Основные направления изучения идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции

Содержание

Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.89 Кб (Скачать файл)

Содержание  альтернативных концепций

национальной  идентичности С. Шульмана

Содержание национальной идентичности

Ключевые компоненты

 

 

 

гражданская

территория

гражданство

воля и согласие

политическая идеология

политические институты  и права

 

культурная

религия

язык

традиции

 

этническая

происхождение

раса

Концепция национальной идентичности Стивена Шульмана характеризуется тем, что национальная идентичность рассматривается, во-первых, как многоуровневая система, включающая в своей структуре этническую, культурную и гражданственную компоненты. Во-вторых, в концепции С. Шульмана предусмотрено различение этнической и культурной компоненты, что отличает ее от стандартной дихотомии гражданской / этнической идентичности, в которой отсутствовала рефлексия индикаторов культурной составляющей национальной идентичности за счет необоснованно расширенного толкования индекса этнической идентичности.

Трехзвенная схема национальной идентичности С. Шульмана составлена с  учетом того, что в рамках многоуровневой по своему содержанию национальной идентичности, как правило, преобладает какой-либо один из трех ее вариантов так, что остальные два выступают менее значимыми по своему влиянию факторами идентичности. Давая определение национальной идентичности, С. Шульман указывает на три компонента, составляющих ее содержание и представляющих собой «…факторы, которые представители той или иной нации считают наиболее значимыми для их объединения, а также дифференциации их от представителей других партий, факторы, которые и являются в конечном счете основой идентификации с данной партией». К трем компонентам (вариантам) национальной идентичности ученый относит гражданскую культурную и этническую идентичности.

Общий индекс национальной идентичности С. Шульмана32 включает 10 компонентов, в том числе 5 компонентов гражданской идентичности, 3 – культурной и 2 – этнической.

К компонентам гражданской  идентичности отнесены:

  • общность территории;
  • гражданства;
  • приверженность определенной системы политических принципов или идеологии;
  • доверие к политическим институтам и равенство политических прав;
  • желание и согласие быть частью нации.

К компонентам культурной идентичности отнесены неполитические черты культуры:

  • язык;
  • религия;
  • традиции.

Основными критериями этнической идентичности названы:

  • происхождение;
  • раса.

Перечисленные компоненты трех вариантов содержания национальной идентичности отнесены С. Шульманом  к прямым индикаторам ( Direct Indicators ). Оценивая валидность стандартной классификации  национальной идентичности, названной  им Civic - Ethnic / West - East StereoType ( CE / WE - S ) –  стереотипом разделения гражданской  и этнической национальной идентичности в западной и восточной ее моделях, С. Шульман использует базу данных общественного мнения по 23 странам мира, составленную в рамках Международной программы социальных исследований ( International Social Survey Program = ISSP ) за период 1995-1996 годов. Из 15-ти анализируемых С. Шульманом стран западная модель национальной идентичности рассмотрена на примере США, Канады, Великобритании, Испании, Голландии, Норвегии, Швеции и Западной Германии. Восточная модель – Восточной Германии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Словении, Латвии.

По итогам анализа данных измерений прямых показателей национальной идентичности С. Шульманом выявлено отличное от общепринятого стереотипа трактовки ( CE / WE - S ) соотношение типов национальной идентичности в регионах мира. Гражданственные источники и факторы национальной идентичности оказались сильнее, чем это принято считать в отношении стран Центральной и Восточной Европы. В то же время культурные основы национальной идентичности в странах Запада оказались глубже и значимее по своим эффектам, чем предполагается в соответствии со стандартом CE / WE-S.

Кроме того, второй важной особенностью, выявленной С. Шульманом, стало установленное  им сходство паттернов поддержки  гражданственной и культурной составляющих национальной идентичности, характеризующихся  общностью типа позитивной направленности как для стран Запада, так и  для Восточной и Центральной  Европы.

Второй блок индекса национальной идентичности С. Шульмана включает непрямые или опосредованные индикаторы ( Indirect Measures of National Identity ), к которым отнесены преференции в отношении таких  вопросов государственной политики, как культурная ассимиляция ( Cultural Assimilation ), иммиграция ( Immigration ), отношение к  меньшинствам ( Treatment of Minority ) и гражданства ( Citizenship ).

В качестве непрямых индикаторов  национальной идентичности, исследователь рассматривает не отношение к политическому курсу в сфере культуры, а собственно содержание проводимой политической элитой политики:

  • по предоставлению гражданства;
  • политики по культурной ассимиляции;
  • политики в отношении национальных меньшинств;
  • иммиграционной политики.

В рамках такого анализа, указывает  С. Шульман, необходимо учитывать два  обстоятельства.

Во-первых, данные индикаторы отражают, как правило, политические интересы и ориентации определенной части общества, а именно правящей элиты. Со сменой правящих партий или коалиций, изменяется и содержание политики.

Во-вторых, в содержании государственной  культурной политики находят отражение  не только особенности национальной идентичности, но также социально-экономические  интересы и факторы. В этой связи  в политическом анализе национальной идентичности предпочтительно исследование содержания национальной идентичности всего спектра политических элит, либо широких слоев населения.

С. Шульман придерживается точки зрения о необходимости  различия гражданской ( Civic ) и культурной ( Cultural ) идентичности. Отличие состоит в том, считает С. Шульман, что концепция гражданского национализма не включает в себя понятие культурного единства нации ( Cultural Unity ).

Гражданский национализм  предполагает политическое объединение  граждан на таких принципах, как общее государство, следование закону и уважение государственных институтов власти, доверия к существующим политическим устоям и другим.

Культурная национальная идентичность означает культурное единство на основе общности языка, религии и  иных культурных принципах объединения.

С. Шульманом разработана  классификация национальной идентичности и соответствующих им типов культурной и иммиграционной политики.

Национальная  идентичность и ее непрямые индикаторы

(С.  Шульман)

Содержание национальной идентичности

Культурная политика

Иммиграционная  политика

 

 

 

Гражданская

Нейтралитет государства  в отношении этнических субкультур, либо продвижение этнических меньшинств и их культуры

Против поощрения культурной ассимиляции

Открытость иммиграции  

 

Въезд для всех иммигрантов

 

 

 

Культурная

 

Продвижение субкультуры  доминантной этнической группы

Поощрение культурной ассимиляции

 

Условная иммиграция

Предпочтение иммиграции представителей сходных субкультур

 

 

 

 

 

Этническая

 

 

 

Продвижение субкультуры  доминантной этнической группы

Против культурной ассимиляции

 

 

 

Ограниченная  иммиграция

Предпочтение иммиграции представителей сходных этнических групп

Информация о работе Основные направления изучения идентичности