Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта (В.Н. Дружинин).

 

              Особенности  метода  наблюдения:

       непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

       пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

       сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Ограниченность метода наблюдения.

 

Виды наблюдений:

       несистематическое и систематическое;

       «сплошное» и выборочное;

       непосредственное и с использованием наблюдательных приборов;

       внешнее и включенное.

Фиксация результатов наблюдения в процессе наблюдения или по прошествии времени.

 

Процедура исследования методом наблюдения:

1)       определение предмета наблюдения (поведение); объекта (отдельные индивиды или группа); ситуаций;

2)       выбор способа наблюдения и регистрации данных;

3)       построение плана наблюдения (ситуация – объект – время);

4)       выбор метода обработки результатов;

5)       проведение обработки и интерпретации полученной информации.

 

Предметы наблюдения:

1)         речевые акты (содержание, последовательность, частота, продолжительность, интенсивность и т.д.);

2)         выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела и др.

3)         движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движений и т.д.);

4)         физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.п.) (В.Н. Дружинин).

Предметы наблюдения (наблюдаемое):

1)      поведение индивидов;

2)      чужая деятельность, внешние формы ее протекания;

3)      языковое сознание других индивидов, выраженное в речи;

4)      экспрессивные формы эмоциональных состояний;

5)      черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографический путь личности (Т.В. Корнилова).

 

Ошибки наблюдения:

1)      гало-эффект – обобщенное, грубое впечатление наблюдателя;

2)      эффект снисхождения – тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;

3)      ошибка центральной тенденции – усредненная оценка наблюдаемому поведению;

4)      ошибка корреляции – оценка одного признака поведения на основании другого наблюдаемого признака;

5)      ошибка контраста – склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным;

6)      ошибка первого впечатления – первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения (А.А. Ершов).

 

Общие признаки наблюдения:

1)      наличие цели наблюдения;

2)      активность наблюдателя;

3)      включенность наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических;

4)      относительная объективность оценки результатов наблюдения.

 

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами.

Категории  и  единицы субъекта наблюдения, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Каузальная атрибуция – причинное объяснение воспринимаемым событиям как психологическим фактам.

Протокол наблюдения (сплошной, выборочный).

 

Процедура наблюдения:

1.       Этап подготовки: составление исходных представлений об «объекте» наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2.       Этап разработки наблюдения, или конкретного плана, включающего как выбор «техник» наблюдения, так и последовательность их применения (программа).

3.       Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол.

4.       Последний этап – обработка и интерпретация результатов (Т.В. Корнилова).

 

Программа подготовки к наблюдению:

1)      Выбор предмета исследования.

2)      Выбор ситуаций, в которых можно наблюдать данное поведение.

3)      Выбор и категоризация индикаторов для наблюдаемой поведенческой сферы.

4)      Определение того, кто из субъектов наблюдения и в течение какого временного отрезка должен находиться под наблюдением.

5)      Прогнозирование возможных ошибок при наблюдении, поиск возможностей их предотвращения.

6)      Подготовка к занесению результатов наблюдения непосредственно после его проведения.

 

Метод  анализа  взаимодействия

(Н.М. Першина, Н.В. Кузьмина)

 

1. Подготовительная фаза – ориентировка в наблюдаемой среде, изучение формальной              и неформальной организации коллектива.

2. Наблюдение взаимодействия (речевого и двигательного). Объекты – лица, занятые совместной деятельностью. Аспекты для наблюдения:

1)         участники (количество их, их роль в коллективе, степень их активности и пассивности);

2)         последствия взаимодействия участников (их цель в коллективе);

3)         средства, к которым прибегают для связи внутри группы;

4)         события или стимулы, которые вызывают наблюдаемую ситуацию (природа их возникновения: искусственная или естественная);

5)         факторы, поддерживающие ситуацию и деятельность (групповые и индивидуальные мотивы, потребности, общественные нормы);

6)         предел деятельности участников, физический и социально-психологический барьер, симпатии и антипатии, традиции и нормы;

7)         более широкий социальный контекст (как он влияет на деятельность группы);

8)         что и как повторяется в ситуации и с какими интервалами;

9)         продолжительность ситуации;

10)      отклонения от обычного поведения в данной ситуации (игнорирование норм);

11)      противоречия в данной ситуации между старыми и последующими целями деятельности и их реализация;

3.       Анализ взаимодействия. Классификация по критериям:

1)       интенсивность различных видов взаимодействия, способствующих укреплению или ослаблению связей между членами коллектива;

2)       концентрация взаимодействия, локализация вокруг определенных лиц;

3)       объем взаимодействия в пределах группы (коллектива) и вне его;

4)       направление взаимодействия (кто инициатор?);

5)       содержание взаимодействия (его виды, преобладание формального и неформального взаимодействия).

 

 

2.5. Беседа как метод исследования

 

Беседа – один из методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей (П.И. Образцов). В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

 

 

Виды беседы:

1. Формализованная беседа предполагает стандартизованную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

              2. Неформализованная беседа проводится по нежёстко стандартизированным вопросам, что даёт возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

             

Правила применения метода беседы:

       беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

       формулировать вопросы чётко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

       подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развёрнутые ответы;

       избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

       вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

       не проводить беседу второпях, в возбуждённом состоянии;

       выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал её ходу, поддерживать доброжелательный настрой (П.И. Образцов).

 

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства её регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа применение названных средств не рекомендуется.

Чтобы собрать достоверную и ценную информацию при скепсисе испытуемого исследователю лучше занять позицию: «Вы знаете много, помогите нам».

При организации беседы нужна тёплая дружеская обстановка. Но в ряде случаев, когда респондент пытается перетянуть исследователя на свою сторону, лучше держать дистанцию в общении. Создать эти тонкие грани общения – настоящее искусство, которое должно базироваться на знании исследователем психологии людей.

 

2.6. Методы опроса в структуре психологического исследования

 

Методы опроса психологического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы (П.И. Образцов).

 

К этим метода прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Значение методов опроса в психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психологические процессы и явления) исследовательской информацией и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами исследования.

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддаётся обработке, получит её можно сравнительно оперативно и дёшево.

 

Недостатки методов опроса:

       субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонные переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них;

       искажение информации, которое может происходить за счёт методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных;

       неизвестность необходимых сведений опрашиваемым.

 

Формы методов опроса в психологии:

1) интервью (устный опрос);

2) анкетирование (письменный опрос);

3) экспертный опрос;

4) тестирование (со стандартизованными формами оценки результатов опроса);

5) социометрия, позволяющая выявлять межличностные отношения в группе людей.

 

              Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психологических явлений (П.И. Образцов).

              Этот метод даёт возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"