Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Процедуры  подсчёта  тестовых  баллов  и  интерпретации  должны  быть  описаны  с  однозначной  ясностью,  позволяющей  получать  идентичные  результаты  при  обработке  одинаковых  протоколов  разными  пользователями.

 

4.  В  популярных  изданиях  авторы-психологи  не  имеют  права  разглашать  профессиональную  тайну:  описывать  смысл  диагностических  приёмов,  знание  которых  испытуемыми  существенно  вредит  валидности  методики.

 

1.5.1.  Требования  к  методикам

 

Целесообразно  придерживаться  разных  требований  к  психодиагностическим  методикам  разного  типа.

1.  Измерительные  методы  (тесты)  должны  удовлетворять  следующим  требованиям:

а)  должны  быть  однозначно  сформулированы  цели,  предмет  и  область  применения  методики.  Предмет,  диагностический  конструкт  (концепт),  должен  быть  сформулирован  в  теоретических  понятиях  и  соотнесён  на  теоретическом  уровне  с  системой  релевантных  концептов.  Должна  быть  чётко  выделена  область  применения,  под  которой  подразумевается  особая  социальная  среда  или  сфера  общественной  практики  (производство,  медицина,  семейная  жизнь  и  т.п.),  контингент  испытуемых  (пол,  возраст,  образование,  профессиональный  опыт,  должностное  положение).  Должны  быть  конкретизированы  цели  использования  результатов:  для  прогноза  успешности  профессиональной  деятельности,  для  психологического  вмешательства,  для  принятия  правовых,  административных  решений,  для  прогноза  стабильности  коллектива  и  т.п.;

б)  процедура  проведения  должна  быть  задана  в  виде  однозначного  алгоритма,  пригодного  для  передачи  лаборанту,  не  имеющему  специальных  психологических  знаний,  или  ввода  в  компьютер,  используемый  для  предъявления  заданий  и  анализа  ответов;

в)  процедура  обработки  должна  использовать  статистически  обоснованные  методы  подсчёта  и  стандартизации  тестового  балла  (по  статистическим  или  критериальным  нормам).  Выводы  (диагностические  суждения)  на  основе  тестового  балла  должны  сопровождаться  указанием  на  вероятностный  уровень  статистической  достоверности  этих  выводов;

г)  тестовые  шкалы  должны  быть  проверены  на  репрезентативность,  надёжность  и  валидность  в  заданной  области  применения.  Другие  разработчики  и  квалифицированные  пользователи  должны  иметь  возможность  повторить  стандартизованные  исследования  в  своей  области  и  разработать  частные  стандарты  (нормы);

д)  процедуры,  основанные  на  самоотчёте,  должны  быть  снабжены  средствами  контроля  за  достоверностью,  позволяющими  автоматически  отсеивать  протоколы;

е)  головная  методическая  организация  определённого  ведомства  (области  применения)  должна  вести  банк  данных,  собранных  по  тесту,  и  производить  периодическую  коррекцию  всех  стандартных  методик.

 

2.  Экспертные  методы:

а)  данный  пункт  повторяет  содержание  пункта  а)  для  тестов.  Дополнение:  инструкции  по  применению  снабжаются  указанием  на  требуемую  квалификацию  экспертов,  их  необходимое  количество  для  получения  надёжных  данных  по  методу  независимых  оценок;

б)  инструкции  по  применению  должны  пройти  специальные  испытания  на  однозначность  их  выполнения  экспертами  по  отношению  к  некоторому  эталонному  набору  данных  (текстов,  рисунков,  звуко-  или  видеозаписей);

в)  процедура  обработки  результатов  должна  включать  в  себя  такое  документирование  промежуточных  этапов  обработки,  которое  позволило  бы  перепроверить  конечный  результат  другому  эксперту;

г)  пользователи-разработчики  должны  иметь  возможность  воспроизвести  нормативное  исследование  по  измерению  экспертной  согласованности  на  эталонном  наборе  данных;

д)  головная  организация  должна  вести  банк  данных,  обеспечивая  подготовку  пользователей  и  их  переподготовку  (в  соответствии  с  пересмотренными  стандартами  методики).

Любая  методика,  не  удовлетворяющая  перечисленным  выше  требованиям,  не  может  считаться  профессиональной  психодиагностической  методикой.  Методики  должны  проходить  аттестацию  в  рамках  головных  методических  организаций,  в  обязанности  которых  входит  составление  библиотек  «аттестованных  психодиагностических  методик».  Вся  инструктивная  литература  по  методикам,  не  прошедшим  аттестацию,  не  может  считаться  пригодной  для  применения  в  практической  психологии.  Это  не  исключает  возможность  применения  неаттестованных  методик  в  исследовательских  целях.

 

1.5.2.       Требования  к  пользователям

К  пользователям,  являющимися  профессиональными  психологами,  и  к  пользователям-непсихологам  предъявляются  разные  требования.

Пользователь-психолог:

а)  должен  знать  и  применять  на  практике  общие  теоретико-методологические  принципы  психодиагностики,  владеть  основами  дифференциальной  психометрики,  должен  следить  за  текущей  методической  литературой  по  психодиагностике,  самостоятельно  вести  картотеку  и  личную  библиотеку  методик,  применяемых  в  заданной  области;

б)  отвечает  за  решения,  принимаемые  на  основе  тестирования,  обеспечивая  их  соответствие  репрезентативности  и  прогностической  валидности  методики.  Он  предупреждает  возможные  ошибки,  допускаемые  непрофессионалами,  не  знакомыми  с  ограничениями  в  использовании  того  или  иного  теста;

в)  пользуется  преимущественным  правом  по  сравнению  с  непрофессионалами  на  проведение  психодиагностики  в  заданной  области,  на  использование  протоколов  в  соответствии  с  профессионально-этическими  принципами  и  интересами  психологии.  Он  пользуется  преимущественным  правом  получения  методических  материалов,  в  том  числе  приобретения  их  в  качестве  индивидуальной  профессиональной  собственности.

Психолог  обеспечивает  необходимый  уровень  надёжности  диагноза,  применяя  параллельные  стандартизованные  и  нестандартизованные  методики,  а  также  метод  независимых  экспертных  оценок;

г)  в  подборе  методик  в  комплексную  программу  обследования  не  руководствуется  субъективными  предпочтениями  и  предубеждениями  в  оценке  методик,  а  исходит  из  требования  максимальной  эффективности  диагностики:  максимум  надёжности  при  минимуме  затрат;

д)  параллельно  с  использованием  методик  ведёт  научно-методическую  работу,  анализируя  по  собранным  данным  эффективность  применения  методики  в  заданной  области.  Ведение  такой  научно-методической  работы  входит  в  основной  круг  обязанностей  психолога,  работающего  и  в  исследовательских,  и  в  лечебных  учреждениях.  В  этой  работе  психолог  поддерживает  оперативные  контакты  с  головной  методической  организацией,  передавая  ей  копии  протоколов  (для  накопления  банков  данных)  и  получая  инструктивные  методические  материалы;

е)  обеспечивает  тщательное  соблюдение  всех  требований  для  проведения  стандартных  методик  обследования.  Подсчёт  баллов,  интерпретация,  прогноз  делаются  в  строгом  соответствии  с  методическими  указаниями.  Психолог  не  имеет  права  отклоняться  от  стандарта  в  использовании  методики,  принятого  на  определённый  период.  Все  рекламации  и  предложения  по  использованию  методики  психолог  направляет  в  методический  центр  и  требует  их  учёта  при  очередном  пересмотре  методики;

ж)  обеспечивает  конфиденциальность  психодиагностической  информации,  полученной  от  испытуемого  на  основе  «личного  доверия».  Психолог  обязательно  предупреждает  испытуемого  о  том,  кто  и  для  чего  может  использовать  эту  информацию.  Психолог  не  имеет  права  скрывать  от  испытуемого  то,  какие  решения  могут  быть  вынесены  на  основе  психологической  диагностики;

з)  психолог  хранит  профессиональную  тайну:  не  передаёт  лицам,  не  уполномоченным  вести  психодиагностическую  практику,  инструктивных  материалов,  не  раскрывает  перед  потенциальными  испытуемыми  секрет  той  или  иной  психодиагностической  методики,  на  котором  основана  его  валидность;

и)  обязательно  рассматривает  наряду  с  наиболее  вероятной  и  альтернативную  диагностическую  гипотезу  (интерпретацию  данных),  применяя  в  психодиагностике  принцип,  аналогичный  принципу  «презумпции  невиновности»  в  судопроизводстве;

к)  сообщает  в  региональные  или  центральные  органы  Общества  психологов  о  всех  замеченных  им  где-либо  нарушениях  нормативных  (процедурных  и  этических)  принципов  психодиагностики.  Психолог  уполномочен  лично  препятствовать  некорректному  и  неэтичному  применению  психодиагностики.

