Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

Некоторые из учащихся (Ваня, Антон) при выполнении заданий пытались применить силу там, где нужны были определенные специфические навыки или даже проявляли элементы агрессивного поведения при неудаче в выполнении задания (Антон).

Следует отметить, что в целом занятия по формированию культурно – гигиенических навыков вызвали интерес у детей. Дети охотно выполняли как игровые, так и в практические задания, стремились к достижению хороших результатов и получению одобрения педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Динамика уровня  сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы

 

После завершения опытно-экспериментальной работы мы вторично исследовали уровень культурно – гигиенических навыков учащихся по тем же критериям.

По результатам контрольного эксперимента мы составили диаграмму (Диаграмма 3, Диаграмма 4) из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение

Диаграмма. 3

Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы после проведения экспериментальной работы (в баллах).

 

Анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у детей экспериментальной группы после проведения опытно-экспериментальной работы значительно повысился. Для большей наглядности представим результаты в виде таблицы (см. таблица 4, 5)

 

Таблица 4

Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы

(в баллах).

 

Гигиенические навыки

Навыки общения со взрослыми

Навыки общения с ровесниками

Навык деятельности и отношения к вещам

Антон

40

41

38

39

Катя

44

42

40

35

Ваня

42

41

41

32

Настя

43

45

39

35

Средний показатель

42,25

42,25

39,5

35,25


 

Таблица 5

В то же время уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе не вырос за период проведения экспериментальной работы.

 

 

Гигиенические навыки

Навыки общения со взрослыми

Навыки общения с ровесниками

Навык деятельности и отношения к вещам

Максим

41

45

33

30

Оля

43

44

39

27

Кирилл

39

41

37

33

Даша

38

42

41

37

Средний показатель

40,25

43

37,5

31,75


 

Диаграмма. 4

Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы после проведения экспериментальной работы (в баллах).

 

Динамика индивидуального роста уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей экспериментальной группы в процессе экспериментальной работы выглядит следующим образом, выглядит достаточно впечатляюще – все дети экспериментальной группы смогли перейти на достаточный уровень сформированности культурно – гигиенических навыков.

Таким образом, мы видим, что уровень сформированности культурно – гигиенических навыков вырос у каждого из младших школьников с нарушениями интеллекта участвующих в экспериментальной работе. Следовательно, наша гипотеза о том, что формирование культурно – гигиенических навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы занятий получила экспериментальное подтверждение.

Проанализировав полученные результаты, можно предложить следующие методические рекомендации, позволяющие оптимизировать процесс формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида.

Специалисты, осуществляющие формирование культурно - гигиенических навыков детей с нарушениями интеллекта, должны использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социального статуса ребёнка — и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:

– апелляцию к его личности;

– разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка и на изменение его отношения к себе;

– определенную последовательность — переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

При разработке мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, социальных работников и психологов, ибо граница между профилактикой, и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий.

 

 

Заключение

 

Все особенности психической деятельности детей с нарушением интеллекта носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Таким образом, нарушение интеллекта рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном режиме дня, и правильно подобранном психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений можно ожидать положительную динамику в развитии культурно – гигиенических навыков детей с нарушениями интеллекта.

Таким образом, в процессе целенаправленной воспитательной работы в СКШИ VIII вида, структурированной в режим дня, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых становится потребностью для младших школьников. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение культурно – гигиенических, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы, со временем, выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть младший школьник с интеллектуальными нарушениями переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому эти дети могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в младшем школьном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил гигиены и поведения.

В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в СКШИ VIII вида. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по формированию культурно – гигиенических навыков в СКШИ VIII вида, осуществляемые на уроках и во внеурочное время.

Для своей работы мы выделили несколько ключевых культурно – гигиенических навыков, формированию которых собираемся уделить особое внимание:

Культура общения младшего школьника с нарушениями интеллекта со взрослыми и сверстниками

Гигиеническое воспитание младших школьников в СКШИ VIII вида.

Навык культуры деятельности и бережное отношение к вещам.

Оптимизации данных культурно – гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида и будет посвящена наша экспериментальная работа.

При проведении экспериментальной работы с детьми необходимо помнить, что существуют и такие механизмы формирования культурно - гигиенических навыков, как:

1) когнитивный, включающий  все психические процессы, связанные  с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение  и т. д.;

2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы составляют полное единство. В основе формирования культурно – гигиенических навыков лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Целью нашей экспериментальной работы стало исследование проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.

В ходе работы над исследуемой темой нами была выдвинута гипотеза о том, что проблема развития культурно-гигиенических навыки у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы занятий.

При проведении исследования нами учитывались особенности протекания психических процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было организовано и проведено экспериментальное исследование уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта. Базой нашего исследования стала КОУ "Большеуковская специальная (коррекционная) школа – интернат, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В ходе экспериментальной работы была проведены методики исследования сформированности культурно – гигиенических навыков. Результаты, полученные до проведения опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о низком уровне сформированности указанных навыков у испытуемых.

На формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована система специальных занятий, направленных на развитие культурно – гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта. Данная система доказала свою эффективность в процессе проведения контрольного эксперимента.

