенностях свойств личности – направленности, темпераменте, чертах характера. Проявления свойств личности вызываются посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения, стимулирующие ассоциативные реакции респондентов).

Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространённым при исследовании личности. В чём же спорность этого метода? Какие трудности стали осознаваться в тестологии? Что тормозит его распространение?

 

Основные факторы спорности метода тестирования (П.И. Образцов):

       успешное решение теста в обычных условиях не означает успешность аналогичных умственных усилий в сложной обстановке;

       зная характер тестовых процедур, испытуемому можно просто подготовиться к решению аналогичного теста, а в некоторых случаях – узнать результат заранее;

       результаты тестирования в данный момент (диагностика) могут существенно разниться с результатами подобных испытаний через значительный промежуток времени в силу неравномерного развития способностей у людей;

       большинство параметров, которые надёжно диагностируются тестовыми методиками, не являются ведущими, определяющими качествами личности.

 

В настоящее время существуют отработанные, качественные, достаточно эффективные тесты, для которых характерны прежде всего высокая валидность и надёжность применения.

 

Надёжность теста – его фундаментальная характеристика, показывающая. В какой степени ответы одной и той же личности совпадают при её неоднократном тестировании данным тестом (П.И. Образцов).

У лучших тестов надёжность, выраженная коэффициентом корреляции, составляет от 0,6 до 0,9. Если тест не достиг данного уровня надёжности, то его применение некорректно.

 

Валидность теста – пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить (П.И. Образцов).

Валидность находится путём вычисления коэффициента корреляции между результатом тестирования и действительным уровнем развития диагностируемого качества личности после всестороннего и многопланового исследования испытуемых по данному свойству. В этом случае валидность, найденная с помощью коэффициента корреляции Спирмена, равна 0,9 (она также может быть найдена с помощью коэффициента корреляции Пирсона). Это довольно высокий результат.

 

Таким образом, тестовые методики могут быть эффективным инструментом психолого-педагогического исследования.

 

 

 

 

2.7. Методы изучения продуктов деятельности

 

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод. позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности (П.И. Обрзцов).

 

«Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включённости в некоторую систему взаимодействий и отношений» (В.И. Загвязинский).

 

Изучение продуктов деятельности человека в широком смысле есть не что иное, как изучение последствий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальны сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить своё отношение к системе ценностей и т.д. В более узком плане речь может идти о материализованных результатах деятельности человека (сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам, поделки, различные модели, детали и т.п.).

При изучении продуктов деятельность сегодня используют технические средства (фотографирование, киносъёмка, телевидение, и звукозапись, компьютерная техника).

 

Метод изучения документации (отчётно-учётной, нормативной и др.). Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации того или иного процесса деятельности.

 

Метод контент-анализа, позволяющий получить достоверную информацию путём её специальной выборки.

 

Контент-анализ (англ. content – содержание, analysis – разложение) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т.д.). При его использовании на больших массивах информации (например, текстов) в соответствии с целями исследования выделяются определённые смысловые единицы содержания и формы информации (например, отдельные психологические характеристики, виды взаимодействия людей и т.д.). Далее для выявления существующих тенденций определяются частота и объём их употребления. Контент-анализ даёт возможность выявлять в текстах отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива и т.д. В отличие от содержательного анализа, этот научный метод используется для получения информации, отвечающей некоторым качественным критериям – объективности, надёжности и валидности.

 

2.8. Метод эксперимента

 

Метод эксперимента состоит в моделировании определённых жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и заранее сконструированных условиях (Забродин Ю.М., Пахальян В.Э., 2010).

 

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием (В.Н. Дружинин).

 

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – общенаучный метод исследования, который в психологии заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного, его развития и функционирования. Метод эксперимента предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Различают естественный (дублирующий реальный мир), искусственный (улучшающий реальный мир) и лабораторный; индивидуальный и групповой; реальный и мысленный; безупречный (внутренняя и внешняя валидность которого стремятся к 1); идеальный (в котором исследуется только само отношение между зависимой и независимой переменной), бесконечный и т.д.; кросс-индивидуальный (в котором используется много уровней независимой переменной в определенной последовательности), межгрупповой (влияние независимой переменной проверяется на различных группах испытуемых), индивидуальный (в котором предъявляются все состояния независимой переменной исследуемым) и др. Существует статистическая теория эксперимента как метода исследования (Н.И. Конюхов).

 

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольной групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования:

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"