Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам. Задачи: 1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе. 2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты. 3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 8
1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам 11
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
2.2.1. Результаты социометрического измерения 17
2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 18
2.2.3. Результаты оценки психологической атмосферы коллектива 22
Выводы по Главе 2 23
Заключение 24
Литература 26
Групповая сплоченность, По Л. Фестингеру, есть «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» (цит. по [11, С. 39]). По Д. Картрайту, групповая сплоченность определяется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней (цит. по [11, С. 40]).
Согласно А.В. Петровскому,
«сплоченность как ценностно-
Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Психологический климат – это складывающаяся в производственной группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы [2, С. 7]. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе – настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом (Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов и др.). Когда самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива.
Работа менеджера
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Современные авторы выделяют различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности менеджеров по продажам: рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места; профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации, типа организационной культуры.
Помимо сугубо производственных функций и связанных с ними формальных отношений, большой удельный вес в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и межличностные отношения в коллективе. Последние, в свою очередь, учитывая специфику деятельности в сфере менеджмента (высокая интенсивность профессиональных контактов в условиях дефицита времени и необходимости гибко перестраивать модель поведения, нацеленность на карьерный рост и успешную профессиональную деятельность для занятия высокой ступени в социальной иерархии и связанная с этим высокая конкуренция и пр.) могут характеризоваться значительной эмоциональной напряженностью [5]. Непосредственными причинами психической напряженности и стресса могут послужить такие события, как конфликт с руководством, проблемные ситуации в процессе коммуникации с клиентами и коллегами.
В настоящее время многие торговые предприятия, особенно в сфере непродовольственных товаров, переходят к системе основанной на активных продажах, т.е. продавец становится консультантом для покупателя. Таким образом, несомненно, увеличивается нагрузка на его эмоциональную коммуникативную и волевую сферу, и не всегда такое профессиональное общение сопровождается чувством психологического комфорта для продавца-консультанта. В связи с профессиональными обязанностями менеджеру необходимо сохранять выдержку и тактичность, что не всегда соответствует его внутреннему состоянию, увеличивает нагрузку на его эмоциональную, коммуникативную и волевую сферу и может создавать предпосылки для возникновения производственного стресса.
По данным отечественных исследователей [3], снижению продуктивности профессиональной деятельности и общей работоспособности, предрасположенности к развитию неспецифического стрессового синдрома и эмоционального выгорания наиболее подвержены работники, отличающиеся низким уровнем коммуникативных и управленческих умений и негибкостью моделей поведения, неумением формировать свою команду (сплачивать коллектив), эмоциональной неустойчивостью, низкой социальной активностью и использованием преимущественно управленческий стиль избегания (пассивный уход от разрешения конфликтов).
Вместе с тем, показано, что высокий уровень коммуникативных умений, ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая общительность в малых группах, социальная смелость, креативность подхода к решению профессиональных задач и межличностных конфликтов относятся к личностным факторам толерантности к стрессу и эмоциональному выгоранию.
Групповая деятельность людей складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач, важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения как субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, представляют собой достаточно сложный феномен.
Сложная многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе включает несколько слоев: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.
Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов и оказывают влияние на успешность всех видов деятельности. Оптимальный уровень межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, и в то же время сам оказывает влияние на его характер.
В коллективе в профессиональной деятельности менеджера межличностные отношения имеют большой удельный вес и, учитывая специфику деятельности в области активных продаж (высокая интенсивность профессиональных контактов в условиях дефицита времени и необходимости гибко перестраивать модель поведения, нацеленность на карьерный рост и успешную профессиональную деятельность для занятия высокой ступени в социальной иерархии и связанная с этим высокая конкуренция и пр.), могут характеризоваться значительной эмоциональной напряженностью, что может приводить к снижению эффективности профессиональной деятельности и общей работоспособности и к развитию неспецифического стрессового синдрома и эмоционального выгорания.
Исследование проводилось с мая по июнь 2010 года на базе ОАО «Связной» (г. Челябинск). В исследовании приняли участие 20 сотрудников коллектива (менеджеры по продажам салонов сотовой связи «Связной») в возрасте от 19 до 27 лет. Среди обследованных – 8 мужчин и 12 женщин.
С участниками была проведена подготовительная работа, в ходе которой объяснилась цель опроса и гарантировалось сохранение тайны ответов. Со всеми испытуемыми проводился инструктаж по заполнению опросных листов.
Для реализации цели настоящего исследования использовались психодиагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики. Исследование межличностных отношений в коллективе осуществлялось с помощью следующих методик: Методика социометрического измерения Дж. Морено, Опросник Т. Лири, Опросник Ф. Фидлера «Оценка психологической атмосферы в коллективе».
Методика социометрического измерения Дж. Морено позволяет оценить межличностные отношения неформального типа, симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности, выявить лидера в группе. Социометрическая процедура в параметрической форме проводилась следующим образом: испытуемым предлагалось выбрать строго фиксированное число из всех членов группы, а именно сделать 3 выбора. Для этого необходимо ответить на вопросы: «Кого бы вы хотели выбрать своим непосредственным начальником?», «Кто Вам по-человечески наиболее симпатичен?», «С кем из Вашего коллектива Вы хотели бы выполнить служебное задание?». При этом каждый участник делал по три выбора по каждому из вопросов – от наиболее вероятного до наименее вероятного, указывая фамилию, имя и отчество выбранного. На основе полученных данных строилась социоматрица: полученные письменные ответы на соответствующие вопросы заносятся в специальные таблицы – социометрические матрицы (см. Приложение 1), где нижняя строка показывает, кто из членов группы получил большее или меньшее количество выборов. Путем суммирования числа полученных выборов и взаимовыборов определяется уровень сплоченности социальной группы (он прямо пропорционален влечению участников друг к другу и обратно пропорционален пространственной дистанции между ними) и социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые), который измеряется посредством подсчета положительных и отрицательных выборов человека, осуществляемых всеми членами группы.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник состоит из 128 утверждений (см. Приложение 2).
Исследование преобладающих
Полученные при помощи «ключа» первичные оценки по 16 характеристикам формируют 8 октант, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений: властный – лидирующий; независимый – доминирующий; прямолинейный – агрессивный; недоверчивый – скептический; покорный – застенчивый; зависимый – послушный; сотрудничающий – конвенциальный; ответственный – великодушный. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным людям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Уровень в 14-16 баллов свидетельствует о трудностях социальной адаптации.
Методика «Оценка психологической атмосферы коллектива» Ф. Фидлера представляет собой стандартизированный опросник (образец опросного листа представлен в Приложении 3). В нем приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемому предлагается описать психологическую атмосферу в коллективе. Ответ испытуемых по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе. Если испытуемый набрал в пределах от 10 до 40 баллов, то констатируется низкий уровень благоприятности психологической атмосферы; от 40 до 60 баллов – средний уровень; от 60 до 80 баллов – высокий уровень. Далее данные по каждой из шкал, полученные от всех респондентов, суммируются и определяется среднегрупповое значение. Средние значения по всем шкалам образуют среднегрупповой профиль, который позволяет описать особенности психологической атмосферы в коллективе.
По результатам выборов испытуемых, отраженных в социометрических карточках, была составлена социоматрица межличностных отношений в коллективе (см. Приложение 4). Как показали результаты социометрического исследования, представленные в табл. 1, более половины сотрудников – 11 чел. (55%) – является предпочитаемыми.
Таблица 1
Статус сотрудников в сфере межличностных отношений
Отвергнутые – Принятые |
Предпочитаемые |
Лидеры |
35 % (7 чел.) |
55 % (11 ч.) |
10 % (2 ч.) |
Вместе с тем, в данной группе имеется лишь 5 взаимных выборов, что говорит о разрозненности и децентрализрованности деловых контактов. Кроме того, достаточно высок процент сотрудников, пользующихся наименьшим успехом в коллективе (отвергнутых и принятых), – 7 чел. (35%). Таким образом, можно говорить о том, что более трети коллектива имеют те или иные проблемы в налаживании деловых контактов с сотрудниками. Также установлено наличие в группе двух неформальных лидеров, что может привести к их взаимной оппозиции.
Результаты, полученные по трем вопросам, определяющим неформальное лидерство, проявления симпатии и партнерства, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Статус сотрудников в сфере межличностных отношений
Вопросы |
Лидеры |
Приближенные к лидерам |
Промежуточные |
Приближенные к аутсайдерам |
Аутсайдеры |
Начальник |
2 (10%) |
1 (5%) |
3 (15%) |
9 (45%) |
5 (25%) |
Симпатия |
1 (5%) |
3 (15%) |
4 (20%) |
7 (35%) |
5 (25%) |
Партнер |
1 (5%) |
3 (15%) |
1 (5%) |
12 (60%) |
3 (15%) |
Отвечая на вопрос «Кого бы вы хотели выбрать своим непосредственным начальником?», участники группы выбрали 3 человек как желательных для себя непосредственных начальников, из них 2 чел. по количеству набранных голосов попали в разряд «лидеров» и 1 чел. – в разряд «приближенных к лидерам». При этом 5 чел. (25%) попали в разряд «аутсайдеров» по данному показателю и 9 чел. (45%) – «приближенными к аутсайдерам», что может свидетельствовать как об отсутствии даже умеренно выраженных организаторских способностей более чем у половины сотрудников коллектива (70%) по мнению их коллег, так и о взаимном недоверии в группе.