Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПО МЕТОДИКИ БАССА-ДАРКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3Глава 1

Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7

1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2

Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28

2.1  Характеристика выборки и методы исследования.........................................28

2.2  Организация  исследования..............................................................................32

2.3  Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Социально-экономическая нестабильность общества существенным образом влияет на  психику человека, зачастую обусловливая ее изменения и нарушения. Особенно наглядны эти проявления в подростковом возрасте, для которого характерна активная социализация на фоне пубертатного созревания. Многочисленные научные  данные позволяют обнаружить у современного подростка ярко выраженные характерологические акцентуации, проявляющиеся в тех или иных личностных и поведенческих особенностях. Сегодня особую тревогу у психологов вызывает увеличение количества агрессивных тенденций среди подрастающего поколения.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной  коммуникации, деформируется его личностное развитие.

Особенно важным изучение агрессивности является в подростковом возрасте. В последние годы научный интерес к этой проблеме существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом периоде не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений, совершенных подростками против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк, носящих ожесточённый характер. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков – является устоявшейся линией поведения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

Анализ различных подходов к изучению агрессии, убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт. По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью. Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость. Что касается непосредственно агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Степень разработанности проблемы. Проблема агрессивного поведения является предметом большого числа психологических работ  за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии Л. Берковица, А. Басса, Дж. Кагана, Л. Бендера, З. Фишбаха, З. Фрейда. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». [9; с.75]

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии с каждым годом все более расширяется, отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекают внимание многих отечественных авторов, среди них Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н. Д. Левитов, Е.В. Романин,  Л.М.Семенюк.

Объект исследования: группа  старших подростков.

Предмет исследования: особенности проявления агрессивности в поведении подростков.

Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.

Задачи исследования:

1.         Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.

2.         Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.

3.         Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.

4.         Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что агрессивное поведение старших подростков отличается от агрессивного поведения подростков среднего подросткового возраста.

Организация исследования. В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 16 лет (экспериментальная группа) и 12 лет (контрольная группа).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами была использована совокупность следующих методов исследования:

1.      изучение и обобщение теоретического материала по проблеме исследования;

2.      эмпирические методы - тестирование;

3.      количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Глава 1 Теоретический обзор обоснования проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков

1.1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения

В научной литературе до сих пор нет точного определения агрессии. Психологи, социологи, философы все это понятие трактуют по-разному.

В словаре практического психолога дается следующее определение агрессии: «агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы» [14; с.9].

В своей книге «Агрессия: причины, последствия  и контроль» Л. Берковиц определяет агрессию «как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [5; с.24]. Так же существует определение агрессии без учета мотивационных предпосылок, предложенное А. Басом как «причинение вреда другому человеку» [5; с.25].

Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Очень часто даже профессиональные психологи называют агрессивным человека, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения.

Разделяя эту позицию, выдающийся психолог А. Бандура отмечал, что многие  обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли [5; с.26].

          Некоторые психологи, например Д. Паттерсон  и Д. Тедеши  особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия являются, прежде всего, попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других престать делать то, что их раздражает [8; с.30].

        Согласно еще одному варианту интерпретации, агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие. В исследованиях подростковых банд и преступников, совершающих насилие, уже давно отмечалось, что многие из этих людей чрезвычайно озабочены своей репутацией. Согласно Тоху [8; с.31], многие из этих преступников крайне беспокоились о своем образе «я» и, очевидно, направляли немало усилий на «выработку впечатления» о себе как «ужасном и бесстрашном», а их драки были показательными выступлениями, предназначенными для того, чтобы произвести впечатление на жертву и зрителей. Социолог Р. Фельсон развил эту идею, интерпретировав агрессию как средство управления впечатлением. Он полагает, что не только правонарушители, но и большинство людей считают, что личный вызов выставляет их в невыгодном свете, особенно если они подверглись нападению.  И тогда человек бросается в контратаку, стремясь аннулировать «навязанную ему идентичность демонстрацией своей силы, компетенции и смелости». Атакуя обидчика, люди стремятся показать, что они «такие, чье «я» следует уважать» [43; с. 31].

       Из  рассмотренных  формулировок можно сделать вывод, что некоторые случаи агрессии, вызваны стремлением принудить кого-то к чему-либо, другие продиктованы потребностыо агрессора утвердить свою власть и доминирование. Атака агрессора может быть мотивирована  демонстрированием того, что он достоин уважения или желанием завоевать социальное одобрение.

Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Эти исследователи по-разному формулируют свои определения, но имеют в виду одну и ту же идею. Великолепным примером может послужить определение агрессии, предложенное более полувека назад Д. Доллардом и Н. Миллером. В их классическом труде, посвященном влиянию фрустрации на агрессию, агрессия  определяется как «действие, целью которого является причинение ущерба другому организму».[8; с.56]. Другими словами, цель действия состоит в том, чтобы причинить вред. Агрессор хочет нанести вред жертве агрессии.

Р. Бэрон формулирует ту же самую идею в более разработанном виде. Он определяет агрессию как «любую форму поведения, направленного к цели нанесения вреда или причинения ущерба другому живому существу, которое мотивировано избегать подобного обращения». [7; с.34] Агрессор понимает, что поступает в отношении жертвы таким образом, что жертва явно против подобного с ней обращения. Вопрос не в том, рассматривает ли общество в целом такое поведение как нежелательное. Главное - знание «обидчика» о том, что жертва не хочет, чтобы с ней так поступали.

В настоящее время психологи делят агрессию на инструментальную и эмоциональную. Если действие совершается для достижения какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого действия, то такое поведение называют инструментальным.  Аналогично и агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, называется «инструментальной агрессией». Утверждения о том, что человеческая агрессия обычно является попыткой принуждения или стремлением сохранить свою власть, доминирование или социальный статус, в основном расценивают как проявление инструментальной агрессии и понимают ее как относительно рациональную форму поведения.

Основными теоретическими подходами в исследовании агрессии считаются: этологический, психоаналитический, фрустрационный, бихевиористский. Представленное деление весьма условно, во многих эмпирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Рассматривая этологический и психоаналитический подходы к пониманию агрессии и агрессивности, нельзя не заметить, что в них проявляется биологизаторское понимание агрессивности как врожденного инстинкта.

Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца, который пишет: «Внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Более того, К. Лоренц считает, что сравнение человека с животным «не покажется столь обидным, если рассмотреть разительное неумение человека управлять своим поведением по отношению к представителям своего же биологического вида», и что в этом отношении человек «не совершил ни малейшего прогресса в деле овладения самим собой». Согласно Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвление себе подобных. Вместе с тем, если Лоренц допускает возможность регуляции человеческого поведения и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Опирающиеся на работы Лоренца другие исследователи не только поддерживают инстинктивную природу человеческой агрессии, но и утверждают, что люди при всем желании не в состоянии осуществлять контроль над проявлениями своей агрессивности [33; с. 36].

Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков