Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На уровне самостоятельности (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно [82].
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
В ходе экспериментальной работы были проведены методики исследования культурно – гигиенических навыков детей, анализ условий в которых формируются культурно – гигиенические навыки младших школьников в СКШИ VIII вида.
Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее:
По результатам наблюдения за младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями, в экспериментальной и контрольной группах в течение 3-х дней нами были получены следующие результаты (См. диаграммы 1, 2):
Диаграмма 1
Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).
Диаграмма 2
Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы
(в баллах).
Таблица 2
Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).
Гигиенические навыки |
Навыки общения со взрослыми |
Навыки общения с ровесниками |
Навык деятельности и отношения к вещам | |
Антон |
36 |
37 |
33 |
31 |
Катя |
43 |
47 |
35 |
29 |
Ваня |
39 |
40 |
30 |
27 |
Настя |
41 |
43 |
36 |
30 |
Средний показатель |
39,75 |
41,75 |
35,5 |
29,25 |
Таблица 3
Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах).
Гигиенические навыки |
Навыки общения со взрослыми |
Навыки общения с ровесниками |
Навык деятельности и отношения к вещам | |
Максим |
41 |
45 |
33 |
30 |
Оля |
43 |
44 |
39 |
27 |
Кирилл |
39 |
41 |
37 |
33 |
Даша |
38 |
42 |
41 |
37 |
Средний показатель |
40,25 |
43 |
37,5 |
31,75 |
Анализ результатов показал следующее: самый низкий показатель – это отношение к вещам в обеих группах. Общение с ровесниками более проблематичное, чем со взрослыми. Навыки гигиены и общения в обеих группах попадают во второй уровень, а вот общение с ровесниками и отношение к вещам – находится на низком уровне.
Наблюдения за детьми в различных ситуациях показали, что, Катя, Ваня, Настя умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; к вещам относится бережно, но редко планируют свои действия и забывают приводить в порядок свои вещи на парте перед переменой. У Антона (который показал самые слабые результаты) все гигиенические навыки плохо сформированы (пережёвывание пищи с закрытым ртом, пользование носовым платком, расчёской, навыки мытья рук). Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.
Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Антон и Ваня разговаривают с полным ртом во время еды.
При опросе о правилах гигиены нами были получены следующие данные:
Правила чистки зубов – из 4 твёрдо знают только 2-е (Катя и Настя);
Правила охраны зрения - из 4 твёрдо не знает никто;
Правила и периодичность мытья головы, принятия ванн - из 4 твёрдо знает только Настя:
О режиме дня - из 4-х детей твёрдо не знает никто;
Только 2-е (Катя и Настя) понимают значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе
Только Катя и Настя знают названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
Правила подстригания ногтей на руках и ногах – знают все испытуемые;
Правильное использование расчёски, умение приводить причёску в порядок; из 4-х детей знают только 2-е (Катя и Настя)
Умение пользоваться носовым платком, иметь его при себе и пояснить, для чего он необходим только Антон не имел своего носового платка.
При опросе и наблюдении за детьми с целю выяснения уровня сформированности культуры деятельности и бережного отношения к вещам, нами были получены следующие данные:
Готовят своё учебное место, располагают на нем всего необходимого так, чтобы все было под рукой только - все кроме Антона;
Проверяют свой внешний вид – только девочки – Катя и Настя;
Умеют сохранять порядок в классной комнате – все учащиеся, но только по требованию воспитателя;
Способны доводить дело до конца может только Настя и Антон;
Умение убирать за собой все, чем пользовался и занимался - сформировано только у Антона;
Умение привести себя в порядок – вымыть руки, разложить всё на место – это умение сформировано у всех, кроме Вани;
Умение ухаживать за своей обувью – этот навык находиться в процессе формирования и только по принуждению воспитателя;
Умение проводить влажную уборку пола – навык сформирован у всех, особенно мы отметили Антона;
Способность справляется с уборкой комнаты по плану – навык не сформирован ни у кого;
Умение правильно поливает цветы в группе – на начальном уровне сформировано у всех;
Умение в правильном порядке одевать и снимать одежду - сформировано у всех;
Умение стирать пыль с поверхностей – сформировано на начальном уровне у всех;
Умение аккуратно складывает свои предметы – хорошо сформировано у всех.
