Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Список литературы
Приложение 1.
Изучение представлений детей
о нравственно-волевых качествах
Подготовка исследования.
Подготовить вопросы для беседы. Например:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым ( несправедливым )? Почему?
Кого можно назвать щедрым ( жадным )? Почему?
Кого можно назвать смелым ( трусливым )? Почему?
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.
Ребенку 3-7 лет задают вопросы.
Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве ( «Жадный… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным» );
- на конкретных людей как
- на литературных и сказочных персонажей ( « Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», « Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- на самого себя (« Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
- на совокупность жизненных ситу
- на конкретное действие (« Жадный тот, кто не дает попить»);
- на оценку качества (« Скромным можно назвать хорошего человека», « Жадный… он плохой…»);
- на недифференцированное
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
- объяснение одного качества через другое (« Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
- название действий, не связанных с данным качеством ( « Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома « Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый », « Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», « Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
- неправильная нравственная
Делают выводы о том, как меняются эти представления с возрастом.
Приложение 2.
Изучение осознания детьми нравственных норм
Подготовка исследования.
Продумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой « Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.
Проведение исследования.
Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку говорят: « Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Третья серия включает 2 подсерии.
Подсетия 1 – ребенку читают стихотворение Е. Благиненой « Подарок», а потом задают вопросы: « Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»
Подсерия 2 – участвуют те же
дети. Экспериментатор создает
Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:
Приложение 2
Изучение негативных личностных проявлений
Проведение исследования.
В течение 3 дней производят « фотографическую» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у детей 3-7 лет.
Обработка данных.
Анализ протоколов проводят по схеме:
Делают вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.
Приложение 3.
Изучение самооценки и морального поведения
Подготовка исследования.
Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку ( лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек – предметы кукольного гардероба ( платье, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.
Проведение исследования.
Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально с детьми 6-7 лет.
Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании 3 диагностических серий.
Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек ( всего 21 шт.).
Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно больше, чем 2 другие ( 15,3 и 3 игрушки).
Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем две другие ( 9,6 и 6 игрушек), в третьем – значительно больше других ( 15,3 и 3 игрушки).
Второй этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя. Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются « плохие» дети ( чем ниже, тем хуже); на 6 ступеньке – « средние» дети ( не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках – « хорошие» дети ( чем выше, тем лучше). Чтобы выявить, способен ли ребенок представить себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более низкой ступеньке и в каком случае.
Он использовал на 1 этапе эксперимента: например, если в первой серии 1 этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое « новое» поведение.
Четвертый этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.
Обработка данных.
Подсчитывают количество детей: