Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +
+ (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет
Главная особенность механизма
нравственного воспитания
При этом действия механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознания важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
В
первую группу задач
Каждый компонент имеет свои
особенности формирования, но необходимо
помнить, что это единый
Воспитание носит исторический
характер, и его содержание меняется
в зависимости от ряда
Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.
Вторая группа задач
В советский
период задачи нравственного
воспитания были сгруппированы
в четыре блока: гуманные
На современном этапе развития нашего общества существенным преобразованием в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.
Таким образом, нравственное
Обращаясь к тому, как складывается развитие моральной сферы у ребенка, и останавливаясь на изучении моральных чувств ребенка, мы видим на первом плане стыд как проводник моральных сил в душу ребенка.
Индивидуальный стыд, в своей чистой форме, не у всех играет значительную роль в развитии морального сознания. Помимо того что индивидуальные различия здесь особенно велики, помимо того, что интерес к самому себе есть явление позднее и большей частью бывает окрашен односторонне, слабость стыда как проводника моральной энергии в детях объясняется, как было уже указанно, его сосредоточенностью на недолжном, дурном. Стыд – мучительное чувство и потому обладает большой психической силой, но в нем нет творческого подъема, а есть бегство от самого себя. Стыд нередко ведет к моральной депрессии – и лишь в психической обстановке морального здоровья он приобретает творческое значение. [19]
Моральное сознание ребенка
Если моральное созревание
Скажем еще несколько слов о моральной активности детей. Надо, конечно, различать между «нравами» как совокупностью принятых форм общения, образующих тот уровень, ниже которого не должен спускаться член общества, и моральной активностью как таковой. Дитя усваивает те формы поведения, какие оно замечает вокруг себя – оно подражает окружающим людям, одним подчиняется, другим само повелевает и т.д. Уже к четвертому году жизни можно заметить у детей усвоение разного рода обычаев, разных форм социальных отношений – внимание к взрослым, учтивости, любезности и т.д.. Во всем этом нет еще моральной активности, т.е. нет того регулирования активности моральным сознанием, которое образует сущность моральной активности. Надо иметь, впрочем, в виду, что и у нас, взрослых, моральная активность в истинном смысле занимает мало места: многое мы делаем в силу привычки, в соответствии с принятыми в нашей среде обычаями, а не во имя моральных начал. Быть может, у детей моральная активность занимает даже больше места, чем у нас, взрослых, так как дитя непосредственнее, экспансивнее. Можно, конечно, упрекать дитя в моральном импрессионизме, но самая моральная установка, быть может, чаще определяет активность у детей, чем у нас. Власть моральных настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность, в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоционально моральной активности.
В полной связи со слабым
участием моральных идей в
активности ребенка стоит
Личные свойства детей, их способности, черты характера, особенности психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в деятельности, руководимой взрослым. Именно под руководством взрослого ребенок активно включается в жизнь, осваивая правила поведения, овладевая знаниями. Но знание правил, к примеру, у четырехлетнего ребенка еще не означает, что он всегда будет руководствоваться ими. Да, в вербальном плане его поведение может соответствовать нормам, но в реальном, если нет прямого внешнего контроля, не исключены проявления эгоизма.
Морально воспитанную личность, подчеркивает Л.И. Рувинский, характеризует внутреннее принятие нравственных норм, когда внешние требования переходят в требования к самому себе. «Только в этом случае усилия, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным фактором процесса нравственного воспитания». Отсюда вытекает и решение педагогической задачи, а именно [19, 82]:
В этой связи естественно возникает вопрос: в каких условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное нравственное поведение? А.А. Люблинская отмечает: формирование нравственного поведения у детей требует единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия [19, 82]. Но ребенок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение правилами и нормами, станут регулятором поведения. Ведь кроме умения видеть партнера надо еще научиться слышать его. Иными словами, воспринимать то, что и как он говорит тебе о твоих достоинствах и недостатках, - открыто, по-доброму, с искренней заботой или с недобрым удовольствием отмечает недостатки и тем самым утверждается. Сформулированные условия перехода от нравственного сознания к нравственной практике должны отражать внутреннюю структуру процесса перерождения потенциальных стимулов чести и достоинства в реально действующие. Условие развития субъективной позиции наличие мотивации достижений.
Внешне мотивации выражаются в стремлении иметь определенную репутацию, получить признание собственного роста, развития.
Как считает В.А. Петровский, формирование субъективной
позиции возможно в ситуации деятельности в условиях межличностного взаимодействия. Этому будет способствовать возрастающие представления и понятия об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, появление познавательных интересов [19, 83].
Представления, как известно, менее ярки и устойчивы, чем
восприятие. Разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Представления более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. В отличии от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к окружающему. Они возникают в сознании в связи с какими-нибудь образами, которые выступают в качестве их носителей. Серьезное препятствие для «переноса» - постоянное расхождение формальных знаний, которые дети получают от взрослых, наблюдая за фактами повседневной жизни. Каждый ребенок оказывается преданным тому взрослому, от которого зависит, идентифицирует себя с ним и использует его как модель. У дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые познавательные интересы, которые дают впоследствии поразительные успехи.
А.
Валлон считает: познавая
Основная установка детства –
подготовка к
По мнению П.Е. Кряжева,