Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

       Существенным  фактором становления игр и  развития необходимых качеств  были рассказы самих воспитанников  на темы: «Как мы играли?», «Как  можно играть еще интереснее?»,  «Как мы помогали друг другу  в играх?».

        Проведение каждой игры заканчивалось совместным анализом, в котором мы обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Такие беседы помогали приучать детей справедливо относиться к товарищам, проявлять уважение, честность. Для стимулирования проявления положительных нравственных качеств в каждой сюжетно-ролевой игре в качестве элемента использовали произведения художественной литературы. Для этого мы подбирали произведения в которых рассказывалось о честности людей, о уважении, мужестве. Данные произведения оказывали влияние на чувства детей, вызывали желание поступать так же. Чтение проводилось по заранее разработанному плану и в строгой последовательности. Например, были организованы игры в «Дочки-матери» мы прочитали книгу Е. Благининой «Аленушка», стихотворение А. Барто «Машенька» и нацеливали детей на воспроизведение этих сюжетов в играх. Наблюдения за играми детей показали, что от изображения действий с предметами дети переходили к показу роли членов семьи, гуманно относящихся к «младенцу». У детей появлялось стремление защищать слабых, проявлять заботу, оказывать уважение к старшим. На этапе формирующего эксперимента нами был разработан перечень использования произведений литературы, среди которых особое место занимали произведения фольклора.

          Заюшкина избушка – честный  – лживый

          Козел – стеклянные глаза –  смелый – трусливый

          Два жадных медвежонка – щедрый  – жадный

          Как собака друга искала –  смелый – трусливый

          Заяц и еж – уважение к  людям – высокомерие

          Три поросенка – трудолюбивый  – ленивый

          Чьи руки краше – трудолюбивый  – ленивый

           Почему кот и собака не дружат  – честный – лживый

           Упрямый козел – заботливый  – эгоист

            Король Дроздоборот уважение к людям – высокомерие

            Мороз Иванович – аккуратный  – неряшливый

            Е. Благининой «Аленушка» - заботливый – эгоист

            А. Барто «Машенька» - заботливый  – эгоист  

     Для развития  таких качеств как трудолюбие  в работе с детьми активно стимулировалось проявление игр на трудовые темы, для этого нами были подобраны игрушки – наборы для игр в больницу, парикмахерскую, магазин. Включение в игру, отражающую трудовые процессы, давало возможность детям иногда трудиться по настоящему. Некоторые атрибуты дети готовили своими руками, деньги, для игры в магазин, градусники для игры в больницу, в процессе игры они выполняли несложные работы по уборке помещения, расстановка игровых атрибутов. Эффективным приемом было разъяснение, направляющее внимание детей на то, как относится к своей работе человек, которого ребенок изображает. Направляя игру, мы старались внушить детям, что каждый ребенок, выполняя порученное дело, отвечает перед своими товарищами за то, как он работает. Постепенно под влиянием их у детей появлялась большая ответственность за воображаемую работу.

       Поскольку  эффективность проводимой работы  зависит от организации совместных  усилий со стороны семьи и  дошкольного учреждения  мы организовали проведение работы с педагогами и родителями старшей группы по повышению уровня профессиональной компетентности по вопросу нравственного развития в процессе ролевой игры. С этой целью нами были разработаны и проведены две консультации на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного развития дошкольников», «Методика проведения сюжетно-ролевой игры», «Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры». В ходе данных консультаций мы акцентировали внимание педагогов на необходимость организации нравственного воспитания детей в процессе игры, отражения данной работы в планах, обсудили варианты планирования целей и задач нравственного развития детей дошкольного возраста. В беседе с родителями мы стремились обратить внимание родителей на необходимость отслеживания ими содержания игр в которые играют дети, создание необходимой игровой среды.

          Содержание консультации в приложении 4.

По окончании консультации мы порекомендовали педагогам и  родителям активизировать свою деятельность в плане организации сюжетно  – ролевых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

        Для изучения результатов работы  нами было проведено повторное  исследование. Первоначально нами был проведен повторный анализ планов работы педагогов, в ходе, которого мы выяснили, что педагоги продолжают планировать игровую деятельность детей, в содержании каждой игры они четко определяют цели и задачи нравственного воспитания и развития детей, отмечают необходимые методы и приемы работы. Например, запланировано проведение сюжетно-ролевой игры «Семья» среди целей и задач были сформулированы цели по формированию уважения, доброты и внимательного отношения к окружающим.

      Программа  констатирующего эксперимента изучения детей включала:

  1. Изучение представления детей о нравственно – волевых качествах.
  2. Изучение осознания детьми нравственных норм.
  3. Изучения самооценки и морального поведения.
  4. Изучение негативных личностных проявлений.

   В оценивании  нравственного развития мы опирались на разработанные нами уровни.

         Высокий уровень – присутствуют глубокие и разносторонние представления о нравственных качествах, при анализе ребенок ссылается на обобщение представления о качестве, называет нравственную норму, правильно оценивает поведение и мотивирует свою оценку, стремится соблюдать нормы поведения.

         Средний уровень – присутствуют  знания о нравственных качествах,  при анализе опирается на конкретных  людей, литературных и сказочных  персонажей, жизненные ситуации, периодически в поведении проявляются личностные негативные качества, неустойчивы в соблюдении норм, называет нравственную норму, правильно оценивает поведение, но не мотивирует свою оценку.

          Низкий уровень – присутствуют  не глубокие, отрывочные знания о нравственных качествах, при анализе доминирует недифференцированное представление, ребенок не может оценить поступки, нарушает нормы поведения.

        По итогам проведенных нами  методик мы получили следующие  результаты.

        По методике «Изучение представления детей о нравственно – волевых качествах» мы получили данные, свидетельствующие о том, что из общей массы детей расширился перечень качеств, о которых у детей сложилось представленье. К качествам, которые были выявлены на констатирующем этапе как доброта, дружба, трудолюбивость, смелость, добавились честность и аккуратность. У 4 детей (Семен Г., Наташа К., Настя Ц., Марина Б.) 25 % сохранилось недостаточное представление о таких качествах как аккуратность, заботливость, щедрость. Основой для представлений для 38 % по-прежнему являются повседневные ситуации, литературные произведения, совокупность жизненных ситуаций. 31 % при характеристике качеств опираются на оценку качества и конкретных людей (родители, члены семьи, педагоги). У 31 % в анализе стало доминировать обобщенное представление. В оценивании таких качеств как заботливость и щедрость 25 % допустили ошибки следующего характера: название действий, не связанны с данным качеством.

        В основе изучения осознания детьми нравственных норм мы использовали незаконченные ситуации, описывающие выполнение и нарушение нравственных норм, использование картинки с изображением отрицательных и положительных поступков, а так же чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок» позволило нам получить следующие результаты около 88 % детей (Полина К., Лена Н., Настя Ц., Татьяна Д., Юра К., Семен Г., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Кирилл С., Даниил Ф., Наташа К., Марина Б.) способны оценивать нравственную норму как положительную или отрицательную, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формируют. 10 % (Женя С., Юля К.) не могут полно оценить поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предлагаемое поведение детей и делают выводы о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

         При изучении морального поведения  мы выявили, что 5 детей (Семен Г., Наташа К., Настя Ц., Марина Б., Татьяна Д.) 31 % придерживаются во всех трех сериях равномерного деления (соблюдают норму), у 57 %

(Полина К., Лена Н., Юра К., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Катарина М., Кирилл С., Даниил Ф., Юля К.)  наблюдались оба варианта распределения – и поровну и не поровну (неустойчивые). Остальные 10 % (Женя С., Юля К.) предпочитают те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающие норму).

         По результатам проведенного  наблюдения с целью изучения  проявления негативных тенденций  в поведении мы констатировали, что у 10 % детей (Женя С., Юля К.) систематически проявляются негативные личностные проявления в поведении, речи, эмоциональной сфере. Чаще всего мы наблюдали упрямство. Данные негативы проявлялись в виде речевых реакций. Протекали не бурно, кратковременно. Большинство детей в ситуации негативного личностного проявления любопытство, обращались за помощью к взрослому и даже пытались вмешаться, осуждая поведение сверстника.

          Таким образом, проведя сравнение  данных констатирующего и контрольного  экспериментов, мы получили данные, свидетельствующие о положительной  динамике. У 5 детей (Семен Г., Наташа К., Настя Ц., Марина Б., Татьяна Д.) при изучении морального поведения и характеристике нравственных качеств наблюдается тенденция к достижению высокого уровня, трудности сохранились в осознании норм поведения, считаем, что при проведении дальнейшей работы возможно получение более высоких результатов. В целом по всем показателям можно отметить, что около

88 % (Полина К., Лена Н., Настя Ц., Татьяна Д., Юра К., Семен Г., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Кирилл С., Даниил Ф., Наташа К., Марина Б.) достигли среднего уровня, значительные проблемы сохранились у 10 % (Женя С., Юля К.) детей, а у 2% детей достигли высокого уровня развития нравственных качеств (Настя И.). Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

          Данные по низкому уровню констатирующего и контрольного этапов представлены на диаграмме 1,2.

Представление детей о нравственно волевых  качествах на контрольном этапе  исследования.

Уровни

Ф.И. ребенка

Процентное соотношение

Низкий

Женя С., Юля К.

10%

Средний

Полина К., Лена Н., Настя  Ц., Татьяна Д., Юра К., Семен Г., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Кирилл С., Даниил Ф., Наташа К., Марина Б

88%

Высокий

Настя И.

2%


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

Заключение.

 

       Нравственное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

         В процессе теоретических исследований, опираясь на точку зрения С.А.  Козловой, Т.А. Куликовой мы охарактеризовали  механизмы, цели и задачи нравственного  воспитания, заключающиеся в формировании  представлений, чувств, привычек и норм, практики поведения. Принимая точку зрения Р.С. Буре, В. Марковой, Л. Гладких, Н. Мельниковой и мн.др. мы выявили особенности формирования моральных норм и представлений детей дошкольного возраста, а так же рассмотрели возможности сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.

        Опираясь на проведенный анализ, нами была проведена экспериментальная работа. На констатирующем этапе исследования мы определили содержание работы педагогов в данном направлении и уровень нравственного развития дошкольников. По итогам исследования было установлено, что около 25 % детей в данной группе обладают низким уровнем нравственного развития.

         Программа формирующего этапа эксперимента была направлена на нравственное развитие дошкольников и предполагала проведение работы с педагогами в виде консультаций и организации и проведения сюжетно-ролевых игр, в процессе которых повторное изучение детей и содержания работы педагогов позволило выявить положительную динамику. Педагоги стали не только планировать проведение сюжетно-ролевых игр, но и планировать цели и задачи нравственного развития. Это нашло отражение и в развитии детей. По итогам повторного исследования детей с высоким уровнем было выявлено 2%, с  низким уровнем было выявлено10 %.

        Таким образом, проведенная работа  позволила нам подтвердить выдвинутую  гипотезу, решить поставленные цели  и задачи.

 

Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры