Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Игровой деятельности;
Беседы;
Мультимедийной презентации.
Особое значение в работе с умственно отсталыми младшими школьниками имеет игровая деятельность. Именно она позволяет педагогу более активно воздействовать на младшего школьника с интеллектуальными нарушениями. К данной категории относятся загадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Использование игровых приёмов, весьма эффективный метод, они должны быть похожи на настоящую игру и обладать её существенными признаками: представлять собой продуманные педагогом игровые задачи, соответствующие им игровые действия с целью обучения, воспитания и развития детей. Для обучения через игру так же созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Но для играющих детей воспитательно–образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения:
Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Как отмечал А.В. Печора[68], дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой (учебной) деятельности, которую они подготавливают.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность»[84,С.170].
Психолог А.В. Запорожец [35], оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»[35,c.347].
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками),
в которых особое место
2. Настольно-печатные. Эти
игры разнообразны по
3. Словесные игры отличаются
тем, что процесс решения обучающей
задачи осуществляется в
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»[23,c.13].
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно–образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическом процессе дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства педагога.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры;
проведение дидактической игры и её анализ.
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей.
В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
Эффективным методом мотивации детей при формировании культурно – гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта являются современные методы создания мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей [56].
Таким образом, мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, которая является отличным пособием для учителей рассказать младшим школьникам необходимости соблюдения правил общения и соблюдения гигиены. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления младшим школьникам с умственной отсталостью материала. Многие педагоги отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень мотивация к овладению новыми навыками [56].
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка [56].
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить процесс воспитания так, чтобы добиться максимального воспитывающего эффекта.
Использование мультимедийных презентаций в воспитательной работе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников [56].
Кроме того, воспитательные мероприятия, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).
Применение мультимедийной презентации позволяет значительно повысить уровень активности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, при усвоении культурно – гигиенических навыков.
При предложении младшим школьникам чего-то новое, необычного, они раскрепощаются, становятся более целеустремленными, внимательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом воспитательном мероприятии. Использование мультимедийных презентаций может помочь педагогу соперничать с современными коммуникативными системами и интернетом в борьбе за воспитание подрастающего поколения.
Грамотное использование компьютера (программы Power Point) решает проблему дефицита подвижной наглядности в процессе воспитания.
Именно поэтому в своей работе мы использовали специально созданные мультимедийные презентации по основным темам нашего исследования.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) в процессе воспитания зависят, конечно, от содержания данного воспитательного мероприятия, цели, которую ставит педагог. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса [56].
При закреплении новой темы. Для проверки знаний о культуре поведения и соблюдении норм гигиены. Компьютерное тестирование – это проверка и хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. При решении задач воспитывающего характера.
Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения бесед или рассказа - стоит включить видеозаставки или мультфильмы при этом у детей исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к педагогу с вопросами, заряжаются новой энергией [56]. Что очень важно для нашей работы - мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений школьников является беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Беседа, как метод воспитания, отличается существенным своеобразием. Содержание бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих школьников. Учитель даёт характеристику тем фактам и поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми [21].
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, но обращаясь к задачам воспитания культурно – гигиенических навыков, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых надо усилить в данной группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Следует помнить: главная цель бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как воспринимают его.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.
Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребёнка. Это позволяет обоснованно определить, как дети восприняли идею, мораль произведения, и даёт возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают те факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.
Выводы по I главе
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Таким образом, умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном режиме дня, и правильно подобранном психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений можно ожидать положительную динамику в развитии культурно – гигиенических навыков детей с нарушениями интеллекта.