Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам. Задачи: 1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе. 2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты. 3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 8
1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам 11
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
2.2.1. Результаты социометрического измерения 17
2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 18
2.2.3. Результаты оценки психологической атмосферы коллектива 22
Выводы по Главе 2 23
Заключение 24
Литература 26
По человеческим качествам и симпатии окружающих (вопрос «Кто Вам по-человечески наиболее симпатичен?») в группе выявлен 1 «лидер» и 3 «приближенных к лидерам», при этом 12 чел. (60%) попали в разряд отвергаемых по этому показателю. Следует отметить, что в ранге «лидера» по этому показателю оказался один из участников группы, набравший наибольшее количество голосов коллег как желательный непосредственный начальник.
В качестве своего желательного партнера (вопрос «С кем из Вашего коллектива Вы хотели бы выполнить служебное задание?») большинство участников группы назвали 4 человек, из них 1 – является «лидером» по числу набранных голосов и 3 чел. «приближенных к лидерам», при этом 15 чел. (75%) попали в разряд отвергаемых по этому показателю.
Результаты исследования оценок и самооценок типа межличностных отношений с помощью Опросника Т. Лири представлены в табл. 3.
По данным самооценок, представленным в табл. 3, 45% испытуемых оценивают преобладающий у них тип межличностных отношений как сотрудничающий-конвенциальный, то есть имеют представление о себе как о человеке, дружелюбном и любезном со всеми, склонном к сотрудничеству, ориентированном на принятие и социальное одобрение, стремящемся к целям группы.
Таблица 3
Распределение типов межличностных отношений среди испытуемых
Тип межличностных отношений |
Уровень по данным самооценок |
Уровень по данным взаимооценок | ||||
низкий |
средн. |
высок. |
низкий |
средн. |
высок. | |
Властный-лидирующий |
2(10%) |
4(20%) |
- |
2(10%) |
1(5%) |
- |
Независимый-доминантный |
1(5%) |
- |
- |
2(10%) |
1(5%) |
- |
Прямолинейно-агрессивный |
1(5%) |
- |
- |
6(30%) |
2(10%) |
- |
Недоверчивый-скептический |
- |
- |
- |
1(5%) |
1(5%) |
- |
Покорный-застенчивый |
- |
- |
- |
1(5%) |
1(5%) |
- |
Зависимый-послушный |
- |
- |
- |
3(15%) |
2(10%) |
- |
Сотрудничающий-конвенциальный |
1(5%) |
8(40%) |
- |
7(35%) |
- |
- |
Ответственно-великодушный |
2(10%) |
1(5%) |
- |
2(10%) |
- |
- |
Еще 30% испытуемых охарактеризовали преобладающий у них тип межличностных отношений как властный-лидирующий, т.е. имеют представление о себе как об авторитетном лидере, энергичном, компетентном, успешном в делах, пользующимся уважением окружающих. 15% охарактеризовали свой тип межличностных отношений как ответственный-великодушный. 5% респондентов оценивают свой тип межличностных отношений как прямолинейный-агрессивный, столько же оценивают свой тип межличностных отношений как независимый-доминирующий.
Анализ данных взаимооценок, представленных в табл. 3, показал, что, по мнению членов исследуемого коллектива, у 40% испытуемых преобладает прямолинейный-агрессивный тип межличностных отношений. При этом ¾ из них (30% от общего числа испытуемых) получили низкие показатели (до 8 баллов), то есть по представлениям коллег им свойственны упрямство, упорство, настойчивость и энергичность. У оставшейся ¼ всех испытуемых, чей тип межличностных отношений был оценен коллегами как прямолинейный-агрессивный, оценки этого показателя достигали среднего уровня (9-12 баллов), то есть, по мнению коллег, они отличаются прямолинейностью и резкостью в оценке других, непримиримостью, склонностью к обвинением окружающих, насмешливостью, раздражительностью. Также по данным взаимооценок, у 35% преобладает сотрудничающий-конвенциальный тип межличностных отношений, то есть, по мнению коллег, они склонны к сотрудничеству, инициативны в достижении целей группы, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, придерживаются правил «хорошего тона», проявляют гибкость, ориентированы на компромисс в конфликтных ситуациях.
Сопоставление самооценок каждого испытуемого с оценками
его коллегами выявило незначительные
количественные различия (не более 4 баллов)
у преобладающего большинства (60%) испытуемых,
что указывает на необходимость дальнейшего
роста личности, самосовершенствования.
Еще у 35% испытуемых эти различия были
значительными (свыше 4 баллов), что свидетельствует
о выраженном дефиците рефлексии и необходимости
психологической коррекции. В целом более
или менее выраженные расхождения между
показателями самооценок и взаимооценок
выявлены преимущественно по шкалам «сотрудничающий-
Также анализ полученных данных позволяет сделать выводы о наличии в исследуемой группе двух неформальных лидера (испытуемый Б. и испытуемый Д.), психограммы которых представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1 Психограммы испытуемого Б., полученные на основе данных
самооценок и оценок коллег
Как свидетельствуют психограммы, представленные на рисунке 1, у испытуемого Б. отсутствуют значительные расхождения между показателями самооценок и оценок коллег, что указывает на развитую рефлексию и самопонимание. Интерпретация данных, представленных на психограммах, свидетельствует о том, что испытуемый Б. характеризуется большинством участников как энергичный, компетентный, успешный в делах, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, гиперответственный, приносит свои интересы в жертву общему делу, склонный к сотрудничеству, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях.
Рис. 2 Психограммы испытуемого Д., полученные на основе данных
самооценок и оценок коллег
Психограммы, представленные на рис. 2, свидетельствуют о незначительном (не более 4 баллов) рассогласовании самооценок и оценок коллег у испытуемого Д. по показателям I, III, VII и VIII октант. Это указывает на Нерезко выраженный дефицит рефлексии и самопонимания в следующих сферах межличностных отношений. Интерпретация данных, представленных на психограммах, свидетельствует о том, что в сравнении с оценками коллег испытуемый Д. несколько недооценивает свои лидерские качества, проявления конструктивной агрессии и отзывчивость (рассогласование по октантам I, III и VII соответственно) и несколько переоценивает собственные проявления гибкости и склонности к сотрудничеству (рассогласование по октанту VIII).
Результаты тестирования отражены в табл. 4 и на рис. 2.
Таблица 4
Уровень благоприятности психологической атмосферы в коллективе
Высокий |
Средний |
Низкий |
2 чел. (10%) |
9 чел. (45%) |
9 чел. (45%) |
Рис. 3 Групповой профиль психологической атмосферы в группе
Как свидетельствуют данные табл. 4, лишь 2 испытуемых (10%) оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную. Тогда как подавляющее большинство сотрудников (18 чел. (90%)) не считают атмосферу в своем коллективе достаточно благоприятной: 45% испытуемых оценивают уровень благоприятности психологической атмосферы как средний и столько же респондентов оценивают ее как неблагоприятную. Проанализировав полученный среднегрупповой профиль, представленный на рис. 3, можно сделать вывод о том, что психологический атмосфера в данном коллективе характеризуется несогласием, холодностью и несогласованностью.
На основании полученных данных составлены практические рекомендации, представленные в Приложении 5.
Резюмируя исследование межличностных отношений в исследуемой группе в целом можно отметить следующее.
1. Межличностные отношения в исследуемой группе в значительной мере поляризованы: 55% сотрудников является предпочитаемыми, 35% сотрудников пользуются наименьшим успехом в коллективе. По результатам параметрических выборов, 70% участников попали в разряд «отвергаемых» по своим организаторским качествам, 75% – по своим деловым качествам, 60% – по личной симпатии оценивающих. Это говорит о взаимном недоверии в группе и наличии трудностей в налаживании деловых контактов.
2. У 40% испытуемых преобладает прямолинейный-агрессивный
тип межличностных отношений и у 35% – сотрудничающий-конвенциальный.
При этом у 95% испытуемых выявлены несовпадения
оценок и самооценок преимущественно
по шкалам «сотрудничающий-
3. По данным социометрии и Опросника Т. Лири установлено наличие в группе двух неформальных лидеров, что свидетельствует о разрозненности и децентрализрованности деловых контактов, разобщенности и нецелостности исследуемого коллектива. При этом лишь один из двух неформальных лидеров, по результатам выборов своих коллег, попал в разряд «наиболее предпочитаемых» по своим организаторским качествам и по симпатии окружающих.
4. Как показали результаты оценки психологической атмосферы коллектива, в целом сотрудники характеризуют психологический климат в своем коллективе как недостаточно благоприятный, отмечая наличие выраженного несогласия, холодности в отношениях и несогласованности.
Значительное количество работ, посвященных проблеме межличностных отношений в малой группе (коллективе), является показателем ее актуальности на сегодняшний день. Разработки различных авторов в этой области и существующая на данный момент общая теоретическая основа вопроса имеют свое применение в различных областях психологии, одной из которых является психология труда, развития организации и работы с персоналом. В данной работе изучались особенности межличностных отношений в группе менеджеров по продажам.
Объектом исследования в данной работе были менеджеры по продажам как трудовой коллектив. Предметом исследования являлись межличностные отношения менеджеров по продажам как трудового коллектива. Целью исследования было рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы межличностных отношений в группе.
Для достижения цели исследования были подобраны соответствующие исследовательские методы, которые, прежде всего, отвечают требованиям научности. Одним из наиболее эффективных явился метод социометрии, который и был использован в практической части работы, поскольку отвечал поставленным задачам.
Теоретический анализ межличностных
отношений как социально-
Результаты собственного эмпирического исследования выявили значительные нарушения межличностных отношений в исследуемой группе: разрозненность группы, децентрализация власти, взаимное недоверие в группе, нарушение личностного компонента межличностного общения в группе и наличие трудностей в налаживании деловых контактов с коллегами. Психологический климат в своем коллективе характеризуется сотрудниками как недостаточно благоприятный.
Возможными причинами выявленных особенностей межличностных отношений являются преобладание прямолинейно-агрессивного типа межличностных отношений в группе, искажение представлений о способах эффективного управления, дефицит рефлексии и наличие двух неформальных лидеров, что обусловливает разрозненность и децентрализрованность деловых контактов, разобщенность и нецелостность исследуемого коллектива.
Полученные данные могут быть использованы для модификации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Разработанные на основе полученных результатов практические рекомендации могут быть использованы при разработке групповых и индивидуальных психологических методов оптимизации межличностных отношений в данном профессиональном коллективе для повышения качества обслуживания населения и профилактики стрессовых расстройств и эмоционального выгорания у менеджеров по продажам.