Основные направления изучения идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции

Содержание

Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.89 Кб (Скачать файл)

С помощью данной теории можно с лёгкостью выделить  особенности и прикладное значение политической идентичности в жизни индивида:

  • Большинство граждан обладают общей политической идентичностью даже не обладая знаниями по спорным проблемам или общей идеологической ориентации.
  • Устойчивая политическая идентичность повышает эффективность деятельности субъекта, выполняет психотерапевтическую  роль, снижает тревожность, дает ощущение сопричастности целям социальной жизни.
  • Политическая идентичность в некоторых случаях выполняет роль  мотивации поведения , способствует преобразованию потребности в действие .
  • Политическая идентичность является основой для описания мотивов и причин электорального поведения граждан.

 

Глава2 Виды политической идентичности.

2.1 Основные типы политической идентичности.

Исследователи выделяют различные типы политической идентичности

По субъекту идентичности можно выделить идентичность индивидуального субъекта политического процесса и группового.20

Индивидуальная политическая идентичность предполагает соотнесение человеком себя с определенной политической позицией или группой.

Индивидуальная политическая идентичность начинает формироваться  в юношестве, окончательно формируются личный жизненный план, самоопределение. У индивида много возможностей идентифицировать себя, в большинстве случаев экспериментально, ориентируясь на реальных и идеальных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпоха предлагает ограниченный набор таких работающих моделей. Ребенок должен на каждом шагу приобретать чувство реальности из осознавания того, что его индивидуальный путь является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством и жизненным планом группы. Целе-ценностный аспект - самый поздний в становлении человеческой способности сохранять и развивать способности к самосохранению и жизнеутверждению. Исходное условие самоопределения - самостоятельный выбор цели и средств жизни. Проводились активные исследования  в формировании партийной идентичности. Наиболее значимым фактором признавалась установка родителей  которая усваивалась детьми в раннем возрасте. В сборнике учебных материалов «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа" (под ред. Е. Ю. Мелешкиной) дается ссылка на проекты Г. Хаймана 1960, Ф. Гринстайна,1958 Д Истона и П. Хейза (1960-1962) там была выдвинута  гипотеза . согласно которой успешная  передача партийных  предпочтений зависит от уровня проявления предпочтений родителями.

Под групповой политической идентичностью участников политических отношений понимают ощущение групповой сплоченности, основанное на приверженности групповым социально-политическим ценностям, идеологическим ориентациям и/или обладании общим (сходным) политическим статусом.

Некоторые исследователи выделяют типы идентичности в зависимости  от длительности этого состояния, а  также степени его интериоризации индивидом. В частности Ю.Качанов21, основываясь на этих критериях, выделяет ситуационную и трансверсальную (надситуационную) политические идентичности. Ситуационная идентичность – это идентичность, непосредственно обусловленная той или иной ситуацией, она связана непосредственно с политической практикой и относительно легко изменчива. «Агент, обладающий ситуационной политической идентичностью, еще не является субъектом в полном смысле этого слова, так как не выступает в качестве «созидателя» своей идентичности. Отличительным признаком ситуационной идентичности служит то, что в ней отсутствует «принятие» личностью интериоризированных норм и правил практики, схем мышления, восприятия и оценивания, которые присущи идентифицируемой политической позиции, в качестве своей политической идентичности. В силу того, что личность не принимает «значения» позиции, ситуационная политическая идентичность не интегрируется с «личностными смыслами»… непроизвольно навязывается агенту извне…».

Трансверсальная политическая идентичность длится во времени, то есть обладает устойчивостью. Она появляется на основе «внутренней работы» субъекта по оценке и принятию (или непринятию) ситуационных идентичностей, их интериоризации. Таким образом, «в случае трансверсальной личностной политической идентичности индивидуальное значение политической позиции агента должно отражать значимые для него политические отношения, должно быть интегрировано с личностным смыслом позиции и чувственной тканью политической практики». Формирование такой идентичности зависит не только от осознания какой-либо позиции, с которой предстоит идентификация, но и от его ценностных ориентаций, политических установок и других элементов политического сознания. Если позиция соответствует этим элементам, она может приниматься субъектом, если нет – отвергаться.

