Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении теоретического материала мы выделили понятие «Навык». В нашей работе под «навыком» мы понимаем действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Формирование навыков

Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;

для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

В результате анализа теоретических источников по формированию культурно – гигиенических навыков умственно отсталых младших детей, основными культурно гигиеническими навыками подлежащими формированию в первую очередь являются навыки:

культуры поведения со взрослыми и с ровесниками;

личной гигиены;

собственной деятельности и бережного отношения к вещам.

Для целенаправленного формирования выделенных культурно - гигиенических навыков мы выделили несколько методов, которые большинство современных дефектологов считают наиболее эффективными:

игровая деятельность;

мультимедийная презентация;

беседа.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, в процессе целенаправленной воспитательной работы в СКШИ VIII вида, структурированной в режим дня, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых становится потребностью для младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Необходимыми условиями формирования культурно – гигиенических навыков выступает положительное отношение ребенка к бытовой и социальной деятельности и систематическое повторение культурно – гигиенических навыков, предполагающих известную самостоятельность ребёнка.

Оптимизации выделенных культурно – гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида и будет посвящена наша экспериментальная работа.

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

 

2.1 Организация  и методика проведения экспериментальной  работы

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков является одним из важнейших направлений воспитательной работы в СКШИ VIII вида. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований всех педагогов. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Целью констатирующего этапа нашей экспериментальной работы стало изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.

Цель исследования конкретизируется в решении следующих задач:

Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта на базе КОУ "Большеуковская специальная (коррекционная) школа – интернат, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у младших школьников с нарушениями интеллекта

Определить эффективность разработанных мероприятий.

Данные задачи последовательно решались на 3-х этапах экспериментальной работы:

Констатирующем;

Формирующем;

Контрольном.

Основной целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста.

В ходе работы над исследуемой темой нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование культурно – гигиенических навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы занятий.

С целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы нами было организовано и проведено экспериментальное исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.

Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей 2 класса СКШИ VIII вида по 4 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную. У всех детей, по заключению ПМПК - умственная отсталость.

Цель констатирующего эксперимента: изучить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков и умений у младших школьников с нарушениями интеллекта

Для этого необходимо:

    • подобрать адекватные методы исследования;
    • выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей;
    • выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;
    • выявить формы организации, приемы формирования культурно – гигиенических навыков, их специфику и эффективность;
    • проанализировать полученные данные, для составления системы занятий, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями на втором этапе нашего исследования.

Для определения уровня сформированности культурно - гигиенических навыков мы вели наблюдение за работой воспитателя и детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по определённой схеме [82]. (См. схему №1)

 

Схема №1

Наблюдения за детьми

Имя, фамилия ребенка

Сформированность гигиенических навыков (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность навыка ухода за своими вещами (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформированности навыка общения со взрослыми и сверстниками

Кол-во баллов

             

 

Примечание.

Гигиенические навыки включают умение:

    • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой;
    • Правила мытья рук, ног;
    • Умение сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
    • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
    • Не разговаривать с полным ртом;
    • Правила чистки зубов;
    • Правила охраны зрения;
    • Правила и периодичность мытья головы, принятия ванн.
    • Выполнение действий, связанные с режимом дня в известной последовательности и в нужном темпе;
    • Понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
    • Знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
    • Правила подстригания ногтей на руках и ногах;
    • Правильное использование расчёски, умение приводить причёску в порядок;
    • Умение пользоваться носовым платком, иметь его при себе и пояснить, для чего он необходим.

Навык культуры деятельности; бережное отношение к вещам, включает в себя:

    • Подготовку учебного места, расположение на нем всего необходимого так, чтобы все было под рукой;
    • Проверку своего внешнего вида;
    • Умение сохранять порядок в классной комнате;
    • Способность не переходить к новому делу не закончив старое;
    • Способность доводить дело до конца;
    • Умение убирать за собой все, чем пользовался и занимался;
    • Умение привести и себя в порядок – вымыть руки, разложить всё на место;
    • Умение ухаживает за свое обувью;
    • Умение проводить влажную уборку пола;
    • Способность справляется с уборкой комнаты по плану;
    • Умение правильно поливает цветы в группе;
    • Умение в правильном порядке одевать и снимать одежду;
    • Умение стирать пыль с поверхностей;
    • Умение аккуратно складывает свои предметы;

Навык общения со взрослыми и сверстниками включает в себя:

    • Умение обращаться ко взрослому: называть его по имени, отчеству;
    • Умение вежливо, спокойное выражать свои желания, просьбы;
    • Умение адекватно реагировать на отказ взрослого, выполнять требуемое;
    • Умение употреблять вежливые слова;
    • Умение разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо;
    • Умение слушать взрослого, не перебивая;
    • Проявлять внимание ко взрослому;
    • Адекватные реакции на просьбу взрослого;
    • Проявление заботы, внимания о ровесниках и взрослом.
    • Проявление приветливости в общении со сверстниками (сформированость привычки здороваться и прощаться; называть сверстника по имени.);
    • Проявление внимательности к сверстнику (замечает его настроение);
    • Старание помочь (умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать, считается с его мнением или действует только в собственных интересах);
    • Умение общаться со сверстниками без конфликтов (как ведет себя в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.)
    • Умение выстраивать взаимоотношения в общении со сверстниками (ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные).

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за

правильно выполненное действие (уровень самостоятельности) ребенок получал – 6-4 балла;

действие, выполненное с небольшими неточностями (достаточный уровень) 4-2 балла;

неумение выполнять действие (начальный уровень) – 1 – 2 балла.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

На начальном уровне (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы;

На достаточном уровне (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность