Межличностные отношения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам. Задачи: 1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе. 2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты. 3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 8
1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам 11
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
2.2.1. Результаты социометрического измерения 17
2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 18
2.2.3. Результаты оценки психологической атмосферы коллектива 22
Выводы по Главе 2 23
Заключение 24
Литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в группе.zip.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Групповая сплоченность, По Л. Фестингеру, есть «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» (цит. по [11, С. 39]). По Д. Картрайту, групповая сплоченность определяется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней (цит. по [11, С. 40]).

Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы  внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» [16, С. 82].

Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений  в коллективе является его социально-психологический климат. Психологический климат – это складывающаяся в производственной группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы [2, С. 7]. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе – настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом (Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов и др.). Когда самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива.

1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам

 

Работа менеджера характеризуется  высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми. Профессия менеджера по продажам относится к типам «человек – человек» и «человек – знак». Менеджер по продажам выступает в качестве посредника между производителями товаров (промышленных, продовольственных и других) и населением. Неблагоприятные факторы труда менеджера в области активных продаж связаны с большими физическими нагрузками, работой по скользящему графику или с ненормированным рабочим днем, эмоциональной насыщенностью деятельности.

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Современные авторы выделяют различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности менеджеров по продажам: рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места; профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации, типа организационной культуры.

Помимо сугубо производственных функций и связанных с ними формальных отношений, большой удельный вес в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и межличностные отношения в коллективе. Последние, в свою очередь, учитывая специфику деятельности в сфере менеджмента (высокая интенсивность профессиональных контактов в условиях дефицита времени и необходимости гибко перестраивать модель поведения, нацеленность на карьерный рост и успешную профессиональную деятельность для занятия высокой ступени в социальной иерархии и связанная с этим высокая конкуренция и пр.) могут характеризоваться значительной эмоциональной напряженностью [5]. Непосредственными причинами психической напряженности и стресса могут послужить такие события, как конфликт с руководством, проблемные ситуации в процессе коммуникации с клиентами и коллегами.

В настоящее время  многие торговые предприятия, особенно в сфере непродовольственных товаров, переходят к системе основанной на активных продажах, т.е. продавец становится консультантом для покупателя. Таким образом, несомненно, увеличивается нагрузка на его эмоциональную коммуникативную и волевую сферу, и не всегда такое профессиональное общение сопровождается чувством психологического комфорта для продавца-консультанта. В связи с профессиональными обязанностями менеджеру необходимо сохранять выдержку и тактичность, что не всегда соответствует его внутреннему состоянию, увеличивает нагрузку на его эмоциональную, коммуникативную и волевую сферу и может создавать предпосылки для возникновения производственного стресса.

По данным отечественных исследователей [3], снижению продуктивности профессиональной деятельности и общей работоспособности, предрасположенности к развитию неспецифического стрессового синдрома и эмоционального выгорания наиболее подвержены работники, отличающиеся низким уровнем коммуникативных и управленческих умений и негибкостью моделей поведения, неумением формировать свою команду (сплачивать коллектив), эмоциональной неустойчивостью, низкой социальной активностью и использованием преимущественно управленческий стиль избегания (пассивный уход от разрешения конфликтов).

Вместе с  тем, показано, что высокий уровень коммуникативных умений, ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая общительность в малых группах, социальная смелость, креативность подхода к решению профессиональных задач и межличностных конфликтов относятся к личностным факторам толерантности к стрессу и эмоциональному выгоранию.

Выводы по Главе 1

 

Групповая деятельность людей складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач, важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения как субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, представляют собой достаточно сложный феномен.

Сложная многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе включает несколько слоев: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.

Оптимальные межличностные  отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов и оказывают влияние на успешность всех видов деятельности. Оптимальный уровень межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, и в то же время сам оказывает влияние на его характер.

В коллективе в профессиональной деятельности менеджера межличностные отношения имеют большой удельный вес и, учитывая специфику деятельности в области активных продаж (высокая интенсивность профессиональных контактов в условиях дефицита времени и необходимости гибко перестраивать модель поведения, нацеленность на карьерный рост и успешную профессиональную деятельность для занятия высокой ступени в социальной иерархии и связанная с этим высокая конкуренция и пр.), могут характеризоваться значительной эмоциональной напряженностью, что может приводить к снижению эффективности профессиональной деятельности и общей работоспособности и к развитию неспецифического стрессового синдрома и эмоционального выгорания.

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров

2.1. Организация исследования

 

Исследование проводилось с мая по июнь 2010 года на базе ОАО «Связной» (г. Челябинск). В исследовании приняли участие 20 сотрудников коллектива (менеджеры по продажам салонов сотовой связи «Связной») в возрасте от 19 до 27 лет. Среди обследованных – 8 мужчин и 12 женщин.

С участниками была проведена  подготовительная работа, в ходе которой объяснилась цель опроса и гарантировалось сохранение тайны ответов. Со всеми испытуемыми проводился инструктаж по заполнению опросных листов.

Для реализации цели настоящего исследования использовались психодиагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики. Исследование межличностных отношений в коллективе осуществлялось с помощью следующих методик: Методика социометрического измерения Дж. Морено, Опросник Т. Лири, Опросник Ф. Фидлера «Оценка психологической атмосферы в коллективе».