При опросе и наблюдении за детьми с целю выяснения уровня сформированности навыка общения со взрослыми и сверстниками мы получили следующие данные:
Умение обращаться ко взрослому: называть его по имени, отчеству – сформировано у всех на достаточном уровне;
Умение вежливо, спокойное выражать свои желания, просьбы - сформировано у всех на достаточном уровне, за исключением Антона;
Умение адекватно реагировать на отказ взрослого, выполнять требуемое сформировано у девочек на достаточном уровне, Ваня и Антон не всегда адекватно реагировали на замечание;
Умение употреблять вежливые слова сформировано у всех на достаточном уровне;
Умение разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо сформировано у всех на достаточном уровне, кроме Вани, который постоянно отводит глаза;
Умение слушать взрослого, не перебивая сформировано у всех на достаточном уровне;
Проявлять внимание ко взрослому сформировано у всех на достаточном уровне;
Адекватные реакции на просьбу взрослого сформировано у всех на достаточном уровне, кроме Антона;
Проявление заботы, внимания о ровесниках и взрослом сформировано у всех на достаточном уровне;
Проявление приветливости в общении со сверстниками (сформированость привычки здороваться и прощаться; называть сверстника по имени.) сформировано у всех на начальном уровне;
Проявление внимательности к сверстнику (замечает его настроение) сформировано у всех на начальном уровне, часты конфликты между детьми;
Старание помочь (умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать, считается с его мнением или действует только в собственных интересах) сформировано у всех на начальном уровне;
Умение общаться со сверстниками без конфликтов (как ведет себя в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.) сформировано у всех на начальном уровне;
Умение выстраивать взаимоотношения в общении со сверстниками ( ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные) сформировано у всех на начальном уровне.
В контрольной группе культурно - гигиенические навыки сформированы примерно на таком же уровне.
По итогам констатирующего эксперимента направленного на определения уровня культуры общения младших школьников с нарушениями интеллекта мы получили следующие данные:
Опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у детей в обеих группах до начала формирующего этапа работы является весьма низким. Практически у всех испытуемых формирование культурно - гигиенических навыков вызывает затруднения;
Ни один из участников эксперимента не показал высокий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков.
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.
2.3 Экспериментальная
работа по оптимизации
На процесс формирования умений и навыков большое влияние оказывает методика обучения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие (умение), а функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия. Выработка навыка идет через перенос сознания на цели и условия действия.
Типичный путь формирования навыка включает четыре этапа, которые представлены в таблице 4.
Процесс освоения действий можно описать количественно, если измерить, как изменяется в зависимости от числа упражнений какой-нибудь из признаков действия (например, количество ошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время, количество продукции и т. д.).
На формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована система специальных занятий, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта.
Необходимым условием реализации разработанной нами системы занятий является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.
Таблица 4
Основные этапы формирования навыка
Этап |
Его характер |
Его цель |
Особенности выполнения действия |
1. Ознакомительный |
Осмысливание действия и его представления |
Ознакомление с приемами выполнения действия |
Отчетливое понимание цели, но смутное – способов его достижения, имеют место грубые ошибки при выполнении действия |
2. Подготовительный (аналитический) |
Сознательное, но неумелое выполнение действия |
Овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения |
Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение. Много лишних движений, высокий уровень сосредоточенности на выполнении действия, слабый контроль |
3. Стандартизирующий (синтетический) |
Автоматизация элементов действия |
Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие |
Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение контроля; переход к мускульному контролю |
4. Варьирующий (ситуативный) |
Пластическая приспособляемость действия к ситуации |
Овладение произвольным регулированием характером действия |
Целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных («чувства») и интеллектуальных синтезов («интуиция») |