О.В. Попова22 в своей монографии  «Политическая идентификация в условиях трансформации общества» выделяет кризисную и негативную политическую идентичность.

Понятие «кризис идентичности», был  использован впервые в годы второй мировой войны применительно  к проблемам психоанализа. Но означает ли данный термин только потерю тождества  личности, как это понимается в  психологии? Утрата идентичности в  равной степени присуща и бунтарям, и деструктивно настроенным правонарушителям.

Кризис идентичности может быть как вполне нормальным, типичным возрастным явлением, характерным для периода юности и ранней зрелости, так и патологическим процессом.  «Одной из координат идентичности является жизненный цикл… Фактически мы можем говорить о “кризисе идентичности” как о психологическом аспекте отрочества».Но кризис идентичности может быть не только проявлением взросления индивида, но и охватывать целые возрастные когорты и значительную часть населения страны. Конец детства считается третьим кризисом «цельности», имеющим наиболее выраженный политический характер. В результате преодоления этого кризиса личностью обретается цельность, которую называют «чувством внутренней идентичности»

 Понятие «негативная идентичность». Последняя трактуется скорее как стремление человека достичь идентичности через тотальную идентификацию с тем, кем он меньше всего должен стать. В некоторых случаях негативная идентичность диктуется необходимостью найти свою политическую нишу и защититься от навязываемых вышестоящими авторитетами норм и идеалов. Термин «негативная идентичность» используется также для обозначения состояния сознания молодежи, противоположного той модели, которую предлагают родители, сверстники, общество в целом.

Они страдают от негативной идентичности, и осознание этого выливается в неприятие конформизма старших  поколений в современном обществе. Бунтарство молодежи  — одно из наиболее очевидных проявлений негативной идентичности. Но бунтарями становятся не все, поскольку в любой исторический период есть «индивиды (“правильно” воспитанные), которые в процессе развития идентичности успешно приспосабливаются к господствующей технологии и становятся тем, что они делают.

Негативная идентичность может  проявляться через ощущение себя неким безликим существом (неизвестным, невидимым, беззвучным).

По объекту идентификации с  определенной группой можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т.п23. При этом следует отметить, что, как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Петрозаводска может ощущать себя одновременно коммунистом и жителем города. Он может чувствовать свою принадлежность к Республике Карелия как государственному образованию в составе РФ и к России в целом.

И. В. Зайцевым24 на основе критический дискурс-анализ свободных сочинений на тему «Я иполитика», студентов государственного волгоградского университета было выделено четыре типа идентичности. Первый – «идентичность включенного типа». Объяснения строятся вокруг идеи о том, что любой человек способен оказывать влияние на политику. Используются такие конструкты, как: «политика создается личностью», «хочу подчеркнуть роль влияния личности на политику», «каждый из нас оказывает влияние на политику», «любой из нас может изменить политику и жизнь в стране» и так далее. Следует заметить, что авторы при этом не говорили о собственном влиянии на политику или о возможности такого влияния. Среди часто появляющихся при этом подходе языковых единиц следует выделить: личность, каждый из нас, любой человек, а также активные глаголы, такие как: влиять, занимать (активную позицию). Одним из основных критериев для выделения данного типа послужили четкие представления и знание политических систем и институтов, которые авторы сочинений продемонстрировали в своих работах. Участие в политической жизни респондентами, как правило, не сводилось только к участию в голосовании на выборах представителей органов власти. Авторы сочинений отмечали также и такие формы участия в политических процессах, как деятельность общественно-политических организаций и объединений, открытые протесты и митинги, переписка с органами власти, наказы депутатам и так далее.

Информация о работе Основные направления изучения идентичности