Основные направления изучения идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции

Содержание

Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.89 Кб (Скачать файл)

Среди факторов становления и поддержания  коллективной субъективности гражданской  общности наиболее значимы: 1) общее  историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся  в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых  смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте  совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Таким образом, функционально гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Она представляет собой основу группового самосознания, создающего из совокупности индивидов коллективного субъекта. Гражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Два выделенных аспекта рассмотрения гражданской идентичности тесно взаимосвязаны как феномены индивидуального и надындивидуального сознания. Целостность и единство гражданской общности, ее идентичность как признак субъектности невозможно без осознания принадлежности к ней отдельных граждан, и именно в нем она находит свое проявление. В этом ключе особая роль отводится символическому универсуму, принадлежность к которому в восприятии людей является основой реальности данного сообщества. Наличие "своей" символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Кроме того, символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, и обладает способностью обеспечивать мотивацию совместных действий. Он отражает значимые для общности ценности и образы. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Интегральным показателем гражданской идентичности . является образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности.

Он включает в себя как объективные  характеристики жизнедеятельности  общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так  и субъективное отношение к ним. В реальности образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, что делает его индикатором гражданской идентичности, так как позволяет фиксировать смыслы, вокруг которых происходит объединение общности, а также степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.

Социальная политика активно используется в качестве инструмента формирования  гражданской идентичности. В числе приоритетов – образование,  социальное обеспечение и здравоохранение, а также личная безопасность граждан. Их работу предполагается совершенствовать путем расширения участия самих граждан, стимулирования вовлеченности людей в решение своих социальных проблем и более широкого круга вопросов  развития местного сообщества и социальной сферы. При этом государство не просто использует возможности информационного общества для формирования нужного дискурса идентичности. Значительная часть усилий по конструированию опор гражданской идентичности переносится в сферу образования и в информационное пространство. Опорой этого дискурса становятся самоорганизация  гражданского общества и развитие практик  взаимодействия людей на этой основе – местных сообществ, накопление здесь социального капитала. Такую активность государство и пытается направить в русло обустройства социальной среды.

***

В условиях индивидуализации сознания  все меньше людей полагает для себя жизненно важным связать личные перспективы с перспективами развития государства и общества. Это может привести к кризису государственности.

В понятии «гражданская идентичность»  заложено в нормативное содержание, предполагающие, поимо сугубо правового статуса, и полноту соотнесения гражданина себя с государственно-политической общностью. Оно наполняет гражданскую идентичность  эмоциональными смыслами  и может трансформироваться в политическое действие. Таким образом , в сформировавшейся  современной политики гражданская идентичность, которая является основанием политического самоопределения индивида, структурирует идентичность политическую.

2.3 Национальная  идентичность.

В процессе взаимовлияния  глобальных и локальных изменений  разного уровня – т.н. глобализации тесно переплетаются универсалистские  и партикуляристские основания идентичности. У «национального» государства появились конкуренты  в борьбе за право выстраивать национальную идентичность: в системе привязанностей индивида и группы  важное место заняли сетевые сообщества , транснациональный корпоративный бизнес, наднациональные структуры, диаспоральные миры.

Национальная идентичность разграничивается на гражданскую (Запад) и этническую (Восток) типов, сформировался как результат восприятия соответствующей идеи, обоснованный в свое время Фредериком Мейнком ( Meincke F .) и Гансом Коном ( Kohn H .). Ф. Мейнк26 стал одним из первых, кто выдвинул положение о существовании фундаментальных различий между политическими (гражданскими) и культуральными (этническими) нациями. Г. Кон 27разработал соответствующую структуру дихотомии, включавшую политический тип (западная модель) и культуральный тип (восточная модель) национализма.

К политическому типу были отнесены страны Запада, в частности  Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария и США. Идеи нации и соответствующий тип национализма, по мнению Г. Кона, возникли и сформировались в рамках ранее существовавших государственных структур, способствовавших распространению в этих обществах процесса культурной гомогенизации (то есть относительной однородности общества). Западной моделью национализма были заимствованы идеи свободы и равенства, борьбы против династического правления, приравнивания гражданства к принадлежности нации, когда все входящие в состав нации объединены равным политическим статусом и желанием (волей) индивида быть частью нации. В рамках западной модели государство предшествовало (либо процесс его формирования совпадал) процессу развития нации.

В социально-политическом плане  более отсталых регионах Центральной  и Восточной Европы, а также  Азии, национализм возник, подчеркивал  Г. Кон, в рамках политий, которые  в значительно меньшей степени  совпадали с культурными или этническими границами (Российская, Австро-Венгерская, Оттоманская империи).

В этих регионах, подчеркивал  Г. Кон, национализм был ориентирован на приведение политических процессов  и институтов в соответствие с  этнографическими потребностями. Это означало, что в отличие от западной, в случае восточной модели формированию нации и национализма предшествует не государство, а национальная идентичность, которая стремится к созданию государства. Национальная консолидация в рамках Восточной модели опирается на идею народа ( People ), а не на понятие гражданства ( Citizenship ).

В первой половине 90-х годов XX века, проблема концептуализации и  классификации национализма в современных  западных демократиях нашла отражение  в работах Энтони Смита ( Smith A .), Питера Алтера ( Alter P .), Майкла Игнатьефа ( Ignatieff M .) и других исследователей.

П. Алтер 28к основным компонентам культурной идентичности им были отнесены общность:

- традиций ( Common Heritage );

- языка (Language);

- места проживания (Distinict area of Settlement);

- религии (Religion);

- обычаи (Customs);

- истории (History).

Ключевым компонентом политической национальной идентичности П. Алтер  считал наличие у граждан политического  сознания равенства перед законом ( Politically Aware Citizens Equal Before the Law ).

Операционализация понятия западной модели национальной идентичности, проведенная Э. Смитом29, характеризуется разработкой более сложной системы, включающей следующие компоненты:

- исторически общие территория, законы и институты 

- политическое равенство граждан,  выраженное в действующей системе  прав и обязанностей 

- общность гражданской культуры  и идеологии 

Восточная модель национальной идентичности операционализирована Э. Смитом следующими ключевыми компонентами:

- происхождение, понимаемое как  принадлежность своему клану;

- национальная культура 

- язык 

- обычаи 

В трактовке М. Игнатьефа30, гражданская национальная идентичность, распространенная в Великобритании, Франции, США предполагает:

- общность равноправных граждан;

- патриотическую приверженность  разделяемых всеми политических  практик и ценностей.

Этническая национальная идентичность по М. Игнатьефу означает общность:

- языка;

- религии;

- обычаев;

- традиции;

- доверие только к представителям  своего этноса.

Из вышеизложенного  становится понятным, что в первой половине 90-х годов XX века при некоторых  различиях в определении национальной идентичности, в структуру разрабатываемых систематизированных концепций входил целый ряд общих элементов. Для концепции гражданской идентичности – это аспект равноправия граждан, для этнической идентичности – аспекты общности территории, языка, религии, традиций, привычек. Кроме того, общим для большинства представленных концептуализаций оставалась позиция, устанавливающая существование гражданской национальной идентичности преимущественно в странах Запада, этнической – на Востоке.

В начале XXI века получили дальнейшее развитие большинство из направлений совершенствования технологий политического анализа национальной идентичности, намеченных в рамках научных дискуссий и критического переосмысления стандартных подходов к концептуализации проблемы. Стивен Шульман ( Shulman S .)31 стал одним из первых исследователей, кто разработал и реализовал стратегию оценки концептуализаций национальной идентичности, проведенной на материалах эмпирических исследований стран Западной Европы и Северной Америки, а также Центральной и Восточной Европы. Стратегия исследования С. Шульмана предусматривала проведение компаративного анализа общей и систематизированной концепций, а также индексов национальной идентичности в странах указанных регионов.

Информация о работе Основные направления изучения идентичности