Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Составной частью гигиенических навыков – является навык культуры деятельности и бережного отношения к вещам.
Под культурой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, мы в данном исследовании, понимаем:
наличие чистого, достаточно просторного классного помещения с необходимым оборудованием;
наличие мест гигиены обеспечивающих проведение всех режимных элементов (умывание, питание, учебные занятия и игры).
наличие совместной деятельности, которая предполагает активное взаимодействие с ровесниками и взрослыми.
Для формирования навыков культуры деятельности и бережного отношение к вещам нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, школьных принадлежностей, порядок уборки помещения.
Для детей изучаемой нами категории особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством педагога.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, школьным занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые школьные принадлежности и материалы, с которыми он будет заниматься или играть; четко и последовательно организовывать свою деятельность на уроке, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца [37].
По завершении урока привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить тетради, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования на следующем уроке; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Для эффективного формирования культурно – гигиенических навыков необходимо отобрать наиболее оптимальные методы их формирования. Среди многих классификаций методов, в педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
В связи с этим главными методами обучения младших школьников обучающихся в СКОУ VIII вида являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, принятию пищи в школьной столовой. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).
Дети, изучаемой категории особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример педагога.
Для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам [49]. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах СКОУ VIII вида применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем школьном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.
Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Среди приёмов, способствующих формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста, на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. В своей работе мы предлагаем игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, мультимедийных презентаций, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки [49]. Но дети становятся старше, и педагог постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания педагога. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у более старших детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований педагога. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно – гигиенических навыков, а так же их необходимость. А для этого необходима специально организованная деятельность младших школьников с нарушениями интеллекта под руководством педагога, тогда детям становится понятна целесообразность требований предъявляемых ему (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).
Для закрепления правил и их усвоения, целесообразно проводить беседу о гигиене [31]. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы умственно отсталые младшие школьники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.
Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении [32]. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате у данной категории детей.
Практика показывает, что одним из самых эффективных инструментов направленных на формирование, а так же профилактику утраты сформированных навыков, является режим дня школьника.
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности, отдыха и культурного досуга с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков [37]. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Вся жизнь ребёнка, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Как уже было нами сказано, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение режим дня.
Рационально построенный режим (табл. №1) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье и способствует формированию всех культурно - гигиенических навыков младшего школьника с нарушениями интеллекта.
Таблица №1
Режимные моменты |
Возраст | |
7-9 лет |
10-12 лет | |
Подъём |
7.00 |
7.00 |
Утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
Завтрак |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
Дорога в школу |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
Учебные занятия |
8.30-12.30 |
8.30-13.30 |
Дорога из школы |
12.30-13.00 |
13.30-14.00 |
Обед |
13.00-13.30 |
14.00-14.30 |
Отдых |
13.30-14-30 |
- |
Прогулка на воздухе |
14.30-16.30 |
14.30-16.30 |
Приготовление уроков |
16.30-17.30 |
16.30-18.30 |
Прогулка на воздухе |
17.30-19.00 |
18.30-19.30 |
Ужин свободное время |
19.00-20.00 |
19.30-20.30 |
Вечерний туалет |
20.00-20.30 |
20.30-21.00 |
Сон |
20.30-7.00 |
21.00-7.00 |
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе , игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы [37].
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.
Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (" 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности. Поздней осенью и зимой длительность сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года [37]. У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.
Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову[37], подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.
Двигательная активность школьника выражается в тысячах шагов или в количестве часов пребывания на воздухе, или в цифровом выражении энергозатрат. С возрастом показатель увеличивается, но неравномерно в разные периоды развития ребенка. Так, в 7-8 лет мальчики совершают до 20 тыс. шагов в сутки, девочки - 17 тыс., а в 9-10 лет - одинаковое количество (20-21 тыс.), затем вновь проявляются половые различия (у мальчиков - больше).
Аналогичная неравномерность двигательного компонента характерна для его суточной динамики: в часы высокой активности количество движений явно превышает этот показатель малоактивного времени суток.