Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Система занятий является коррекционно-развивающей, предполагает реализацию на протяжении 2 месяцев, два раза в неделю.
Психолого-педагогическое сопровождение системы занятий является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психолога, медиков).
Условия реализации:
- выполнение действий по правилам;
- взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- обеспечение успешной деятельности;
Работа с учащимися по данной программе предусматривает формирование специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства (с помощью взрослого), организацию собственного досуга (с помощью взрослого), развитие социальных навыков поведения в общественных местах.
Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, должна дать возможность ученику приобрести как можно больше самостоятельности.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении (группе) для занятий. Помимо этого используются возможности проведения классных часов по нашим разработкам учителем (в период проведения эксперимента) разработки классных часов представлены в приложении (Приложение №15).
Реализация программы осуществляется на основе игр, бесед, мультимедийных презентаций.
Необходимым условием занятий является создание ситуации успешности для каждого ученика. На занятиях, как правило, логически сочетаются все направления программы, поэтому заранее не определяется количество часов на каждую тему.
Приемы и формы обучения должны определялись с учетом способностей младших школьников с нарушениями интеллекта.
Предполагаемые результаты, формирования культурно - гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы
Личная гигиена учащихся младших классов СКШИ VIII вида
Основные требования к знаниям и умениям по теме: «Личная гигиена» Все учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Учащиеся должны знать:
На начальном уровне - правила мытья рук, ног, правила чистки зубов.
На достаточном уровне - порядок мытья лица, рук, ног, периодичность мытья рук, правила охраны зрения, правила чистки зубов.
На уровне самостоятельности - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила мытья рук в течение дня, правила чистки зубов, периодичность мытья головы, периодичность принятия ванн, правила охраны зрения при выполнении письменных работ, чтения и просмотре телепередач.
Учащиеся должны уметь:
На начальном уровне - выполнять утренний и вечерний туалет в совместной деятельности со старшими, причесывать волосы, занимать рабочее место по устной инструкции учителя.
На достаточном уровне - выполнять утренний и вечерний туалет под контролем старших с частичной помощью, причесывать волосы, обращаться за помощью при стрижке ногтей на руках и ногах, выбирать рабочее место в соответствии с источником освещения.
На уровне самостоятельности - выполнять утренний и вечерний туалет самостоятельно или с частичным контролем со стороны взрослых, поддерживать чистоту рук в течении дня, правильно пользоваться зубной пастой, причесывать волосы, правильно выбирать расческу, массажную щетку в зависимости от длины и густоты волос, подбирать моющие средства для мытья головы, выбирать средства ухода за кожей рук, правильно и своевременно стричь ногти на руках и ногах, устанавливать искусственный источник света (настольную лампу) и направлять свет на рабочую поверхность при чтении, письме, работе, правильно ухаживать за очками.
Культура общения со взрослыми и сверстниками
На начальном уровне:
Взрослый: Как обращается ко взрослому: называть ли его по имени, отчеству; Сверстники: Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях
На достаточном уровне.
С взрослым: вежливо, спокойно выражает свое желание, просьбу; спокойно реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях. Умеет разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушает взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
Со сверстником: внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.
На уровне самостоятельности
С взрослым: Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.
Со сверстниками: Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Культура деятельности и бережное отношение к вещам:
Учащиеся должны иметь представление о том, для чего нужно содержать в чистоте и порядке одежду и обувь. Для чего необходимо готовить своё место перед занятиями, правила гигиены на учебном месте.
Учащиеся должны знать:
На начальном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью. Подготовка учебного места. Правила обращения с книгой. гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения.
На достаточном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью, правила ухода за верхней одеждой, правила стирки хлопчатобумажных изделий. Правила ухода за книгами. Этапы уборки своего учебного места. Гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами.
На уровне самостоятельности - виды одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за одеждой, обувью, головными уборами, правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами и химическими средствами. Ремонт книг, подклейка страниц. Составление элементарного плана своих будущих действий. Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами.
Исходя из полученных нами данных и результатов, которые мы предполагаем, получить по окончании формирующего эксперимента, нами была сформирована система занятий направленных на формирование выделенных нами культурно – гигиенических навыков.
Система занятий направленная на формирование культурно - гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта
Занятия проводились два раза в неделю в течение двух месяцев.
Занятия проводились в классной комнате.
Всего было проведено 14 занятий
В процессе занятий регулярно посещали занятия только 4 человека из 8. Поэтому все результаты, полученные нами в процессе формирующего эксперимента, анализ этих данных мы будем приводить на основе результатов полученных нами от этих четырёх детей.
Структура занятия
Формулирование темы занятия, основных целей.
Психологическая разминка (по необходимости), позволяющая задать ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
Основная часть - проведение занятия.
Заключительная часть.
Структура системы занятий с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями направленная на формирование культурно-гигиенических навыков
№ |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
ВРЕМЯ |
ПРИМЕЧАНИЕ |
1 |
а) Сценка «Наш помощник этикет»; б) Презентация о вежливости, для закрепления полученных навыков |
Ознакомление детей с понятием «этикет», вежливыми словами, правилами поведения за столом. |
20мин.
7 мин. |
В данном занятии принимают участие как экспериментатор, так и воспитатель. |
2 |
а) Сказка "Как вести себя за столом" б) Проигрывание правил поведения за столом с куклами |
Продолжение прошлой темы, закрепления культурно - гигиенических навыков поведения за столом |
15 мин.
10 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
3 |
а) Чтение «Азбуки добрых качеств»; б) Урок вежливости №1 в) Демонстрация презентации о вежливых словах |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин.
10 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
4 |
а) Чтение рассказов из книги «Вечная мудрость сказок»; б) Урок вежливости №2 в) Демонстрация презентации о вежливости |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин.
10 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
5 |
а) Чтение рассказов из книги "Воспитание нравственных качеств у детей" б) Урок вежливости №3 |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
6 |
а) Чтение рассказов из книги «Вечная мудрость сказок» б) Урок вежливости №4 в) Презентация «От улыбки» |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин.
7 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, учитель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
7 |
а) Чтение рассказов из книги «Вечная мудрость сказок» б) Урок вежливости №5 в) Презентация о поведении на транспорте |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин.
10 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
8 |
а) Чтение рассказов из книги «Воспитание нравственных качеств у детей» б) Урок вежливости №6 в) Презентация «Когда мои друзья со мной» |
Формирование у детей вежливых фраз и выражений |
15 мин.
15 мин.
6 мин. |
В данном занятии принимают участие, как экспериментатор, так и воспитатель. |
9 |
а) Занятие по формированию гигиенических навыков для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями "Где прячется здоровье?" б) Презентация о режиме дня |
Формирование у детей гигиенических навыков |
20 минут
10 мин. |
В данном занятии принимают участие как экспериментатор, так и медработник СКШИ. |
10 |
а) Чтение рассказов из книги «Воспитание нравственных качеств у детей» б) Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо" |
Формирование у детей эмоционального отношения к формированию культурно - гигиенических навыков |
12 мин.
15 мин. |
В данном занятии принимают участие, как экспериментатор, так и воспитатель. |
11 |
а) Чтение рассказов из книги «Вечная мудрость сказок»; б) Дидактическая игра "Опасно - не опасно". |
Формирование у детей понятия здорового образа жизни |
12 мин.
18 мин. |
Занятие проводит экспериментатор Полученные навыки закрепляются в повседневных делах учащихся, воспитатель и экспериментатор постоянно следят за тем, что б дети демонстрировали усвоенные навыки. |
12 |
а) Занятия по формированию культурно – гигиенических навыков "Если сладко спиться, сон хороший снится". б) Проигрывание ритуала отхода ко сну с куклами. |
Привитие навыка соблюдения режима дня. Создание положительного эмоционального отношения к режимным моментам |
20 мин.
15 мин. |
В данном занятии принимают участие, как экспериментатор, так и воспитатель. |
13 |
а) Презентация на подведение итогов по формированию культурных навыков «Школа вежливости» |
Закрепление и уточнение полученных в процессе занятий культурных навыков. |
25 мин. |
Групповая работа, беседа с детьми в процессе просмотра презентации. |
14 |
а) Беседа с детьми о важности соблюдения изученных в процессе занятий гигиенических навыках |
Закрепление и уточнение полученных в процессе занятий гигиенических навыков. |
25 мин. |
Групповая работа, беседа с детьми в процессе просмотра презентации. |
Процесс опытной работы по формированию культурно – гигиенических навыков учащихся СКШИ VIII вида выявил основные трудности, свойственные большинству таких детей. В первую очередь это недостаточный уровень внимания при проведении инструктажа для выполнения того или иного задания. Особенно сильно данные особенности проявлялись у таких детей, как Антон и Ваня. Данные учащиеся постоянно отвлекались при объяснении, необходимом для выполнения того или иного практического задания. Следствием этого, как правило, становилось выполнение задания на низком уровне или же отказ от выполнения. Никто из этих детей не смог выполнить ни одно из заданий на уровне самостоятельности.
У части детей, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, отмечалось явное отставание в развитии предметной и орудийной деятельности. Например, Ваня не мог достаточно хорошо осуществить такие действия по самообслуживанию, как чистка зубов, приведение в порядок одежды и обуви, уборка помещений и т.д. в связи с плохой координацией движений, неумением использовать щетку, веник и другие предметы для проведения необходимых манипуляций.
На успешность проведения занятий в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию культурно – гигиенических навыков оказывал и уровень развития мышления у младших школьников, воспитывающихся в СКШИ VIII вида. У большинства учащихся уровень обобщений в мышлении снижен. Вследствие этого, такие дети, как Антон и Ваня не могли перенести результаты успешно выполненного задания на другие задания того же типа. Например, успешно почистив свои ботинки, мальчики затруднялись при предложении почистить обувь другой модели или цвета.
Максимально успешно обучение детей проходило при показе последовательности работы по картинному плану или опорам. Это свидетельствует о высоком развитии у учащихся младшего школьного возраста наглядного мышления. Например, при работе по теме «Гигиена жилища» нами были использованы картинные планы, отражающие последовательность сухой и влажной уборки жилого помещения. В результате большинство детей освоило данные виды работ гораздо успешнее, чем те, где проводилось лишь теоретическое объяснение.
Характерной особенностью поведения учащихся экспериментальной группы являлись многократные пробы при выполнении того или иного задания. Однако у некоторых детей, например, Антона и Насти такие пробы были результативными и конечный итог работы успешным, а у Вани, многократные пробы не приводили к желаемому результату, он раз за разом повторяли одни и те же ошибки. Данная ситуация свидетельствует о том, что дети не анализируют результаты своей деятельности, и поэтому нерезультативные пробы не отбрасываются. Это говорит о том, что пробы часто не являются ориентировочными, не ведут к оценке ситуации, к вычислению наиболее простых, лежащих на поверхности вариантов действий.