Организация работы с застенчивым ребёнком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Содержание

Введение.
Теоретический блок.
Характеристика поведения застенчивых детей.
Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Практический блок.
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление застенчивых детей.
2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ (1).doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ _ СПО Новокузнецкий педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы с застенчивым ребёнком

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: студентка ОЗО Ивченко Ю.Н.

4 курс, группа 1-11

 

2013г.

Содержание

 

Введение.

  • Теоретический блок.
    • Характеристика поведения застенчивых детей.
    • Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

     

  • Практический блок.

2.1.   Диагностические методики, направленные на         выявление застенчивых детей.

2.2.   Игры, направленные на предупреждение   (преодоление) застенчивости у детей.

 

Библиография.

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как  она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо  как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

 Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и другие.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость - это важная и общая задача, как для педагогов, так и для родителей. Она разрешима, но делать это необходимо пока ребенок еще маленький. Дошкольное детство - период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Важно, именно, в этот период сформировать у ребёнка дошкольного возраста, необходимые навыки общения со взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность.

С возрастом у застенчивого ребёнка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в своем «недостатке». Поэтому так важно выявить особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми, направленными на предупреждение и преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста. Данный аспект недостаточно разработан в педагогической литературе. Практика показывает, что воспитатели не всегда используют индивидуальный подход в работе с застенчивыми детьми дошкольного возраста, не знают особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей.

 

 

 

 

 

1.Теоретический блок

 

1.1.Характеристика поведения застенчивых детей.

Жизнь ребёнка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.

По своему содержанию эта среда может быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п. Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о застенчивых детях.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:

Во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.

Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.

В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

 

Портрет застенчивого ребенка

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже - опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы. Они готовы спрятаться куда угодно - только бы их не трогали, застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой — нибудь укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху...

Проявление застенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Вот типичная картина поведения застенчивого ребенка дошкольного возраста: во время общения со сверстниками ребенок держится в стороне от детских игр, хотя игра явно его интересует, наблюдает за играющими, но не решается присоединиться. Часто на приглашение включиться в игру ребенок отвечает отказом из-за страха сделать что-то неправильно.

В большинстве случаев ребенок хочет общаться с другими людьми, но испытывает при общении большой дискомфорт, не знает, как этого избежать, из-за чего ему приходится подавлять свои желания и скрывать свои возможности.

Если к застенчивому ребенку обращается доброжелательно настроенный взрослый человек (педагог), ребенок смущенно улыбается, ёрзает на стуле, втягивает голову в плечи, посматривает искоса - избегает прямого взгляда. Если следует просьба выполнить какие-либо действия, робко отказывается или выполняет, иногда не с первой попытки. Если взрослый задает вопрос - ребенок отвечает неуверенно, тихим голосом, шепотом или не отвечает совсем. Если взрослый настроен решительно, ведет себя резко и нетерпеливо, ребенок теряется, иногда даже пугается, просьбу выполняет торопливо или отказывается выполнять, часто путается и ошибается, на вопросы отвечает нерешительно или не отвечает совсем, отворачивается, избегает смотреть в глаза

Основная трудность работы с застенчивыми детьми заключается в том, что их особенность долго остается незамеченной. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им, как правило, удаётся. Дети - невидимки не дерутся (опасаются, и умело избегают конфликтов), не носятся сломя голову на прогулке, не отбирают у других игрушек (они и друзей-то имеют мало, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике, иначе, чем в хоре или общем танце - солировать они не хотят, да им никто этого и не предлагает: есть более активные и заметные дети. Ребенок может быть хорошо подготовлен, но из-за стеснительности выученное стихотворение рассказывает скороговоркой, тихим голосом или шепотом, иногда совсем отказывается, и сам при этом очень расстраивается. Во время проведения коллективных публичных выступлений таких проблем, как правило, не возникает. Совместно с другими детьми застенчивый ребенок может и станцевать, и спеть. Таким образом, смущение вызывает привлечение общественного внимания к своей персоне.

Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Наиболее сильно застенчивость проявляется при освоении детьми новых сфер деятельности; при поступлении в ясли, детский сад или школу. Переход ребенка из одной среды в другую, изменение окружающих условий заставляет детей чувствовать себя неуверенно, дети зачастую боятся проявить незнание или неумение и стесняются в этом признаться, затрудняются попросить помощь.

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

Так они и растут - вроде бы в группе и в то же время не попадая на первый план. И только когда дело доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем: они не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то не понятно; стесняются отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки.

К этому времени становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями застенчивости, пока эти качества еще не оформились окончательно. Грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.

Формы проявления застенчивости.

Родителям важно знать, что:  Критикуя и высмеивая ребенка, вы лишаете его уверенности в себе, закладываете в нем убежденность в том, что такой, какой есть, он неугоден вам, и окружающий мир будет также относиться к нему с неприятием.

Если вы требуете от ребенка полного послушания, то он не будет иметь собственной воли, желаний и мнений.

Серьезные наказания за промахи и ошибки также могут привести к тому, что ребенок будет отказываться от новой деятельности, боясь совершить ошибку.

Если вы часто стыдите своего ребенка, делаете его виноватым, подталкиваете его к активности, игнорируя его страхи, пренебрегая его ощущением собственной незащищенности, то застенчивость будет только усиливаться.

Запрет на проявления агрессии, когда ребенок в чем-то не согласен или намерен защитить себя, также будет усиливать застенчивость. Смелым и активным может быть только ребенок, убежденный в том, что он сможет отстоять себя и свои интересы в любой обстановке и любой компании.

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

Информация о работе Организация работы с застенчивым ребёнком