Методика социометрического  измерения Дж. Морено позволяет оценить межличностные отношения неформального типа, симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности, выявить лидера в группе. Социометрическая процедура в параметрической форме проводилась следующим образом: испытуемым предлагалось выбрать строго фиксированное число из всех членов группы, а именно сделать 3 выбора. Для этого необходимо ответить на вопросы: «Кого бы вы хотели выбрать своим непосредственным начальником?», «Кто Вам по-человечески наиболее симпатичен?», «С кем из Вашего коллектива Вы хотели бы выполнить служебное задание?». При этом каждый участник делал по три выбора по каждому из вопросов – от наиболее вероятного до наименее вероятного, указывая фамилию, имя и отчество выбранного. На основе полученных данных строилась социоматрица: полученные письменные ответы на соответствующие вопросы заносятся в специальные таблицы – социометрические матрицы (см. Приложение 1), где нижняя строка показывает, кто из членов группы получил большее или меньшее количество выборов. Путем суммирования числа полученных выборов и взаимовыборов определяется уровень сплоченности социальной группы (он прямо пропорционален влечению участников друг к другу и обратно пропорционален пространственной дистанции между ними) и социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые), который измеряется посредством подсчета положительных и отрицательных выборов человека, осуществляемых всеми членами группы.

Методика диагностики  межличностных отношений Т. Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник состоит из 128 утверждений (см. Приложение 2).

Исследование преобладающих типов  межличностных отношений проводилось в два этапа. На первом этапе каждый испытуемый оценивал себя, отмечая в регистрационном бланке знаком Х номера тех характеристик, которые соответствуют его представлениям о себе. Затем аналогичным образом оценивал каждого из участников по приведенным в опроснике характеристикам. Для этого по приведенным в опроснике характеристикам испытуемый давал оценку каждому члену своей группы: в клеточках регистрационного листа зачеркивал знаком (Х) номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют его представлению об оцениваемой им личности. На каждого оцениваемого респондент заполнял приведённым выше способом одну сетку регистрационного листа, рядом указав его фамилию. Далее показатели каждого испытуемого, полученные по результатам его самооценок, и показатели по результатам оценок его другими участниками группы сравнивались между собой с целью выявления соответствия/несоответствия представлений каждого испытуемого о себе представлениям о нем других членов группы.

Полученные при помощи «ключа»  первичные оценки по 16 характеристикам формируют 8 октант, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений: властный – лидирующий; независимый – доминирующий; прямолинейный – агрессивный; недоверчивый – скептический; покорный – застенчивый; зависимый – послушный; сотрудничающий – конвенциальный; ответственный – великодушный. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным людям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Уровень в 14-16 баллов свидетельствует о трудностях социальной адаптации.

Методика «Оценка психологической атмосферы коллектива» Ф. Фидлера представляет собой стандартизированный опросник (образец опросного листа представлен в Приложении 3). В нем приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемому предлагается описать психологическую атмосферу в коллективе. Ответ испытуемых по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе. Если испытуемый набрал в пределах от 10 до 40 баллов, то констатируется низкий уровень благоприятности психологической атмосферы; от 40 до 60 баллов – средний уровень; от 60 до 80 баллов – высокий уровень. Далее данные по каждой из шкал, полученные от всех респондентов, суммируются и определяется среднегрупповое значение. Средние значения по всем шкалам образуют среднегрупповой профиль, который позволяет описать особенности психологической атмосферы в коллективе.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

2.2.1. Результаты социометрического измерения

По результатам выборов испытуемых, отраженных в социометрических карточках, была составлена социоматрица межличностных отношений в коллективе (см. Приложение 4). Как показали результаты социометрического исследования, представленные в табл. 1, более половины сотрудников – 11 чел. (55%) – является предпочитаемыми.

Таблица 1

Статус сотрудников  в сфере межличностных отношений

Отвергнутые – Принятые

Предпочитаемые

Лидеры

35 % (7 чел.)

55 % (11 ч.)

10 % (2 ч.)


 

Вместе с тем, в данной группе имеется лишь 5 взаимных выборов, что говорит о разрозненности и децентрализрованности деловых контактов. Кроме того, достаточно высок процент сотрудников, пользующихся наименьшим успехом в коллективе (отвергнутых и принятых), – 7 чел. (35%). Таким образом, можно говорить о том, что более трети коллектива имеют те или иные проблемы в налаживании деловых контактов с сотрудниками. Также установлено наличие в группе двух неформальных лидеров, что может привести к их взаимной оппозиции.

Результаты, полученные по трем вопросам, определяющим неформальное лидерство, проявления симпатии и партнерства, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Статус сотрудников  в сфере межличностных отношений

 

Вопросы

Лидеры

Приближенные к лидерам

Промежуточные

Приближенные к аутсайдерам

Аутсайдеры

Начальник

2 (10%)

1 (5%)

3 (15%)

9 (45%)

5 (25%)

Симпатия

1 (5%)

3 (15%)

4 (20%)

7 (35%)

5 (25%)

Партнер

1 (5%)

3 (15%)

1 (5%)

12 (60%)

3 (15%)


 

Отвечая на вопрос «Кого бы вы хотели выбрать своим непосредственным начальником?», участники группы выбрали 3 человек как желательных для себя непосредственных начальников, из них 2 чел. по количеству набранных голосов попали в разряд «лидеров» и 1 чел. – в разряд «приближенных к лидерам». При этом 5 чел. (25%) попали в разряд «аутсайдеров» по данному показателю и 9 чел. (45%) – «приближенными к аутсайдерам», что может свидетельствовать как об отсутствии даже умеренно выраженных организаторских способностей более чем у половины сотрудников коллектива (70%) по мнению их коллег, так и о взаимном недоверии в группе.

Информация о работе Межличностные отношения в группе