Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста
механизмы
дошкольного возраста
ребенка
старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальная
работа
2.1. Выявление уровня нравственного развития
детей старшего дошкольного возраста
2.2. Нравственное развитие детей старшего
дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В связи с этим, перед современной системой дошкольного образования ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка.
В настоящее время еще точно не обозначены нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана со следующими положениями:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Отечественные психологи и педагоги, работающие по проблеме нравственного воспитания:
- в общем по нравственному воспитанию: Алешина О.О., Гладких Л., Калинина Р., Потаповская О., Подласый И.П., Ушинский К.Д.;
- нравственное воспитание дошкольников: Гришин Д., Терентьев А., Козлова С.А., Лихачев Б.Г., Мельникова Н., Мулько И.Ф., Петерина С.В., Тришина Е.С.;
- сюжетно-ролевая игра в нравственном воспитании дошкольников: Бондаренко А.Н., Менджерицкая Д.В., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [32, 126]:
- вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В связи с этим, основной функцией
дошкольных образовательных
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие, нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом для блага человека.
И
совершенно очевидно, что движение
вперед возможно лишь при
Для достижения положительных
результатов в психическом и
личном развитии дошкольников, прежде
всего, необходимо кардинально
изменить приоритеты целей
Исходя из актуальности нравственного воспитания детей дошкольного возраста и выделенного противоречия, была определена тема исследования: «Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс нравственного развития детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры будет более эффективным при условиях:
- изучения уровня нравственного развития детей дошкольного возраста;
- активного использования
методов и приемов руководства
разнообразными сюжетно-
- организации совместной деятельности семьи и ДОУ.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
Теоретико-методологическая основа исследования: 1.Положения концепций отечественных психологов и педагогов по проблеме нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др.
2.Концепции по проблемам развития игровой деятельности дошкольника А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования.
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности,
педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования. Предложенная нами работа была апробирована в Кемеровской область, Тисульский район, пос. Комсомольск, ул. Ленина 44 а, в старшей группе МДОУ «Ромашка».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. В исследовании проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
2. Выявлены условия нравственного развития дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры.
Практическая значимость исследования.
На защиту выносятся:
Структура квалификационного исследования: введение, две главы и заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста
механизмы
Нравственное развитие дошкольн
С течением времени ребенок
постепенно овладевает принятым
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но его такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя ля этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.