Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам. Задачи: 1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе. 2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты. 3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 8
1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам 11
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
2.2.1. Результаты социометрического измерения 17
2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 18
2.2.3. Результаты оценки психологической атмосферы коллектива 22
Выводы по Главе 2 23
Заключение 24
Литература 26
Знаком «+» обозначается выбор испытуемого в пользу какого-либо сотрудника.
В строке «Количество выборов» обозначено количество выборов, сделанных в пользу данного испытуемого.
В строке «Круг отношений» следующие буквенные обозначения:
«О-П» - отвергнутые-принятые (от 0 до 4 баллов),
«Д» - предпочитаемые (от 5 до 8 баллов),
«Л» - лидеры (9 баллов и выше).
Практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе
Работа по оптимизации
межличностных отношений в
1. Оптимизация соответствия между требованиями со стороны организации и личностными ресурсами работников. Для повышения указанного соответствия в современной психологии используются технологии и методы профессионального отбора, расстановки и ротации кадров, профессиональное обучение и систематическое повышение квалификации персонала, расширение поведенческого репертуара и др. Коррекция несоответствия профессии и личности предусматривает также изменение организационной среды, развитие организационной культуры, повышение качества организационной жизни работников (привлекательности работы в организации).
2. Воздействие на когнитивную оценку работников, касающуюся собственных возможностей (способностей, умений, ресурсов) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций. Психологическая помощь должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации – снижение или повышение значимости выполнения требований, предъявляемых организацией: профессиональных, должностных, статусно-ролевых и др. В других случаях психологическая помощь может быть направлена на повышение адекватности восприятия работниками ситуативных требований с учетом должностного статуса и уверенности в своих силах, ресурсах.
3. Управление ответными реакциями на конфликтогенные и стрессовые факторы профессиональной деятельности и организационной среды. Здесь важным аспектом оказывается формирование у работников активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам. Например, повышение личной и социальной значимости преодоления стресса.
Восстановление коммуникативной составляющей межличностных отношений в коллективе предполагает несколько этапов:
1. Этап социальной интеракции, то есть простого неструктурированного общения, складывающегося главным образом на пикнике или во время обеда, сама обстановка которого ненавязчиво играет роль айс-брейкера (способствует лабилизации группы за счет устранения холодности).
2. Этап обмена мнениями в группе: фасилитатор плавно переводит ее в режим более структурированной дискуссии, темой которой чаще всего выступает межличностное общение в профессиональном коллективе. К такой работе применимы те же принципы, что и к стандартной Т-группе или группе встреч.
2. Заключительный этап – возврат к неструктурированному общению, во время которого члены группы могут поделиться впечатлениями и завязать социальные контакты.
Групповые занятия проводятся постоянно, и создаваемые или восстанавливаемые навыки социальной коммуникации становятся основой для снижения стрессов и риска выгорания.