Основные направления изучения идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции

Содержание

Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.89 Кб (Скачать файл)

 Спустя десятилетия  после  появления « Американского  избирателя» социально – психологический подход стал популярным в Британии: в 1969 и 1974 гг вышли в свет книги  Д. Батлера и Д Стоукса « Политические изменения в Британии».Панельные исследования группы Британских электроральных исследований(BES) показали что только такие проблемы как государство всеобщего благосостояния ( социальные программы, пенсии и строительство муниципального жилья), забастовки и иммиграция, были значимы для общественного мнения, так и для политики партий, а потому создавали ситуацию «голосования по проблемам».  Типичный британский избиратель  был вынужден адаптировать  свои установки , склоняясь то к правому, то к левому крылу по спорным вопросам. В Великобритании концепция оценки  себя как сторонника  какой- либо партии ( категория «видения себя» - применялась более охотно , чем понятие идентичности) использовалось для объяснения  поддержки избирателям в течении длительного времени определённой партии .

Люди наследуют свою политическую идентичность  из обычной  лояльности к консервативной или лейбористской партии. Для Батлера  и Стоукса самооценка как сторонника  имела три параметра измерения; она была: а) всеобъемлюще глубокой; б) стабильной, устойчивой;  в)усиливающейся с возрастом.10 Они говорили  об этом процессе как « фотографической репродукции» ( т. е. простом  некритическом копировании), слепке взглядов родителей, со временем ослабевающем . С возрастом избиратели оказывались  под более сильным влияние таких социальных групп, как соседи , сослуживцы, приятели. «Индивиды персонифицирую себя с определённым классом , формируют позитивное отношение к партии, которая заботится о защите  классовых интересов»11, классовые разломы продолжали оставаться  более связными с партийной идентификацией, чем другие социальные разделения , такие как регион , домовладение, религия. Возраст и пол. Согласно данной модели, социальные групповые идентичности  могут оказывать как прямое влияние на выбор при голосовании, так и косвенное, непрямое через партийные установки.

Итак  в период с 1970х 1980х  годов – период безусловного доминирования американской концепции партийной идентичности, которая с помощью «воронки причинности» объясняла устойчивое электоральное поведение и делала возможными среднесрочные прогнозы исхода выборах в странах с двухпартийной системой. Политическая идентичность фактически приравнивалась к партийной. При этом идеологическую и персонифицированную модели идентичности в начальной версии теории рассматривали как альтернативные или дополнительные к партийной. К основным функциям политической идентичности относили: ограничение возможности встраивания в политическую систему новых партий, отсечение ненужной («излишней») для избирателя информации о выборах (функция информационного «сита») и определение «своей» по идеологическим основаниям группы. Признавалось, что развитие идентичности может осуществляться в моделях: а) «он–другой–иной», допускающей толерантное восприятие, и б) «он–чужой–враг», связанной с формированием ксенофобии, расовой неприязни, опасения присутствия людей с иными политическими взглядами и т. д. Европейских исследователей (сначала — в Великобритании, поздней — в Германии и странах Скандинавии) теория партийной идентичности заинтересовала достаточно быстро — уже к концу 1960-х годов. Фактически в течение четверти века исследователи не только не подвергали сомнению теорию идентичности в варианте, выдвинутом «мичиганской четверкой», но все их усилия сначала — в 1970-х годах — были направлены на эмпирическое подтверждение этой концепции для стран с двухпартийной мажоритарной системой, а позднее — в начале 1980-х годов — на поиск методического инструментария, который мог бы подтвердить правомерности теории партийной идентичности в странах с многопартийной пропорциональной партийной системой.

Формирование второй волны  теории политической идентичности начинается в Европе  в начале- середине 1970х годов; оно связано с а) началом эмпирических исследований формирования общеевропейской идентичности(программа «Евробарометр» публикации Дж. Уэлша)12 б) оценкой влияния на политической поведения различных моделей социальной идентичности , прежде всего этнической ( Р картер, Дж. Хелс, Ф. Шлезингер)13, гендерной, конфессиональной , профессиональной; в)исследованием влияния явлений  глобализации  и становления информационного общества  на особенности политической идентичности .

Ученые активно обращались к гендерным аспектам  политической самоидентификации .14 Ддаже приверженцы традиционного взгляда исследовали влияние  партийной идентичности не только на электоральный выбор, но и на политическое поведение в целом. Интересными были попытки анализа  различных коллективных форм идентификации в конфликтах и кризисных условиях, роли личностной  и групповой социальной идентичности в системе государственного управления, характера формирования политической идентичности  в условиях демократии, в современном обществе «новых технологий»

В 1990х годах активно  обсуждался вопрос о роли глобализации и информационного общества в формировании политической идентичности, В европейских исследованиях появилось направление  акцентировавшее снижение значимости в формировании политической идентичности национального государства  и других клаасических политических институтов. Это объяснялось тем, что в условиях глобализации  национальное государство как бы исчезает на фоне роста потенциала наднациональных объединений, позволяющим людям «избежать чувства разобщённости , слабости и беззащитности перед лицом более мощных исторических сил, бушевавших вокруг, стало объединение по этническим признакам». Именно поэтому этническая идентичность в условиях глобализации не просто тесно связана с политической самоидентификацией, но и сама приобретает политический характер. Часто она являет собой пример «утраченной идентичности», которая понимается как нечто существующее , но безголосое , что проявится лишь при определённых условиях.

Практический смысл изучения различных моделей политической идентичности в государствах Евросоюза был осознан политиками в начале 2000-х годов, когда сменился общий вектор обсуждения этой темы в научной среде. Именно в это время развивается концепция «политики идентичности», когда постепенно происходит удвоение объекта анализа: наряду с изучением стереотипов и установок массового и индивидуального политического сознания (а политическая идентичность относится именно к «срединному» его слою — установкам, хотя, безусловно, влияет и на базовые и идеологические ценности, и на политические предпочтения индивидов) активное внимание ученые начинают уделять последствиям проводимой политики мультикультурализма и толерантности по отношению к мигрантам и представителям нетрадиционных для европейских стран религий.

Третья волна теории политической идентичности  связана с рубежом 1990х начала 2000 годов , когда политики осознали практический смысл изучения различных моделей  политической идентичности в странах Евросоюза  и сменился вектор обсуждения этой темы  в научной среде. Развивается  концепция «политики идентичности», происходит удвоение объекта анализа: наряду с изучением стереотипов  и установок массового и индивидуального политического сознания ( а политическая идентичность относится именно к «серединному» его слою – установкам, хотя, безусловно влияет и на базовые идеологические ценности , и на политические предпочтения индивидов) активное внимание ученые начинают уделять последствиям проводимой политики мультикультуризма и толерантности по отношению к мигрантам и представителям нетрадиционных для европейских стран религий.

Интересны исследования Т.Райса, М. Эмерсона. В. Лота, И. Ноймана, Б. Страта, Ф Черутти15, в которых показано воз действие нетрадиционных органов ЕС на процесс формирования политической идентичности и предпринимаются попытки определить наилучший сценарий идентификационной политики . Т. Райс пытается выявить закономерности социального поведения при одновременной, В . Лот поставил задачу составить многомерную модель идентичности, М. Эмерсон интересует многомерная модель интеграции . Поиск новой идентичности противоречив: с одной стороны на лицо подъём националистических чувств и движений, с другой усиление части общества  к самоидентификации с Европой. Третья волна интереса к теории идентичности в политической науке — с начала 2000 гг. — связана преимущественно с оценкой взаимосвязи национальной (фактически речь идет об общегражданской) и этнической идентичностей (в европейских странах, объектом анализа выступают прежде всего потомки эмигрантов во Франции, Великобритании и Германии), и влияния на общегражданскую идентичность явлений глобализации и глокализации (эта тема наиболее часто встречается у американских исследователей).

 

В России интерес к теме идентичности проявляется весьма фрагментарно в начале 1980-х годов в исследованиях  психологов и социологов. В монографических публикациях того времени встречается лишь упоминание о социальных моделях идентичности, прежде всего о чувстве тождества с позитивной референтной группой. Ситуация меняется принципиально в начале 1990-х гг., когда в проекты социологов (Ядов, Климова) и психоаналитиков (Брушлинский16) вклинивается тема идентификации политических ценностей. Кроме того, во второй половине 1990-х гг. активно исследуются политизированные формы этнической идентичности (Ачкасов, Дробижева). В это время некоторые политологи, ссылаясь на неустойчивость российской партийной системы и избыточное количество политических организаций, достаточно скептически высказываются по поводу возможности применения теории партийной идентичности (Гельман) в России, игнорируя факт множественности моделей политической идентичности. Вместе с тем проведенные эмпирические исследования (формализованное интервью) с использованием даже самого элементарного методического инструментария позволяет зафиксировать устойчивые самооценки персонифицированного уровня политической идентичности и достаточно выраженные — идеологической. Партийная идентичность оказывается более устойчивой у сторонников оппозиционных левых и либеральных партий. Вместе с тем не просто стабилизация политической жизни, но фактически отсутствие любой реальной политической конкуренции делает проведение подобного рода исследований малозначимыми уже к 2005 г. (Попова)17.

Вторая половина 1990-х гг. определялась повышенным интересом  исследователей к проблемам кризиса прежних моделей политической идентичности (эта тема активно обсуждалась вплоть до 2003 г.), влияния процессов формирования региональных режимов на региональную идентичность (Туровский18), а также выбора россиян общегражданской модели идентичности в зависимости от степени успешности адаптации тех или иных групп населения к рыночной экономике и плюралистическому характеру политического режима (Горшков19).

Анализ лавинообразного  потока научных публикаций российских исследователей с 2004 г., в названии которых встречается слово «идентичность» (говорят уже не только о партийной, идеологической, персонифицированной, этнической, национальной, конфессиональной, профессиональной, статусной, общегражданской, но и о цивилизационной и геополитической позволяет говорить об излишне расширительном толковании этого явления. Политическая идентичность связывается в том числе с особенностями политической культуры, поиском России своего места в общецивилизационном пространстве и т. п. Фактически идет подмена содержания понятия «идентичность»: она вместо одного из вариантов политической установки, позволяющей человеку отнести себя к той или иной референтной (позитивной или негативной) группе и определенным образом организовывать свое политическое поведение, все чаще начинает трактоваться как менталитет как таковой, представление человека о своем месте в мире. Если сложившаяся практика определения субъектности идентичности в принципе не вызывает особых возражений (идентичностью может обладать как отдельный человек, так и группа лиц), то попытка многих исследований обозначать все представления, взгляды, предпочтения индивидов через эту категорию очевидно беспомощной в научном плане.

 

***

Детальное рассмотрения психологических  аспектов  политической идентичности, я начала с прояснения того, что понимается под политической идентичностью. Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса.

Под политической идентичностью  следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений.

Проследив основные этапы  формирования теории политической идентичности, было подробно показаны направления возможных исследований  данного феномена например: изучение стереотипов массового и индивидуального политического сознания , базовые идеологические ценности и политические  предпочтения индивидов, а также толерантность по отношению к представителям нетрадиционных религий, к мигрантам, и представителям сексуальных меньшинств.

Информация о работе Основные направления изучения идентичности