Организация работы с застенчивым ребёнком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Содержание

Введение.
Теоретический блок.
Характеристика поведения застенчивых детей.
Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Практический блок.
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление застенчивых детей.
2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ (1).doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)
  • Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.
  • Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей – отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.
  • Дети, чей страх перед людьми не знает границ, - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Застенчивость у ребенка заметна с раннего возраста. Уже к 2 годам малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, беспричинно избегая людей. Наверняка каждому доводилось наблюдать за ребенком, который то и дело прячется за мамину ногу, а если ему задать вопрос, лишь молча, смотрит исподлобья. Если такое повторяется довольно часто, родителям не стоит успокаиваться мыслью о банальном детском стеснении. Это явный признак застенчивости, и принимать меры нужно незамедлительно.

Кроме поведенческого аспекта, застенчивых детей отличает повышенная утомляемость. Физическая активность излишне стеснительного ребенка, к сожалению, очень низка, чего не скажешь о его мыслительной деятельности. Молчание отнюдь не означает, что ребенок глуп или не в состоянии анализировать, – его внутренний мир богат и насыщен. А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить эмоции, ведь выставлять чувства напоказ – непреодолимая для него задача. Полученная информация не находит ни словесного, ни образного выражения, что негативно сказывается на ребенке. В результате он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение, что в дальнейшем приводит к еще большей замкнутости.

По той же причине появляется еще одна характерная черта детской застенчивости – частая возбудимость. Она проявляется в скрытых неврозах и плохом настроении малыша. Обидчивость для застенчивых детей тоже не редкость. В отличие от взрослых, дети способны на беспричинную обиду, да и сам стеснительный ребенок напоминает обиженного ослика. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы доказать обиженному чаду, что он – не самый несчастный человек на свете, указывая на позитивные стороны жизни. Радость и смех доступны робким детям, но в минимальном проявлении. Чаще всего они раскрепощаются наедине с собой или рядом с мамой. В детском саду или школе застенчивые дети максимально скованны и зажаты, что не позволяет им раскрыться. Взрослый после нескольких психотерапевтических занятий в состоянии перебороть свою скованность, детям же справиться с этой проблемой поможет только близкий человек.

Принято считать, что застенчивость в столь юном возрасте присуща больше девочкам, нежели мальчикам. Это спорное мнение. На самом деле все определили природа и сложившиеся стереотипы воспитания. Считается, что мальчик – будущий мужчина, которому совсем незачем краснеть по пустякам и стесняться чего бы то ни было. Девочек воспитывают более строго, и застенчивость юной леди расценивается скорее как достоинство, чем как недостаток. Поэтому чаще всего за помощью к специалистам обращаются родители именно мальчиков, хотя застенчивость девочек не менее опасна для нормального развития.

При запущенном варианте застенчивости ребенок начинает испытывать страх, но это не классический испуг. У детей развивается боязнь общества, многолюдные места вызывают у них панику, сопровождающуюся истерикой. Однако это крайняя стадия гиперстеснения, которая поддается только профессиональному лечению.

Причины застенчивости

Почему дети становятся застенчивыми? Увы, очень во многом это зависит от родителей. Некоторые психологи даже уверены, что застенчивость передается по наследству, как цвет глаз или волос. Большинство, правда, с ними не согласны, но влияния родителей не отрицает никто. Маленький ребенок почти все усваивает по принципу подражания. И пример для подражания - это в первую очередь родители.

Ни одна эмоция не возникает сама по себе. Точно так же для появления какого-либо качества в характере человека необходимо психологическое давление извне. Например, враждебность и агрессию может вызвать поступок любимого человека. Застенчивость чаще всего – черта врожденная или приобретенная в детстве. И если наследственный характер гиперстеснения – очень спорная теория, то влияние социальных факторов бесспорно. Обратимся к причинам, которые формируют именно детскую застенчивость.

- Наследственный фактор

Самый оспариваемый факт в психологии – наследственный фактор зарождения застенчивости. Одни ученые уверены в наследственном характере застенчивости, другие не находят доказательств. Впрочем, любая наука развивается из сомнений и споров, поэтому рассмотрим наследственный фактор безотносительно какой-либо теории.

Застенчивость ребенка может стать защитной реакцией на врожденные физические недостатки. Только тогда можно действительно говорить о наследственном факторе, относящемся скорее к внешним, нежели к внутренним причинам.

Кроме этого, степень робости и стеснения ребенка зависит от очередности рождения детей в семье. Другими словами, второй и третий ребенок будут менее застенчивыми, чем первый. Это касается братьев и сестер с небольшой разницей в возрасте. Застенчивость старших формируется в результате резкого снижения внимания к ним, ведь в 2-3 года ребенок как никогда нуждается в родительской опеке. Чего не скажешь о младших детях. Они вырастут уверенными в себе из-за излишка внимания, особенно со стороны родителей. Застенчивость вряд ли появится у детей с разницей в возрасте в 6 лет и старше. Старший ребенок ощутит свою значимость и начнет исполнять роль опекуна. За счет коммуникативного взаимообмена: старший отдает, младший принимает – застенчивость не затронет ни одного, ни другого.

Интересно, что семьи, воспитывающие приемных детей, передают им свою модель поведения. Ребенок перенимает повадки взрослых и начинает вести себя подобным образом. Например, замкнутость матери, безусловно, передастся ребенку, но ни о какой наследственности здесь и речи быть не может. Получается, что гипотеза о наследственном происхождении застенчивости безосновательна? Отнюдь. Человек в любом случае перенимает от своих родителей и прародителей определенные черты характера. К примеру, у застенчивых отцов в 70 % случаев рождаются застенчивые дети. Это качество будет развиваться в ребенке независимо от того, воспитывает ли папа малыша.

Показателен эксперимент американского ученого-психотерапевта Стивена Суоми. В 80-х годах прошлого столетия он провел опыт над детенышами человекообразных обезьян. Выяснилось, что застенчивые от рождения детеныши способны изменить характер своего поведения на противоположный под влиянием внешнего – социального – фактора. Более раскрепощенная самка способна воспитать самца отнюдь не робкого десятка. Вот вам и наследственность. Однако, возврат в исходную среду расставлял все на свои места и через некоторое время к детенышам возвращалась прежняя застенчивость. Так был доказан биологически-социальный характер застенчивости.

Как бы там ни было, наследственный фактор напрямую связан с социальным. Насколько крепки ни были бы гены, правильное воспитание способно изменить негативные проявления физиологии. Поэтому переходим к следующей причине зарождения детской застенчивости – социальной.

- Социальный фактор.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Социализация ребенка начинается с момента появления на свет. Познание мира происходит благодаря матери и лишь потом – остальным членам семьи. Второй ступенью социализации малыша становится детский сад. Здесь главная роль отводится воспитателю. Именно воспитатель формирует коммуникативные навыки, которые помогают ребенку преодолеть излишнее стеснение и страх. Позже социальная адаптация ребенка продолжается в школе. Если родители и воспитатель не смогли побороть детскую застенчивость до школы, она переходит в более тяжелую степень. Учителям и школьным психологам приходится прикладывать немало сил, чтобы раскрепостить ребенка. Бывает, что детская застенчивость просыпается в подростковом возрасте, и тогда основная роль в ее разрушении отводится именно психологу. Однако сколько бы людей ни было задействовано в борьбе с излишком стеснения, родители остаются единственными постоянными участниками событий. А главная роль принадлежит, несомненно, матери. Психологическая (пуповинная) связь ребенка с мамой сохраняется до 4-5 лет, особо ранимые дети нуждаются в ней вплоть до 7-8 лет. Застенчивые дети особо подвержены родительскому влиянию, поэтому чаще всего именно родители формируют гиперстеснение в своих детях.

Поговорим об отношении матери к ребенку. Безусловная материнская любовь нацелена на развитие только позитивных качеств у малыша. Доброта, гуманизм, сострадание, уверенность в себе – это малая часть того, что способна привить ребенку мама. Однако действительность не идеальна. Современные «мамаши» зачастую не замечают своего безразличного отношения к ребенку. В чем это проявляется? Личная жизнь для женщины выходит на первый план, ребенок становится приятным дополнением, а иногда и «излишком интерьера». Тогда-то в его сознании начинает формироваться чувство отчужденности и ненужности. Бабушка или няня становятся ближе, чем мама, но они, к сожалению, не в состоянии дать малышу ощущение постоянной теплоты и заботы, а также безусловной, безграничной любви. В результате у ребенка появляются первые симптомы застенчивости: молчаливость, замкнутость, пребывание в вымышленном мире, смущение перед взрослыми.

Другой вариант материнского «неотношения» – мать-экспериментатор. Психология и педагогика XXI века предлагают сотни новаторских методик обучения и воспитания детей. Зачастую они даже не опробованы на практике, но уже представлены широкому кругу читателей. Дотошная мать готова испробовать на своем малыше любую новацию, не заботясь о том, насколько она соответствует уровню его развития и возрасту. Главными критериями становятся авторитетность и доступность методики. А следует учитывать то, что каждый ребенок – индивидуальность. Например, не всем детям подходит визуальное ознакомление с алфавитом. Конечно, красочные крупные буквы производят впечатление, но механизм памяти у некоторых детей работает по-другому: им не хватает моторного или механического воспроизведения знаков.

Однако на такие мелочи мамы-экспериментаторы не обращают внимания, продолжая настаивать на своем. В итоге ребенок, не достигший ожидаемых результатов, становится объектом постоянных упреков. Критика со стороны самого близкого человека, бесспорно, вызывает чувство неполноценности, а застенчивость становится защитным панцирем для малыша. Так мать способствует развитию детского гиперстеснения. На самом деле воспитанию и обучению поддается любой ребенок. Важно лишь найти правильный подход, чувствуя его настроение. Критика и недовольство родителей становятся одними из причин появления детской застенчивости.

Особенно хорошо ребенок ощущает материнскую тревожность. Он связан с матерью психологически до 7 лет. Позже эта связь утрачивается, остается подсознательная тяга к материнскому теплу. Однако и столь короткого периода бывает достаточно для нанесения психологической травмы ребенку. Неконтролируемая тревожность, так же как и застенчивость, формируется на чувственном уровне. Чаще всего появлению тревожности способствуют внешние факторы: ссоры, семейные конфликты, проблемы со здоровьем, нервное напряжение. Момент особого проявления тревоги (слезы, метания, истерики) способствует нарушению психики ребенка. Нервозное состояние матери моментально передается малышу. Отсюда беспричинный плач, ночные кошмары, детские истерики и, конечно, робость. Особый урон психике ребенка наносится тогда, когда мама в возбужденном состоянии пытается успокоить расстроенное чадо с помощью крика и ругани. Такой малыш вскоре превращается в забитого ягненка, который боится произнести лишнее слово. Кроме того, молчаливость и робость сопровождаются постоянным ощущением тревоги – тревожным синдромом. Бороться с такими проявлениями застенчивости намного сложнее, и помощь специалиста в таком случае просто необходима.

Отцовское воспитание кардинально отличается от материнского. Это не безусловная любовь мамы – чувство отца обусловлено. Он любит не просто так, а «за то, что…». Другими словами, отцовскую любовь нужно заслужить, в противном случае ребенок вознаграждается банальным проявлением родственного чувства. Конечно, отцы более снисходительны к девочкам. Может, из-за этого слабый пол наиболее часто оправдывает надежды отцов? Повышенная требовательность к сыновьям не всегда справедлива и редко окупаема.

Маленькому ребенку незачем доказывать свое превосходство или добиваться чьей-то любви. Но не все папы думают именно так. Постоянное напоминание об ожидаемых успехах, которые не всегда достижимы, способно развить у ребенка чувство неполноценности. «От меня ожидали, я не оправдал надежд», – такие мысли заставляют его замкнуться в себе, оградившись от контактов с окружающими. Вот тогда-то и формируется классическая форма застенчивости: краска на лице при простом упоминании имени, излишняя скромность и стеснение на людях, молчаливый взгляд и скрытность, желание затеряться в толпе.

Наиболее восприимчивы к такому предвзятому отношению подростки. Извечное противостояние отцов и детей может завершиться формированием ряда комплексов, в ряду которых застенчивость будет самым предпочтительным. Однако подростковая застенчивость – наиболее сложный тип, и полностью избавиться от нее невозможно. Получается, что подросток отправляется во взрослую жизнь с набором негативных качеств, в ряду которых боязнь общения. Намного хуже, когда застенчивость начинает переходить в патологические проявления. Несовместимый коктейль скромности с холерическим типом характера, дополненный постоянным недовольством родителей, непременно приведет к агрессии или насилию. Поэтому столь важно дарить детям безусловную любовь, требуя лишь минимальной отдачи.

Для отцовского воспитания характерна авторитарность. Мнение родителя не обсуждается. Нарушение установленных норм, как правило, влечет за собой наказание. Авторитет отца не оспорим. Он решает все вопросы, касающиеся детей и дома. В семье с авторитарной моделью поведения запреты и наказания – стандартная форма общения родителей и детей. Такое одностороннее воспитание, основанное на страхе перед авторитетом старшего – самая распространенная причина застенчивости. Ребенок, воспитанный таким образом, не избавится от излишка робости и стеснения никогда. Кроме того, вполне реально развитие патологических отклонений психики из-за насилия в семье, морального подавления младших. Поэтому взрослый человек обязан понимать, что его авторитет не должен выглядеть угрожающе, мнение ребенка так же весомо, как и родительское. Основой воспитания не должен быть страх.

Информация о работе Организация работы с застенчивым ребёнком