Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)

Преувеличение роли инстинктивных механизмов в поведении людей можно наблюдать у многих представителей психоанализа, в том числе у З. Фрейда. Концепция ортодоксальных фрейдистов очень сходна со взглядами этологов. Они считают, что агрессия имеет внутренний источник и чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась через разрушение неодушевленных предметов, участие в спортивных состязаниях, достижение позиций доминирования, власти.  Развитие взглядов 3. Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии. Существует теория, согласно которой агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности, или фрустрации. Интерес к изучению фрустрации и ее связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939 г. фрустрационно - агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разработанная группой психологов в 1932 году  во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на работы 3. Фрейда и К. Левина, утверждала, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации». Если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации. [43;     с. 45].

        Теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают              Л. Берковиц и Мак-Нейл. Так, Л. Берковиц вводит новое понятие, характеризующее возможные переживания, возникающие в результате фрустрации – гнев, как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Он отмечает, что агрессия не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. Кроме того, Л. Берковиц большое внимание уделяет катарсическому аффекту агрессии. В концепцию фрустрации-агрессии Л. Берковиц ввел три существенные поправки:  фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;  выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5; с. 11].

В процессе своего развития фрустрационный подход к объяснению агрессии претерпел значительные изменения. В частности, в конце тридцатых годов возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга, обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций, классификации и типизации реакций на фрустрацию. Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. Более того, некоторые ученые пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую и структурирующую роль.

В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов. Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов. Во-вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию. В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», Басс к переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость. В данном случае независимость имеет отношение к стремлению к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое — вербальное, активное — пассивное, направленное — ненаправленное. [7; с. 12-13].

Этим делением до сих пор пользуются многие психологи. В частности, перспективным является представление А. Басса о дифференциации агрессивности и враждебности. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивная, и наоборот.

Необходимо отметить, что большинство исследователей агрессии вычленяют ее различные формы и типы. Так, А. Басс  ввел деление на вербальную и физическую агрессию. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать бессловесные угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии. Важно заметить, что прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, а вербальные агрессии, которые в повседневной жизни также зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя. Вербальной агрессией можно считать:

1.     отрицательные отзывы и критические замечания;

2.      выражение отрицательных эмоций, например, недовольства другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти, когда эти высказывания не служат для простого описания эмоционального состояния;

3.      высказывания мыслей и желаний агрессивного содержания типа: «Я больше всего хотел бы его убить», или «Возможно, с ним когда-нибудь это и случится» или в форме проклятия; оскорбления;  угрозы, принуждения и вымогательства; упреки и обвинения; простой крик. [5; с.44 ]

В свою очередь З. Фишбах видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия, по мнению З. Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не служит этой целью, хотя и не обязательно избегается. [42; с.35]

Другим поперечным сечением категорий агрессивного поведения могло бы служить деление на прямые и косвенные агрессии, сделанное А.  Бассом. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей. Есть и другие формальные деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную. Психопатология интересуется садистскими агрессиями, она рекомендует деление в зависимости от степени связи между агрессивными и сексуальными импульсами, которые в случае необходимости можно с достаточной объективностью получить в ходе физиологических измерений в лаборатории [8; с.16].

Таким образом, анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый период онтогенеза -  это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов -  возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям [14; с. 18]

Известно, что у ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потреб­ностям и возможностям. При этом социальное признание, одобре­ние, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает пережива­ние подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэто­му истоки агрессивности подростков лежат, как правило, в семье, от­ношениях ее членов и в меньшей мере в колли­зиях со сверстниками, учителями.

Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок, лежащих в основе формирования устойчивых болезненных стереотипов взаимоотношений с людьми. Спокойное, неизменно гармоничное, застывшее, приспособленное существование человека невозможно в принципе. Динамическое равновесие с окружающей средой, в котором пребывает человек, делает необходимой постоянную к ней адаптацию.

Если этот процесс протекает успешно, можно считать человека здоровым на данном конкретном промежутке времени. В противоположном случае различные формы дезадаптации приводят к заболеваниям соматического и психического характера, а также к социальным отклонениям. Например, аддиктивное поведение, направленное на поиски радости, удовольствия любой ценой даже путем употребления наркотиков и  алкоголя. Особенно трудна адаптация к средовым условиям в подростковом возрасте в силу переживаемых организмом физических и психофизиологических перестроек.

Большая нагрузка в подростковый возраст приходится на все органы и системы организма. В частности, нервная система подростка находится в возбужденном состоянии, что ведет к нарушению нормального баланса между силой раздражителя и ответом на него нервной системы. В результате такого разбалансирования подросток может проявлять равнодушие к существенным событиям и бурно реагировать на какой-либо пустяк. Родителям при этом кажется, что ребенок стал безразличным ко всему, любые к нему обращения вызывают раздражение, он нервничает по мелочам, огрызается, стал нетерпимым и с ним трудно разговаривать.

   Физиологическая же сущность такого тревожного поведения заключена в том, что центральная нервная система подростка становится временно неспособной к ответу на сильный раздражитель, потому что он ее перевозбуждает до состояния торможения и реакции при этом нет.  «Пустяк», который является слабым раздражителем, возбуждает нервную систему, но не успевает перевозбудить и потому вызывает реакцию. А еще физиологам также известны факты неожиданного и совершенно неадекватного реагирования центральной нервной системы подростка на какой-то определенный раздражитель, от которого и ожидать-то такой реакции было невозможно.

Причем, у девочек-подростков такие нарушения ведут к обидам, перепадам настроения, слезам. У ребят изменения поведения могут сопровождаться шумными действиями, размахиванием кулаками. Хотя, конечно, такие реакции могут зависеть не от пола подростка, а скорее, от тех черт характера, которые к данному возрасту усилились в своем проявлении.

Естественно, что в переходном возрасте, когда происходят  существенные изменения во внешности подростков, практически всех их волнуют проблемы привлекательности и соответствия моде в одежде, значимость фактора внешности, причем переживания по этому поводу стали у современных молодых людей более острыми под влиянием средств массовой информации, предоставляющих некие «образцы».

Психоэмоциональная сфера подростка зачастую представляет собой комок противоречий и заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного.

Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков - сравнительно более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.

Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны.

В поведении некоторых подростков часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников путем их устрашения или с помощью насилия. Стремление запугать окружающих, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами. К ним относятся потребности в социальном признании,  доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные. При этом большое значение имеют элементы психофизиологических трудностей взросления, такие как плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания [15; с.16].

Для девочек в этот период важно как они выглядят т.е. внешний вид, нежели спортивные результаты. Но когда у них начинаются изменения, характерные для периода созревания, то так же как и мальчики, они становятся неуклюжими и явно ощущают нескоординированность своих движений. В этот период отчетливо начинают проявляться различия между мальчиками и девочками в силуэте, фигуре, манере двигаться, жестах, голосе, эти различия принято называть половыми признаками. Эти признаки у каждого подростка проявляя в разное время и с разной степенью интенсивности [21; с.15- 30].

Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков