Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции
Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52
Первая стадия – орально – сенсомоторная. Младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни – доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Решается вопрос о базовом доверии к миру в общении ребенка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла, холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребенка спокойно переносить исчезновение материи из поля зрения.
Вторая стадия – обретение самостоятельности ( альтернативный /негативный вариант – неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения) Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или наоборот , спешат сделать за него то , что ему под силу сделать самому , то у него развиваются стыдливость и нерешительность.
Третья стадия 4-6 лет – локомоторно-генитальная. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте решается пространство жизнедеятельности ребенка он начинает ставить себе цели , придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребенком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.
Четвертая стадия 6-11 лет связана с овладением ребенком различными умениями в том числе и умением учится. Этот возраст- оптимальное время для учения. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста – неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий , важным становится общественное одобрение их деятельности.
Пятая стадия Достигнутая идентичность– ключевая для приобретения чувства идентичности . в это время подросток колеблется между положительным плюсом идентификации «я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Все что он знает он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будующее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юнушей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе с неясной жизненной перспективой. Человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений знает, кто он и чего хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Свои цели, ценности, убеждения он переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Подросток на данном этапе формирования идентичности перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Марсиа считает основными «линиями» формирования идентичности
Шестая стадия - Мораторий. Этот термин, вслед за Э. Эриксоном, использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Здесь индивид постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы, беседы о различных возможностях, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска индивид переживает чувства радостного ожидания, любопытства. Данный этап характеризуется активной конфронтацией взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его, как говорится, бросает из крайности в крайность, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его Я-представлений.
Седьмая стадия - Диффузная идентичность – состояние идентичности, характерное для людей, не имеющих прочных целей, ценностей и убеждений и не предпринимающих активных попыток к их формированию. Эти индивиды или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности они переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, беспомощность и безнадежность. «Диффузию», характеризуюется практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще не осознал себя в качестве автора собственной судьбы.
Восьмая стадия - Предрешенная идентичность – статус, приписываемый человеку, никогда не переживавшему состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладающему определенным набором целей, ценностей и убеждений. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано, не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими. В этом случае подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального самоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.
«Иногда за те или иные структурные единицы идентичности принимаются различные Я-представления, выделяемые по самым разным основаниям. Характерной иллюстрацией могут служить работы известного исследователя особенностей Я-концепции подростка Г. Родригеса-Томэ (1980). Так, он выделяет в структуре подростковой идентичности три основных дихотомически организованных измерения. Это, во-первых, определение себя через «состояние» или же через «активность» – «я такой-то или принадлежу к такой-то группе» противопоставляется при этом позиции «я люблю делать то-то». Во-вторых, в Я-характеристиках, отражающих подростковую идентичность, выделяется оппозиция «официальный социальный статус – личностные черты». Третье измерение идентичности отражает представленность в Я-концепции того или иного полюса дихотомии «социально одобряемые» и «социально неодобряемые» Я-характеристики.
Обратимся теперь к исследованиям социальной идентичности. «Изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистики ориентированных концепций. Начало им положили работы европейских социальных психологов М. Шерифа (1956) и Г. Тэджфела (1982). Одним из основных понятий этой теории является понятие социальной категоризации.
Согласно этой теории, социальная
категоризация есть система ориентации,
которая создает и определяет
конкретное место человека в обществе.
Данное понятие было введено Г. Тэджфелом
(1982) для заявления своей
Обращаясь к вопросу о том, какое место занимает социальная идентичность в общей психической структуре, необходимо отметить, что в большинстве работ исследователи, работающие в данной парадигме, указывают на идентичность как на часть Я-концепции. По их мнению, социальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения. В соответствии с теорией самокатегоризации процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса.
Во-первых, индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (так, в Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, имеющего или не имеющего отношения к различным социальным организациям, и прочее).
Во-вторых, человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные (процесс социального взросления и состоит, по сути, в апробации различных вариантов поведения и выяснения, какие из них являются специфическими для собственной социальной категории: так, например, кризис подросткового возраста потому во многом и воспринимается как кризис, что хотя самоопределение подростка в тех или иных социальных категориях уже произошло, самих форм социального поведения, данный факт подтверждающих, наблюдается еще не так уж много).
В-третьих, процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения (так, мы не только определяем себя в рамках тех или иных социальных категорий, не только знаем и умеем вести себя соответственно им, но и внутренне, эмоционально идентифицируемся со своими группами принадлежности).
Основным процессом, «запускающим» актуализацию и развитие социальной идентичности, является процесс социального сравнения (межличностного или межгруппового), за которым нередко лежит конфликт (также имеющий межличностную или межгрупповую природу). Для решения этого конфликта между различными сферами своей принадлежности (довольно часто в нашей жизни бывают ситуации, когда мы говорим: «Я как человек могу это понять, но как администратор – нет») человек начинает активно оценивать свою группу и сравнивать ее с некоторыми другими группами.
При этом важно, что, во-первых, сравнение идет с похожими, близкими, релевантными группами (так, пятиклассник сравнивает свой класс не с первым или десятым, а с параллельным пятым классом; более того, когда подобный процесс социального сравнения идет с далекой группой, ситуация воспринимается как комическая – последнее известно со времен Эллочки Людоедки, соревнующейся с дочкой Вандербильда).
Во-вторых, в данном процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно значимые качества и характеристики (один класс может соревноваться с другим, выясняя вопрос, кто умнее, а другой – кто сильнее). В итоге позитивная социальная идентичность оказывается основанной на положительных, благоприятных отличиях своей группы от другой, имеющих социальную значимость для субъекта сравнения.
В том же случае, когда индивид оказывается включенным в низкостатусную группу, это приводит к запуску различных стратегий, направленных на сохранение или достижение позитивной идентичности, например:
Информация о работе Основные направления изучения идентичности