Таким образом, мы можем констатировать, что в процессе исследования нами была достигнута цель исследования, подтверждена гипотеза и решены все, поставленные перед работой задачи.

 

 

Список литературы

 

  1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В., Ананьев В.А., Андреев Ю.А. Валеология человека: здоровье - любовь - красота: В 2 кн., 5 т. - 2-е изд., доп. и откорректир. - СПб.: Petroc, 1998. - (Валеол. семинар акад. В.П. Петленко).
  2. Актуальные вопросы валеологии: (Экспресс-диагностика индивид. психофизиол. параметров личности): Материалы регион. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 27–28 марта 2007 г. – Екатеринбург, 2007.
  3. Андреев А.К. Методологические принципы анализа социального приспособления и проблема приспособления личности /Мировоззрение и духовный мир человека. - Л.: ЛГУ, 2005.
  4. Бабанский Ю.К. «Педагогика». – М., - 1988.
  5. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9. – М.:Просвещение,2001.
  6. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 2002.
  7. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Водолей, 2008.
  8. Болотина Л.Р.,Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 2007.
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,2001.
  10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,2007.
  11. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». – М., 2005.
  12. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
  13. Вавина Л.С., Мерсиянова Г.Н. Дифференциация обучения умственно отсталых первоклассников // Дефектология, - 2005. - № 6. С. – 23-34
  14. Валеология. Ч.1: Учеб. пособие для пед. вузов. - Омск, 2007.
  15. Валеология: Учеб. пособие - хрестоматия. - Екатеринбург, 2007.
  16. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М., 2004.
  17. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. – М., 2008.
  18. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2009.
  19. Гончаренко М.С., Исакова Т.И. Задачи практической валеологии // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.-Петербург, 28-31 мая 2006 г.: Тез. докл. - СПб., 2006.
  20. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.,2009.
  21. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие – М., Гардарики, 2009г.
  22. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.
  23. Детство \ Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.: Акцидент, 2008.
  24. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2009.
  25. Добротина Н.А., Швец И.М. Введение в экологию человека. - Нижний Новгород, 2004.
  26. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
  27. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». / Дошкольное воспитание.№10 - 2007. С.- 49-54.
  28. Ерофеева. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Дошкольное воспитание. - № 5 – 2008. С. – 32-39.
  29. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологиченского исследования. СПб., 2005.
  30. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 2009.
  31. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 2009.
  32. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 2009.
  33. Зайцев Г.К., Насонкина С.А. Уроки Знайки. СПб., 2009.
  34. Зайцев Г.К.. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб., 2008.
  35. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
  36. Здоровый город - здоровые дети: Материалы регион. науч.-практ. конф. (24-26 марта 1999 г.). - Ставрополь: СГУ, 2009.
  37. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  38. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
  39. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  40. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  41. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. - Новосибирск, 2003.
  42. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Изд-во Просвещение, 2001г.
  43. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Дошкольное воспитание № 9 – 2001. С. 56-68.
  44. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 2008г.
  45. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001.
  46. Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008
  47. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов – 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.
  48. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 2003.
  49. Кузнецов Е.Д. Новая валеология нового времени. - Тюмень: Истина, 2009.
  50. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006.
  51. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002.
  52. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.
  53. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. С. -.56-64.
  54. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1999.
  55. Мартынова В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе: [По материалам исслед., провед. в шк. г. Омска] / В.Ф. Мартынова, О.Ц. Иващенко // Наука образования. - Омск, 2001. - Вып. 19, ч.2.
  56. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 2000.
  57. Морозов Н.Ф. Законы Природы и здоровье человека: (Мысли вслух). - М.: Прометей, 2002.
  58. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004.
  59. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
  60. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др.; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
  61. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Учебное пособие. / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001.
  62. Обучение и воспитание умственно отсталых детей / Под ред. Т.М. Дульнева. – М., Педагогика, 2000.
  63. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1965.
  64. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 2007.
  65. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2003.
  66. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2002.
  67. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
  68. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
  69. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962.
  70. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003.
  71. Развитие, воспитание и обучение школьников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Состав. Л.Б. Баряева и др. – СПб., 2001.
  72. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. – М., Просвещение, 1979.
  73. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
  74. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 2002.
  75. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2002.
  76. Специальная психология: Учебное пособие./В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2002.
  77. Специальная школа / Под ред. Левина А. и др. – М., 2001.
  78. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 2000.
  79. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. - М.: ФЛИНТА; Наука, 1999.
  80. Трещева О.Л., Осташина М.П. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СибГАФК. – Омск, 1999
  81. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1961.
  82. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
  83. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  84. Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
  85. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. – М, - 1950. - 775 с.
  86. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
  87. Хорунженио К.М.. Педагогический словарь, М., 1997
  88. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2001
  89. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями. – Хабаровск, 2003.
  90. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М., Просвещение, 2000.
  91. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. – М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000
  92. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.- 2004.
  93. Эльконин Д.Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97
  94. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  95. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек». - М.: Знание, 1986. - 80.с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).
  96. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М., 2006.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность