Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

5. Развивать гигиенические  навыки и умения детей.

6. Воспитывать в себе  чувство ответственности, чтоб не  нарушать режим дня.

7. Активизация словаря: Дремушка, прищепки, кувшин.

Предварительная работа:

1. Знакомство с постельными  принадлежностями.

2. Посещение прачечной  в детском саду.

3. Выставка детских рисунков "Волшебные сны".

4. Игры детей с куклами.

5. Подбор народных колыбельных  песен: "Спят усталые игрушки" (сл. З. Петровой, муз. А. Островского)

Оборудования:

1. Опорные схемы "Гигиена  сна",

2. иллюстрированные картинки  с туалетными принадлежностями,

3. детские кровати,

4. куклы,

5. пастельные принадлежности,

6. аудиокассеты,

7. художественные книжки.

Методические приёмы:

1. Сюрпризный момент;

2. Выставка гигиенических  принадлежностей;

3. Стихи; ( С. Маршак "Вот тебе под спинку", "Колыбельная", В. Нестерёнок "Хитрая подушка", Ф. Пестряков "За окном шумят метели"

4. Проблемная ситуация "Гигиена  сна"

5. Физминутка;

6. Игры;

7. Отгадывания загадок;

8. Итог.

Ход занятия

В комнате стоят кукольные кроватки, на которых лежат постельные принадлежности, сшитые руками родителей. Звучит спокойная мелодия, дети с игрушками заходят в зал.

Ведущий:

Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.

У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.

Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон)

Правильно, это загадка о сне.

В комнату заходит Дремушка. (идет на цепочках, осторожно)

Ведущий:

Тихо – тихо, в наши двери входит - Дрёмушка,

Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.

Тихон песенку поет, сны ребятам раздает:

Дремушка:

“В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.

В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят”.

Дремушка:

Здравствуйте, мои милые друзья! Я каждый вечер прихожу в ваши дома, неслышно, не видно. Но в некоторых домах мне не хочется долго задерживаться.

Как вы думаете, почему? (громко играет музыка, члены семьи по телевизору смотрят страшные фильмы, капризничают и громко разговаривают дети и т.д.)

Дремушка:

Как вы думаете, в каких квартирах по вечерам перед сном мне комфортно и уютно?

Ребенок:

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.

(Подходит к кроватке  и согласно тексту выполняет  движения, кладет в кроватку “спать”  свою игрушку)

Ребенок:

(с игрушечной кошкой, читает строчки стихотворения  и выполняет действия, согласно  тексту)

Вот тебе под спинку, мягкую перинку…

Сверху на перинку – чистую простынку.

Вот тебе под ушки – белые подушки,

Одеяло на пуху и платочек наверху….. С. Маршак

Звучит песня “Спят усталые игрушки”, дети подпевают, покачивая свои игрушки.

Ребенок:

Так привыкли мы к порядку: ровно девять!

Все в кроватку. На бочок и молчок.

(Дети укладывают спать  в кроватки свои игрушки)

Ребенок:

Наши детки, наши детки, крепко спят.

Наши детки, наши детки, потихонечку сопят.

Дремушка:

Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.

Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:

чистят зубы; полощут рот; моют ноги; одевают пижаму.

Дремушка:

Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будите

спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.

Дремушка проводит с детьми физминутку:

С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок – прыжки на мете то на правой ноге, то на левой

По дорожке он бежал - бег по кругу ( на месте).

В лужу весело упал - лечь на спину, упражнение “жуки”

Только вовсе не намок этот ловкий ветерок. – хлопки в ладоши.

Игры

1. “Кто быстрее наденет  на подушку наволочку”

2. “Готовимся ко сну” - с одного столика на другой переносим только те предметы, которые нам нужны перед сном (зубная паста, карандаши, пижама, банты, расческа, кувшин с водой, мыло, полотенце, прищепки, ложка и т.д.)

3. Стихи и ситуации.

Темы

1 часть стихотворения

1 половина задания

2 часть стихотворения

2 половина задания

Гигиена сна

Всем пора ложиться спать, ждет уютная кровать.

Мама с папою зевают,

рот ладошкой прикрывают.

Выключают верхний свет, мне причин бояться нет!

Прочитать строчки стихотворения.

Как дети готовятся ко сну?

Бывает ли им страшно оставаться одним в сальной комнате?

Посажу в дверях щенка, вход пусть стережет пока.

Мишка, зайка на ночь спать

улеглись в мою кровать.

Спят уже все, лишь я не сплю, темноту я стерегу.

Что можно посоветовать детям, которые боятся темноты?

Дети читают стихи:

"Колыбельная"

Стали звездочки ясней – засыпай-ка поскорей!

Может быть, тебе приснится яркое перо жар-птицы,

Или аленький цветочек, иль конечек-горбунок.

В темном небе месяц светит, словно цветик-семицветик,

Звездный хор поет: “Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!”

"Хитрая подушка"

Просит вечером подушка: - Положи меня под ушко.

Очень хочется, Антон, посмотреть твой первый сон. В. Нестеренок

"За окном шумят метели"

За окном шумят метели…

За окном шумят метели, горы снега намело.

А в кроватке, на постели, так уютно, так тепло. Ф. Пестряков

Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку.

Через некоторое время дети открывают глаза.

Ведущий: к сожалению, наша встреча подошла к концу.

 

 

Приложение №12

 

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо"

 

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Игровая задача:

Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

Правила игры:

выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"

Демонстрационный материал:

Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

Сегодня Петя не уступил место бабушке в автобусе. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Инна не помыла руки перед едой. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Николай аккуратно ел в столовой. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Игорь не соблюдает режим дня. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Мария почистила зубы. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Оксана не привела в порядок свою обувь. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Валя вежливо разговаривала с подругой. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Лёша нагрубил маме. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Лёня не убрал свою комнату. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.

Дети отвечают.

Сегодня Маша не почистила зубы. Ребята, это хорошо или плохо?

Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Дети отвечают.

 

Приложение №13

 

Дидактическая игра "Опасно - не опасно"

 

Цель:

1.Учить детей отличать  опасные для жизни ситуации, грозящие  их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

2. Уметь предвидеть и  предупредить результаты возможного  развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать  правила безопасного поведения  в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное  самосознание.

5. Воспитывать чувство  взаимопомощи;

Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

Демонстрационный материал:

набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

Ход игры:

1.Внимательно прослушав  рассказ воспитателя, дети поднимают  красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

2. Ребята внимательно  рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни  и здоровья; желтую карточку - когда  опасность может возникнуть при  определенном поведении; синюю - если  опасности нет. При этом в каждом  случае объясняют свое решение.

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют выбор.

 

 

Приложение №14

 

Классный час

 

Тема: «Личная гигиена и гигиена жилища» (беседа-диалог)

Цель: научить детей некоторым правилам личной гигиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами, одеждой, обувью, предметами быта); — познакомить школьников с понятием «гигиена» (гигиена личная, гигиена жилища, гигиена труда) и научить их выполнять правила гигиены.

Оборудование

Альбомные листы, цветная бумага, инструменты и принадлежности, клей.

Ход классного часа

Теоретический материал для учителя

Гигиена личная — совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности. Личная гигиена включает: уход за кожей, уход за полостью рта, в частности за зубами, борьбу с потливостью и др. Последний раздел рассматривает: режимы питания; виды и формы активного отдыха, соответственно возрасту и индивидуальным особенностям; подбор и установление определенного режима физических упражнений — утренняя зарядка, прогулки, занятия спортом и др., создание ги-гиенических условий для сна; использование одежды и обуви, полноценных в гигиеническом отношении, и др.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность