Организация работы с застенчивым ребёнком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Содержание

Введение.
Теоретический блок.
Характеристика поведения застенчивых детей.
Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Практический блок.
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление застенчивых детей.
2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ (1).doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Застенчивые люди – отличные психологи. Свои выводы об окружающих они делают молча. Соединяя визуальные, вербальные и поведенческие факторы, застенчивые без труда определят, насколько искренен собеседник. Можно сказать, что они «сканируют» человека лучше своих бойких друзей, легко выявляя слабые и сильные стороны человека. Не исключение и дети. Известно, что ребенок чувствует взрослого на подсознательном уровне. Например, грудной малыш никогда не успокоится на руках у чужого человека, пока не изучит его. У застенчивого ребенка это чувство развито сильнее. Длительное молчание и пристальный взгляд – наверняка признак считывания информации, а не простых стеснения и робости.

Поскольку застенчивому человеку свойственно сомневаться в своих способностях, он гиперответственен. Такому работнику наверняка не придется напоминать о том, что до конца рабочего дня еще целый час. Работа, выполняемая застенчивым человеком, будет сдана в срок и в самом лучшем виде. То же самое можно наблюдать у застенчивых малышей и школьников. Зачастую молчуны превосходят по умственным способностям своих раскрепощенных сверстников, что положительно сказывается на их репутации. Интеллектуальные способности становятся оправданием излишнего смущения.

В принципе, у застенчивых детей не наблюдается скрытой бессознательной агрессии. Если, конечно, нет патологических изменений в психике, о которых мы говорили ранее. В таком случае проявляются прежде всего агрессия, направленная на родных, и насилие. Когда застенчивость не вызывает патологических отклонений, она не способствует формированию озлобленности и враждебности. У 70 % российских подростков большинство эмоций основывается именно на агрессии. В таком случае застенчивым быть предпочтительней: добро побеждает зло.

Друзей у застенчивых людей очень мало. Но если друг появился, то навсегда. Ведь застенчивый человек зачастую становится «жилеткой» для слез и по совместительству домашним психотерапевтом. Вряд ли удастся услышать из уст застенчивого друга душещипательную историю о несчастной любви, зато его приятель сможет отвести душу, а заодно получить дельный совет.

Понятно, что смотреть на действительность можно с разных сторон – как положительной, так и отрицательной.

И не стоит удивляться тому, что плюсы способны затмить минусы. Застенчивость не приветствуется современным обществом. Свобода в общении вплоть до полного раскрепощения признается более позитивным качеством. Однако не стоит забывать о том, что наглость и хамство никогда не станут эталоном морали. Каждый человек в состоянии изменить себя, свое внутреннее «я», привнеся немного совести и стыда. Застенчивость – не порок, избавиться от нее можно, но стоит подумать, какие характеристики исключить, а какие заставить работать на себя.

 

 

1.2. Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и родителей.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

- обучение способам расслабления;

- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

- подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

- постановка спектаклей;

- рисование для выявления и отработки страхов;

- использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх

Творческие виды занятий помогают ребенку научиться свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства, что застенчивым детям особенно трудно.

Исходя из основных «болевых точек» застенчивого ребёнка самое главное это поднять самооценку ребёнка в той части, которая связана с его восприятием   отношения к себе других людей. Необходимо проанализировать отношение взрослых (учителей и родителей) к ребёнку, смотреть на ситуации глазами взрослых. Может быть, ему не хватает выражения любви, похвалы и поддержки. Ведь так часто взрослые обращают внимание на детей лишь тогда, когда они что-то сделают плохо, и не замечают их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому  и внимания уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют в этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения  этих потребностей у ребёнка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребёнку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд не нужна ему.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.

Застенчивый ребёнок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребёнком, родителям необходимо выразить убеждённость в том, что он всегда справится с задачей, а если нет, то это не беда, и ему всегда смогут помочь и он преодолеет все трудности. Если видно, что ребёнок сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, необходимо отвлечь его от оценочной стороны  деятельности. Здесь помогут игровые приёмы и юмор,  можно поговорить от  имени придуманного персонажа, разыграть сценку. Это разрядит напряженность, отвлечёт от самого себя, придаст смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто  очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их сверстники, привержены  соблюдению правил, боятся их нарушить. В экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашаются  сделать рисунки губной помадой на листе бумаги, в то время как не застенчивые дети   делают это смело и весело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, нарицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность  и активность. Нужно проанализировать учителю и родителю своё поведение, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Гибкое поведение взрослых поможет избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Не надо бояться того, что ребёнок  перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребёнку научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры.

Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры - пантомимы, например такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», « Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали  несколько взрослых  и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что боятся людей не надо, уговаривают выступить их перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие мало эффективно. Ребёнок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает ещё больше опасаться ситуации публичности. Гораздо более действенным  приёмом  борьбы со стеснительностью являются игры - фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке  или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребёнок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

 Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями - организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи.  

Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.

О тревоге, обиде, горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе.

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. Детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку.

Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребёнку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т.е. застенчивых. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребёнка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению (из семей с формальным и жестко авторитарным стилями воспитания), можно и нужно хвалить не только за реальные успехи (правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид: «Какая ты сегодня красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!» Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они, наконец, решились и хоть что-то сделали сами.

Информация о работе Организация работы с застенчивым ребёнком