Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

         - преобладающими в нравственном  воспитании дошкольников должны  быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

         - методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

         В старшем дошкольном возрасте  сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети – « звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает « правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя « поляризация» между партнерами по игре: одни – командуют и постоянно на главных ролях, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной « поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: « Кому много дано – с того много спрашивается». В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел свою нишу в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении. 

        

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

консультации  на тему « Сюжетно – ролевая  игра как средство нравственного  воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при  тактичном, педагогически целесообразном руководстве сюжетно-ролевая игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания ( образное мышление, воображение, упрочнению его интересов, развитию речи. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условиях, когда ребенок должен сделать самостоятельный выбор.

         Одним из положений педагогической  теории игры как формы организации  жизни и деятельности детей  дошкольного возраста. Первая попытка  организовать жизнь детей в  форме игры принадлежит Ф. Фребелю.  Он разработал систему игр  на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекает детей в новую.

         В отечественной педагогике мысль  о том, что жизнь детского  сада должна быть наполнена играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К. Крупская писала: « … игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [14, 26]. Поэтому, по глубокому убеждению Н.К. Крупской задача педагога – помогать детям в организации игры.

         Идея о необходимости « пропитать  всю жизнь» ребенка игрой высказывал  А.С. Макаренко. Сам блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками.

         Направляя сюжетно – ролевую  игру в русло решения воспитательных  задач всегда следует помнить,  что она – своеобразная самостоятельная  деятельность дошкольника. В процессе  игры между детьми складываются два вида отношений [14, 26]:

         - отношения, которые определяются  содержанием игры, правилами игры;

         - реальные отношения, которые  проявляются по поводу игры.

         Реальные отношения будучи личными,  формируются не только в игре  но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому – то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества « общественности» ( А.П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами эти качества позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими людьми. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отметила, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения [14, 26]. На основе взаимоотношения формируются общественные чувства, привычки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

         Таким образом, сюжетно-ролевая  игра является ведущим видом  деятельности дошкольника обеспечивает благоприятное нравственное развитие.

         Основное значение сюжетно-ролевой  игры, связанной с деятельностью  воображения, состоит в том,  что у ребенка развиваются  потребность в преобразовании  окружающей действительности, способность  к созиданию нового. Он соединяет игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто применяет к себе профессию и способности чужой личности: он входит в нее, вживается в ее чувства и настроения обогащая и углубляя собственную личность.

         Н.К. Крупская подчеркивала полярное  влияние игры на развитие ребенка  в зависимости от содержания  деятельности: путем игры можно  воспитывать зверя, а можно  – прекрасного человека нужного  обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка [14, 26].

         С одной стороны сюжетно-ролевая игра самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

         Эффективным средством нравственного  воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, чтение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Особое место в этой группе принадлежит сюжетно – ролевой игре. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению ее как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность обогащается ее внутреннее содержание.

         В воспитании у ребенка в  игре моральных качеств можно  установить некоторые закономерности [22, 61]: подражание действиям взрослых постепенно становится более сознательным, определяются интересы ребенка, его отношение к изображаемому, в связи с этим чувства, порождаемые игрой, делаются более сознательными и глубокими. Усложнение игровых целей, развитие творческой фантазии требуют большей зависимости действий одного участника от другого.

         Но один и тот же ребенок  проявляет различные черты характера в зависимости от содержания игры, от состава играющих; одну и ту же роль каждый ребенок создает по-своему, вкладывая в нее свой маленький жизненный опыт, свои чувства и привычки.

        

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры