Организация работы с застенчивым ребёнком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Содержание

Введение.
Теоретический блок.
Характеристика поведения застенчивых детей.
Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Практический блок.
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление застенчивых детей.
2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ (1).doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Тест «Рисунок губной помадой». Попросить ребёнка нарисовать на листе бумаги губной помадой человека.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного человека и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка человека помещается в самом низу листа.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов).  Ребенку предлагается придумать и нарисовать рисунок о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рисунка отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рисованию.

В ходе рисования фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рисунок оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует. 1 балл рисунок получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рисунка, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рисунка к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом:

Если ребенок просто нарисовал то, что где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок нарисовал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рисунке ребенка. Если общее число нарисованного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рисунке мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

 

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рисунке представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рисунка изображен весьма схематично.

1 балл - если при рисовании центрального объекта его детализация умеренная.

2 балла - если главный образ его рисунка расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

0 баллов - образы малоинтересны, банальны.

1 балл - образы рисунка вызывают некоторый интерес, но этот интерес вскоре угасает.

2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

О тревоге, обиде, горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе.

Палитра красок

В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

 

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

Цель - изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей вполне достаточными?

Да, нет, не совсем

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) психолого-педагогическая литература;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

2. Какая проблема в воспитании Вашего ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание ребенка;

б) нарушение поведения ребенком;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

3. Хотели бы Вы что-нибудь изменить в Ваших отношениях с ребенком?

4. Какие, по-вашему, мнению, препятствия стоят на пути решения возникших проблем во взаимоотношении с ребенком? (Перечислите)

5. Чью помощь Вы охотно бы приняли?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) медицинского персонала ДОУ.

6. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

7. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) лекции;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д.) литературу;

е) устную консультацию;

ж) практикумы.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

 

2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Игровая деятельность – важная сторона деятельности любого ребенка и взрослого. В игре ребенок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно неестественно. Его чувства, установки, мысли легко проявляются в игре. Благодаря игре ребенок учится понимать себя и других.

Задача 1. Учить детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивать координацию движений, почувствовать себя частью коллектива.

 

Игра  «Паровозик»  Продолжительность 10 -15мин.

Ход игры. Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Рекомендации: Объяснить детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать препятствия. Препятствия можно сделать из кубиков, мячей, положить гимнастическую палку на стулья и т.д.

После игры обсудить, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика.

Игра “Гусеница”

Ход игры - Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”.

 

Игра “Бумажные мячики”

Ход игры - Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

Информация о работе Организация работы с застенчивым ребёнком