 

1.5.3.       Использование методик  специалистами-смежниками

Отдельные,  хорошо  теоретически  и  психометрически  обоснованные  методики,  не  требующие  специальных  знаний  при  интерпретации,  могут  использовать  специалисты  смежных  с  психологией  областей:  учителя,  врачи,  социологи,  инженеры,  экономисты.  При  этом  специалист-смежник  (пользователь)  должен  выполнять  следующие  требования:

а)  предварительно  проконсультироваться  с  психологами,  работающими  в  данной  практической  отрасли,  о  том,  какие  именно  методики  могут  быть  применены  для  решения  поставленных  задач.  При  наличии  аттестованных  методик  пользователь  должен  воспользоваться  именно  ими;

б)  если  психологи  предупреждают  пользователя  о  том,  что  правильное  использование  методики  требует  общих  знаний  о  психодиагностике  или  специальной  подготовки  (по  овладению  методикой),  то  пользователь  обязан,  либо  выбрать  другую  методику,  либо  пройти  соответствующую  подготовку,  либо  привлечь  к  проведению  психодиагностики  психолога,  либо  отказаться  от  проведения  психодиагностики;

в)  пользователь,  получающий  доступ  к  «п-методикам»,  автоматически  берёт  на  себя  обязательство  по  соблюдению  профессиональной  тайны;

г)  пользователь  соблюдает  все  этические  нормативы  в  проведении  обследования  по  отношению  к  испытуемому  и  любым  третьим  лицам:  он,  так  же  как  психолог,  не  имеет  права  злоупотреблять  доверием  и  обязан  предупреждать  испытуемого  о  том,  как  будет  использована  информация;

д)  методики,  не  обеспеченные  однозначной  стандартной  инструкцией,  необходимыми  показателями  надёжности  и  валидности,  требующие  параллельного  использования  высокопрофессиональных  экспертных  методов,  не  могут  использоваться  специалистами-непсихологами;

е)  пользователь  содействует  психологам  в  соблюдении  процедурных  и  этических  нормативов,  предпринимает  меры  для  предотвращения  некорректного  использования  методик.

Все  приведённые  требования  находятся  в  соответствии  с  международными  профессионально-этическими  стандартами,  принятыми  в  работе  психологов.  Основные  идеи  этих  стандартов  могут  быть  кратко  сформулированы  в  виде  следующих  принципов:

1)      ответственность;

2)      компетентность;

3)      этическая  и  юридическая  правомочность;

4)      квалифицированная  пропаганда  психологии;

5)      конфиденциальность;

6)      благополучие  клиента;

7)      профессиональная  кооперация;

8)      информирование  клиента  о  целях  обследования;

9)      морально-позитивный  эффект  исследования;

10)  гражданственность  и  патриотизм.

 

«Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент» (Н. Н. Ланге).

 

«Столь развившийся теперь в науке фельдшеризм, т.е. отрыв технической исполнительской функции исследователя, главным образом обслуживания аппаратов по известному шаблону, от научного мышления, и сказывается прежде всего в упадке научного языка. В сущности, это прекрасно знают все мыслящие психологи: в методологических исследованиях львиную долю забирает терминологическая проблема, требующая вместо простой справки сложнейшего анализа» (Л.С. Выготский).

 

 

 

Литература

 

1.     Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Борис Герасимович Ананьев. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.

2.     Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

3.     Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебнки для вузов»).

4.     Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с. 

5.     Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1009 с. (Серия «Мир психологии»)

6.     Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Рада Михайловна Грановская. –  СПб.: Свет, 1998.

7.       Грановская, Р.М. Психология веры / Рада Михайловна Грановская. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 576 с.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"