Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

На уровне самостоятельности (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно [82].

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  констатирующего эксперимента

 

В ходе экспериментальной работы были проведены методики исследования культурно – гигиенических навыков детей, анализ условий в которых формируются культурно – гигиенические навыки младших школьников в СКШИ VIII вида.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее:

    • все требования САНПина соблюдены, т. е. мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям;
    • в группе не достаточно дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово;
    • для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение;
    • очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях;
    • отсутствие наглядности в воспитательной работе с младшими школьниками направленной на формирование культурно – гигиенических навыков;

По результатам наблюдения за младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями, в экспериментальной и контрольной группах в течение 3-х дней нами были получены следующие результаты (См. диаграммы 1, 2):

Диаграмма 1

 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).

Диаграмма 2

Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы

(в баллах).

Таблица 2

Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).

 

Гигиенические навыки

Навыки общения со взрослыми

Навыки общения с ровесниками

Навык деятельности и отношения к вещам

Антон

36

37

33

31

Катя

43

47

35

29

Ваня

39

40

30

27

Настя

41

43

36

30

Средний показатель

39,75

41,75

35,5

29,25


 

Таблица 3

Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах).

 

Гигиенические навыки

Навыки общения со взрослыми

Навыки общения с ровесниками

Навык деятельности и отношения к вещам

Максим

41

45

33

30

Оля

43

44

39

27

Кирилл

39

41

37

33

Даша

38

42

41

37

Средний показатель

40,25

43

37,5

31,75


 

Анализ результатов показал следующее: самый низкий показатель – это отношение к вещам в обеих группах. Общение с ровесниками более проблематичное, чем со взрослыми. Навыки гигиены и общения в обеих группах попадают во второй уровень, а вот общение с ровесниками и отношение к вещам – находится на низком уровне.

Наблюдения за детьми в различных ситуациях показали, что, Катя, Ваня, Настя умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; к вещам относится бережно, но редко планируют свои действия и забывают приводить в порядок свои вещи на парте перед переменой. У Антона (который показал самые слабые результаты) все гигиенические навыки плохо сформированы (пережёвывание пищи с закрытым ртом, пользование носовым платком, расчёской, навыки мытья рук). Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Антон и Ваня разговаривают с полным ртом во время еды.

При опросе о правилах гигиены нами были получены следующие данные:

Правила чистки зубов – из 4 твёрдо знают только 2-е (Катя и Настя);

Правила охраны зрения - из 4 твёрдо не знает никто;

Правила и периодичность мытья головы, принятия ванн - из 4 твёрдо знает только Настя:

О режиме дня - из 4-х детей твёрдо не знает никто;

Только 2-е (Катя и Настя) понимают значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе

Только Катя и Настя знают названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Правила подстригания ногтей на руках и ногах – знают все испытуемые;

Правильное использование расчёски, умение приводить причёску в порядок; из 4-х детей знают только 2-е (Катя и Настя)

Умение пользоваться носовым платком, иметь его при себе и пояснить, для чего он необходим только Антон не имел своего носового платка.

При опросе и наблюдении за детьми с целю выяснения уровня сформированности культуры деятельности и бережного отношения к вещам, нами были получены следующие данные:

Готовят своё учебное место, располагают на нем всего необходимого так, чтобы все было под рукой только - все кроме Антона;

Проверяют свой внешний вид – только девочки – Катя и Настя;

Умеют сохранять порядок в классной комнате – все учащиеся, но только по требованию воспитателя;

Способны доводить дело до конца может только Настя и Антон;

Умение убирать за собой все, чем пользовался и занимался - сформировано только у Антона;

Умение привести себя в порядок – вымыть руки, разложить всё на место – это умение сформировано у всех, кроме Вани;

Умение ухаживать за своей обувью – этот навык находиться в процессе формирования и только по принуждению воспитателя;

Умение проводить влажную уборку пола – навык сформирован у всех, особенно мы отметили Антона;

Способность справляется с уборкой комнаты по плану – навык не сформирован ни у кого;

Умение правильно поливает цветы в группе – на начальном уровне сформировано у всех;

Умение в правильном порядке одевать и снимать одежду - сформировано у всех;

Умение стирать пыль с поверхностей – сформировано на начальном уровне у всех;

Умение аккуратно складывает свои предметы – хорошо сформировано у всех.

При опросе и наблюдении за детьми с целю выяснения уровня сформированности навыка общения со взрослыми и сверстниками мы получили следующие данные:

Умение обращаться ко взрослому: называть его по имени, отчеству – сформировано у всех на достаточном уровне;

Умение вежливо, спокойное выражать свои желания, просьбы - сформировано у всех на достаточном уровне, за исключением Антона;

Умение адекватно реагировать на отказ взрослого, выполнять требуемое сформировано у девочек на достаточном уровне, Ваня и Антон не всегда адекватно реагировали на замечание;

Умение употреблять вежливые слова сформировано у всех на достаточном уровне;

Умение разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо сформировано у всех на достаточном уровне, кроме Вани, который постоянно отводит глаза;

Умение слушать взрослого, не перебивая сформировано у всех на достаточном уровне;

Проявлять внимание ко взрослому сформировано у всех на достаточном уровне;

Адекватные реакции на просьбу взрослого сформировано у всех на достаточном уровне, кроме Антона;

Проявление заботы, внимания о ровесниках и взрослом сформировано у всех на достаточном уровне;

Проявление приветливости в общении со сверстниками (сформированость привычки здороваться и прощаться; называть сверстника по имени.) сформировано у всех на начальном уровне;

Проявление внимательности к сверстнику (замечает его настроение) сформировано у всех на начальном уровне, часты конфликты между детьми;

Старание помочь (умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать, считается с его мнением или действует только в собственных интересах) сформировано у всех на начальном уровне;

Умение общаться со сверстниками без конфликтов (как ведет себя в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.) сформировано у всех на начальном уровне;

Умение выстраивать взаимоотношения в общении со сверстниками ( ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные) сформировано у всех на начальном уровне.

В контрольной группе культурно - гигиенические навыки сформированы примерно на таком же уровне.

По итогам констатирующего эксперимента направленного на определения уровня культуры общения младших школьников с нарушениями интеллекта мы получили следующие данные:

Опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у детей в обеих группах до начала формирующего этапа работы является весьма низким. Практически у всех испытуемых формирование культурно - гигиенических навыков вызывает затруднения;

Ни один из участников эксперимента не показал высокий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков.

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.

 

2.3 Экспериментальная  работа по оптимизации процесса  формирования культурно-гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида

 

На процесс формирования умений и навыков большое влияние оказывает методика обучения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие (умение), а функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия. Выработка навыка идет через перенос сознания на цели и условия действия.

Типичный путь формирования навыка включает четыре этапа, которые представлены в таблице 4.

Процесс освоения действий можно описать количественно, если измерить, как изменяется в зависимости от числа упражнений какой-нибудь из признаков действия (например, количество ошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время, количество продукции и т. д.).

На формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована система специальных занятий, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта.

Необходимым условием реализации разработанной нами системы занятий является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.

Таблица 4

Основные этапы формирования навыка

Этап

Его характер

Его цель

Особенности выполнения действия

1. Ознакомительный

Осмысливание действия и его представления

Ознакомление с приемами выполнения действия

Отчетливое понимание цели, но смутное – способов его достижения, имеют место грубые ошибки при выполнении действия

2. Подготовительный (аналитический)

Сознательное, но неумелое выполнение действия

Овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения

Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение. Много лишних движений, высокий уровень сосредоточенности на выполнении действия, слабый контроль

3. Стандартизирующий (синтетический)

Автоматизация элементов действия

Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие

Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение контроля; переход к мускульному контролю

4. Варьирующий (ситуативный)

Пластическая приспособляемость действия к ситуации

Овладение произвольным регулированием характером действия

Целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных («чувства») и интеллектуальных синтезов («интуиция»)

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность