Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)

10. Варга, А. Насильники поневоле: дети / А.Варга // Семья и школа. – 1999. – №11-12. – С. 20-22.

11. Васильева, О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко  // Школа здоровья. – 1997. – Т.4, №4. – С. 65-71.

12. Васильева, О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников / Васильева О.С., Абидова И.В. // Школа здоровья. – 1999. – Т.6, №3. –           С. 89-100.

13. Волков,  Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Пор, 2001. –      160 с.

14. Дебесс, М. Подросток. 20-е изд. / М.Дебесс. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.

15. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки  / В.С. Журавлев // Социс. – 2001. – №2. – С. 134-136.

16. Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Заваржин // Вопросы психологии. – 1993. – №5. – С. 43-50.

17. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения / Ю.А. Клейберг // Вопросы психологии. – 1998. – №5. – С. 141-145.

18. Климова, С.Г. Компания пьяных подростков / С.Г. Климова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 31-36.

19. Кобылецкая, В. О мальчиках и девочках / В.Кобылецкая, А.Ячевский / Пер. с польск. Л.В. Васильева. – М.: Профиздат, 1991. – 128 с.

20. Ковалева, Т.В. Подростки смутного времени  / Т.В. Ковалева,                     О.К. Степанова // Социс. – 1998. – №8. – С. 57-64.

21. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка /                  Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. – М.: Просвещение, 1986. – 80 с.

22. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

23. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Я.Корчак / Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.  

24. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.

25. Крэйхи, Б.Социальная психология агрессии / Б.Крэйхи. – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.

26. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков / Л.Кудрявцева // Народное образование. – 2005. – №8. – С. 193-195.

27. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К.Лоренц / Пер с нем. Г.Ф. Швейника. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Университет», 1994. – 269 с.

28. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф.Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – 320 с.

29. Максимова, Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 93-100.

30. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Изд-во «Лань», СПб университет МВД России, 1999. – 128 с.

31. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 572 с.

32. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю.М. Орлов.  – М.: Просвещение, 1991. – 287с.

33. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий  //  Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С. 61-68.

34. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред.  И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

35. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.

36. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 656 с.

37. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Т. 1- 312 с.

38. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 48-53.

39. Реан, А.А. Психология подростка. Учебник / А.А. Реан; под ред. член–корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. –

480 с.

40. Рождественская, Н.А. Как понять подростка / Н.А. Рождественская. – М.: Роспедагенство, 1995. – 75 с.

41. Семенюк, Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков / Л.М. Семенюк // Открытая школа. – 2002. – №3. – С. 43-46.

42. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.

43. Синягина, Н.Ю. Анализ жестокости в современном мире / Н.Ю. Синякина // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2002. – №7. – С.24-26.

44. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева  // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 17-25.

45. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 128 с.

46. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 32.

47. Фролов, Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Ю.И. Фролов. – М: Рос. Педагогическое Агентство, 1997. – 526 с.

48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192 с.

49. Хрипкова, А.Г. Мальчик – Подросток – Юноша: Пособие для учителей / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

50. Энциклопедия психологических тестов для детей / Под. ред. И.Книгина. – М.: Издательство «Арнадия», 1997. – 256 с.

51. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / Под. ред. А.Карелина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 304 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Ф.И.О _________________________________

Пол __________________________________

Возраст ________________________________

Место работы родителей ____________________

Инструкция к опроснику: проставить «да» у тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» — около тех, с которыми Вы не согласны.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю, не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20.   Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.  Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не разражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

 

Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1.Физическая агрессия:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68  

«нет» - № 9, 17, 41

2. Косвенная агрессия:

«да»- № 2, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» - № 10, 26, 49

3. Раздражение:

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72     

«нет» - № 11, 35, 69

4.Негативизм:

«да» - №  4, 12, 20, 23, 36

5. Обида:

«да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

6. Подозрительность:

«да» - № 6, 14, 22, 30,38, 45, 52, 59     

«нет» - № 65, 70

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

8. Угрызение совести, чувство вины:

«да» 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67  

 

5

 



Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков