Организация работы с застенчивым ребёнком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей.
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Содержание

Введение.
Теоретический блок.
Характеристика поведения застенчивых детей.
Методы и приёмы оказания помощи застенчивым детям.

Практический блок.
2.1. Диагностические методики, направленные на выявление застенчивых детей.
2.2. Игры, направленные на предупреждение (преодоление) застенчивости у детей.

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ (1).doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Совсем не обязательно унаследовать застенчивость от родителей на генетическом уровне, ей можно просто у них научиться. Застенчивые семьи заслуживают отдельного разговора. Ясно одно - застенчивые мама и папа вряд ли смогут воспитать раскрепощенного ребенка. Только влияние друзей в подростковом возрасте способно изменить поведение с застенчивого на кардинально противоположное, что не так уж и хорошо.

Застенчивым ребенка может сделать и гиперопека близких. К примеру, излишек внимания к внешности малыша может развить у него ощущение антипатии к себе. Зацикленность на достижениях ребенка может заставить его стать замкнутым и скрытным.

Очень многие родители озабочены тем, чтобы поскорее привить ребенку навыки гигиены и самоконтроля. Сколько сил тратит молодая мать, приучая грудничка к горшку! А какая нервотрепка - научить трехлетку самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы! Или ходить по квартире в домашних тапочках! И вроде бы родителями движут благие побуждения: им хочется, чтобы малыш поскорее привык к дисциплине. Ведь ему потом будет легче приспособиться к условиям детского сада, - рассуждают они. Но как говорится, "одно лечим - другое калечим". Среди детей, родители которых "зациклены" на соблюдении правил личной гигиены, гораздо больше застенчивых, чем среди тех, которым дают в этом деле поблажку. В конце концов, самостоятельно одеваться и чистить зубы любой человек рано или поздно научится. А вот преодолеть скованность, впитанную, что называется, с молоком матери, куда сложнее.

Застенчивость может развиться, если между родителями и ребёнком нет прочного контакта. Это случается, если ребёнок родился не вовремя или не обладает теми качествами, о которых мечтали родители. Невнимание или недостаточное внимание родителей к детям в его количественном и качественном выражении означает утрату важнейшего воспитательного фактора - общения. В таких случаях родители оказываются неспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать их потребности и интересы. Утрата духовных контактов и духовной близости с родителями остро переживается детьми, в конце концов, они становятся замкнутыми, перестают делиться с родителями своими радостями и огорчениями. Недостаток общения и порождает эмоциональный голод. Возникшая в обстановке дефицита общения скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родителей проникнуть в их мир - с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность.

Взрослые вправе решать, когда заводить детей, но воспитание должно исходить в первую очередь из интересов ребенка. Жестокость точно так же, как и безмерная любовь, способна сформировать патологически нездорового человека.

Стрессовые, травмирующие события в жизни ребенка, нарушение чувства безопасности: публичное критическое оценивание, высмеивание ребенка, — в результате у него может сложиться впечатление о себе, как о неуклюжем, некрасивом, плохом и недостойном человеке; существенные изменения жизни — переезд, переход в новый садик, серьезные проблемы в семье; отвержение со стороны важного для него человека или детского коллектива — застенчивым поведением он пытается обезопасить себя от новой травмы.

Работа детского сада и семьи по преодолению застенчивости должна вестись в двух основных направлениях.

Во-первых, необходимо постепенно расширить круг общения ребенка, формировать у него необходимые для этого навыки, при одновременной работе с остальными членами группы.

Во-вторых, следует всемерно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. И, естественно, при этом нужен индивидуальный подход, учет возможностей, так и его личных особенностей.

Воспитателю в этой главе отведена отдельная роль. Родители, особенно матери, в большинстве случаев не могут объективно оценить своего ребенка. Поэтому они часто принимают застенчивость за положительные качества наподобие скромности или воспитанности. Воспитателю как стороннему наблюдателю намного проще разглядеть застенчивость в характере ребенка, а значит, помочь ему. Правильная работа воспитателя зависит от уровня его подготовки и компетентности. Корректирующие методики позволяют специалисту полностью избавить ребенка от боязни общения. Беда в том, что не все воспитатели готовы помочь закрепощенному малышу, и тогда его стеснение становится помехой для полноценного развития. Специалист низкого профессионального уровня даже не задумывается об истинных причинах замкнутости ребенка, сводя все к банальному адаптационному периоду. Последствия такого некомпетентного воспитания, к сожалению, плачевны. Замкнутость ребенка достигает максимума, и за ним надолго закрепляется звание «застенчивый».

Обычно методика горе-воспитателя сводится к так называемой маске невидимки. Что это значит? Застенчивый ребенок не вливается в детский коллектив, а, наоборот, остается за его пределами. И это считается нормальным адаптационным периодом в детском саду. Стеснительный ребенок предоставлен сам себе, а на вопрос, почему он не играет с остальными, воспитатель отвечает, что он еще не привык к коллективу. Вот только стеснение не пройдет само по себе, а только усилится со временем. Когда малыш в группе детсада ведет себя обособленно и диковато, обязанность воспитателя выявить степень стеснения ребенка и, отталкиваясь от этого, скорректировать программу работы с детьми. Ролевые игры и мини-спектакли, а также индивидуальные и групповые занятия, безусловно, помогут ребенку преодолеть гиперстеснение.

В воспитании ребенка большая часть ответственности лежит на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка, его функция - приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений, его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

Ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее.

Итак, основные ошибки родительского воспитания:

• безразличие к ребенку обоих родителей. Результат – ребенок младшего возраста становится скрытным и закомплексованным в присутствии взрослых, но проявляет жестокость по отношению к сверстникам. Подросток замыкается в вымышленном мире, у него может возникнуть патологическая тяга к агрессивным проявлениям;

• нервозная обстановка в семье. Регулярные скандалы, крики и ругань близких людей. В результате ребенок становится нервным, запуганным и скрытным, по ночам его мучают кошмары. В подростковом возрасте может возникнуть невроз;

• авторитарный тип воспитания – отцовская жестокость, материнская настойчивость и бесспорность родительского мнения. Итог – ребенок воспитывается в страхе перед авторитетом взрослого человека, со временем это чувство заставляет ребенка целиком уходить в мир собственных мыслей;

• критическое отношение к детским начинаниям, нетерпение взрослых, постоянное сомнение в возможностях ребенка, умаление его достоинств. Результат – неуверенность в своих способностях, страх перед любыми действиями и заниженная самооценка;

• повышенное внимание к личности ребенка, поминутное восхищение его внешностью, поведением и др. Непрерывная занятость ребенка, в основном по желанию родителей. В результате застенчивость возникает тогда, когда ребенок не в состоянии оправдать возложенных на него надежд, а постоянное восхищение взрослых формирует стеснительный синдром (покраснение щек, учащение пульса, повышенное потоотделение и невозможность ответить на комплимент);

• застенчивые семьи. Главенствует наследственный или социальный фактор формирования застенчивости, когда эта черта передается на генетическом уровне или воспитывается родителями. Проявления детской застенчивости в этом случае типичны: замкнутость, молчаливость, скрытность и стеснение. Быть незастенчивым в такой семье значит быть изгоем, не таким, как все.

Ошибки воспитателей и школьных педагогов типичны и непростительны. Профессиональный педагог в состоянии отличить застенчивость от простого временного стеснения. Адаптационный период в саду длится не более месяца, в крайних случаях 1,5-2 месяца. За это время малыш должен освоиться в детском коллективе. Если этого не происходит, с застенчивым ребенком начинают работать индивидуально, подстраивая под него игры и занятия. Раскрепостить маленького ребенка проще, чем старшего школьника. Подростковый возраст считается наиболее сложным периодом для продуктивного воздействия на психику. Если детская застенчивость перешла во взрослую (врожденный тип), то бесследно избавиться от ее проявлений практически невозможно. В таком случае взрослому человеку может помочь только психотерапевт.

 

                                   Патология или возрастное проявление?

Многие родители задают вопрос: может ли застенчивость привести к психическому заболеванию? Ответ на это вопрос, к сожалению, положительный. Рассматривать застенчивость как предпосылку к проявлению психических расстройств начали сравнительно недавно. Под патологией в психотерапии подразумевают болезненное отклонение от нормы. Определить норму в раннем детстве довольно сложно, поэтому патологические отклонения проявляются в старшем возрасте, в том числе в подростковый период.

Застенчивость как временное возрастное явление рассматривают тогда, когда робкое и стеснительное поведение обусловливается характером ребенка, например если он меланхолик. Людям, обладающим таким темпераментом, не свойственна активная жизненная позиция. Постоянно тоскливое настроение избавляет их от желания «поговорить по душам». Они предпочитают старых знакомых, которые не станут настаивать на бурном обсуждении темы. Такое пассивное восприятие действительности подразумевает некоторую замкнутость, поэтому неудивительно, что родители-меланхолики воспитают застенчивого ребенка. Дальше его жизнь пойдет по одному из двух сценариев. В лучшем случае малыш перерастет критическое проявление застенчивости и патологические явления не настигнут его. При другом раскладе смущение и робость станут доминирующими качествами характера. Но тогда возникает опасность появления действительно патологического заболевания – аутизма. Аутичный ребенок не просто избегает общения, он отгораживается от него, отказываясь от любого выражения эмоций. Формальный характер общения поддерживается только благодаря настойчивым требованиям родителей.

Флегматичный тип темперамента также не исключает некоторых проявлений застенчивости. Всегда взвешенные и обдуманные решения у флегматиков сопровождаются медлительностью в волевых поступках. Однако постоянный самоанализ не мешает всестороннему развитию личности. Поэтому ребенок с флегматичным типом темперамента вряд ли ощутит дискомфорт от избытка общения просто потому, что ему так комфортно.

Патологические изменения в психике под влиянием застенчивости, бесспорно, произойдут у холериков и сангвиников. Люди названных темпераментов будут ощущать свою неполноценность при каждом покраснении щек. Холерики особенно болезненно переносят невозможность выражения эмоций. Холерический тип темперамента предполагает быструю смену как действий, так и эмоциональных состояний. Застенчивость же заставляет их остановиться, не позволяя чувствам проявиться сполна. Патология у холериков может выявиться еще в детстве. Так, застенчивый на людях подросток может проявить немыслимую, порой беспричинную агрессию по отношению к близким. Поэтому выявлять черты застенчивости у людей такого темперамента просто необходимо. Застенчивость и холерик – несовместимые понятия.

Сангвиники отличаются быстрой сменой эмоций, что противоречит замкнутости застенчивых людей. Возбудимость сангвиников должна находить реальное воплощение, что нехарактерно для застенчивого человека. По крайней мере только по этим двум критериям сангвинический темперамент и застенчивость взаимно исключают друг друга. Но жизненные реалии зачастую таковы, что сангвиник вынужден терпеть гнет стеснения и излишнего, не свойственного ему смущения. Это и есть болезненное отклонение от нормы, когда человек не в состоянии сделать то, что желает. Агрессия и насилие – основные патологические изменения психики.

Получается, застенчивость – отнюдь не безобидное проявление. В сочетании с холерическим типом темперамента она способна привести к самым неожиданным изменениям психики. Бороться с патологическими проявлениями при помощи тренингов, игр, семинаров бесполезно. Это область глубокого психологического анализа, который зачастую не поддается логическому обоснованию. Иначе как объяснить неожиданное проявление жестокости у пятилетнего мальчика или подростковые драки до полусмерти.

Застенчивость в сочетании с менее активными типами темперамента не представляет патологической угрозы для психики человека. Однако не стоит оставлять без внимания постоянные смущение и робость, которые становятся помехой для свободного общения. Как бы там ни было, застенчивость – незавидное приобретение.

Позитивный опыт застенчивости

Как ни странно, те стороны застенчивости, которые мы упомянули, стали считать отрицательными в последние 2-3 десятилетия. В Советском Союзе качества застенчивого человека принимались за образец, любое отклонение от стандарта воспринималось в штыки и осуждалось.

Сейчас принято думать, что излишнее стеснение мешает полноценному развитию личности, но это утверждение не стоит принимать за призыв к полному раскрепощению. Скромность и умение владеть своими эмоциями ценились во все времена. Мало того, например, у британцев застенчивость становится отличительной чертой менталитета. Идеал для подражания – королевская семья, членам которой присущи консервативность, сдержанность и полное отсутствие пошло - вульгарного поведения.

Положительные стороны застенчивого человека обнаруживаются мгновенно. Во-первых, он сдержан в высказываниях, чего порой так не хватает современным молодым людям. Во-вторых, застенчивый человек зачастую выглядит опрятнее и привлекательнее прочих, что объясняется предвзятым отношением к внешности. Третий плюс – погруженность в свой внутренний мир. Благодаря этому качеству мир узнает новых поэтов, музыкантов, художников. Ведь концентрация на собственном внутреннем мире активизирует творческое мышление. Однако абстрагирование от реальности негативно сказывается на других сторонах жизни. Поэтому рассматривать погружение ребенка во внутренний мир как положительное качество не стоит. Это мешает его социализации, сводит на нет общение с окружающими и в результате отдаляет от сверстников. Некоторые психологи считают, что благодаря максимальному погружению в себя дети сохраняют свой внутренний мир неприкосновенным, однако и выражения он не находит, что приводит к замкнутости и одиночеству.

Информация о работе Организация работы с застенчивым ребёнком