Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)

 

             

Из таблицы 6 и рисунка 8 видно, что девочки среднего подросткового возраста по сравнению с девочками старшего подросткового возраста больше используют косвенную агрессию, соответственно 72 балла и 68 баллов. Девочки второй группы чаще обижаются, чем девочки первой группы, соответственно 43 балла и 39 баллов. Они также более подозрительны, у второй группы этот показатель равен 44 баллам, а у первой- 35 баллам. У девочек среднего подросткового возраста негативизм составил 47 баллов, а у девочек старшего подросткового возраста- 43 балла.

Девочки первой группы в общении больше применяют физическую агрессию- 62 балла, у девочек второй группы этот показатель составил 45 баллов. Так же девочки первой группы чаще используют вербальную агрессию – 91 балл, а у девочек второй группы этот показатель составил 77 баллов. Девочки обеих групп примерно одинаково раздражаются, соответственно у первой группы этот показатель составил 37 баллов, а у второй – 39 баллов, а также они испытывают примерно одинаковое чувство вины, соответственно по группам -26 баллов и 24 балла.

Далее нами был проделан анализ сравнения видов проявляемой агрессии с учетом возраста, но без учета половых особенностей. Полученные данные представлены в таблице 7 и на рисунке 9.

Таблица 7

Сравнение видов проявляемой агрессии подростками

с учетом  пола и возраста в баллах

Виды агрессии

суммарный балл

мальчики

суммарный балл

девочки

физическая

107

104

косвенная

105

116

раздражение

71

78

негативизм

90

95

обида

71

77

подозрительность

60

84

вербальная

176

123

чувство вины

47

44

 

 

Как видно из таблицы 7 и рисунка 9, подростки 16 лет значительно больше проявляют в общении вербальную агрессию. Показатель по данному виду агрессии у этих подростков составил 176 баллов, у подростков второй группы этот показатель равен 123 баллам. Подростки первой группы мене используют негативизм- 90 баллов, у второй группы – 95 баллов.

Подростки в возрасте 12 лет чаще используют косвенную агрессию, у них этот показатель составил 116 баллов, в то время как у подростков первой группы он равен 105 баллам. Подростки второй группы более обидчивы. Показатель обиды в этой группе равен 77 баллам, а у первой группы - 71 балл. Кроме этого подростки второй группы раздражительнее - 78 баллов, у первой группы - 71 балл. Подозрительность выше также у подростков второй группы - 84 балла, у первой группы - 60 баллов.

Физическая агрессия составила по группам 107 баллов и 104 балла, а также чувство вины, соответственно 47 баллов и 44 балла, т.е. данные виды агрессии  находится примерно на одном уровне.

Таким образом, из анализа полученных данных по опроснику Басса - Дарки, можно сделать следующий вывод. У мальчиков старшего подросткового возраста преобладающими в общении является вербальная агрессия. У девочек старшего подросткового возраста преобладает в общении вербальная и физическая агрессии.

У мальчиков-подростков среднего возраста преобладает физическая агрессия, негативизм, обида, подозрительность. У девочек – косвенная агрессия; негативизм, обида.

Анализ уровня проявляемой агрессии с учетом половозрастных особенностей показал, что физическая агрессия и чувство вины у подростков находится примерно на одном уровне, старшие подростки значительно реже используют в общении вербальную агрессию, реже используют косвенную агрессию, менее раздражительны, обидчивы и подозрительны по сравнению с двенадцатилетними подростками.

Следующим этапом нашей работы было проведение методики «Несуществующее животное». На момент обследования, в результате анализа, были получены данные, представленные в  таблице 8

             Таблица 8

Сравнительные сводные данные по тесту «Несуществующее животное»  для старших и средних подростков (в %)

Показатель

подростки 16 лет

подростки 12 лет

физическая агрессия

65

55

вербальная агрессия

90

60

косвенная агрессия

65

85

напряжение

35

60

тревожность

55

75

беспокойство

45

55

подозрительность

40

80

неуверенность

60

75

высокая утомляемость

90

90

склонность к алкоголизации и наркотикам

20

10

ощущение малой значимости для окружающих

75

60

чувствительность к критике в свой адрес

20

25

живут сегодняшним днем

50

60

живут вчерашним днем

35

30

смотрят в будущее

15

10

демонстративность

50

65

завышенная самооценка

45

55

заниженная самооценка

25

30

самооценка в норме

30

15

 

Как видно из представленной таблицы 8, у старших подростков, по сравнению с подростками среднего возраста, более выражены вербальная - в 1,5 раза и физическая агрессия в 1,2 раза. Кроме этого, они больше склонны к алкоголизации и применению наркотиков в 2 раза, а так же они в большей степени ощущают малую значимость для окружающих - в 1,25 раза.

У подростков среднего возраста более выражена косвенная агрессия в 1,3 раза, они в 1,25 раза больше чувствительны к критике в свой адрес. По сравнению со старшими подростками напряжение у них выше в 1,7 раза, тревожность и беспокойство в 1,4 раза; они подозрительнее в 2 раза.

Так же они менее уверенны, более демонстративны.

Стоит заметить, что у обеих групп подростков одинаковая и очень высокая утомляемость- 90%. Так же у подростков больше завышенная самооценка. Причем у старших подростков самооценка в норме в 2 раза больше, чем у подростков среднего возраста.

Таим образом, проведя анализ полученных данных по представленной методике можно сделать вывод о том, что респонденты исследования своими рисунками подтверждают склонность к агрессивному поведению. Причем, как и по анализу данных согласно опросника Басса - Дарки, так и по проективному тесту, у старших подростков преобладает вербальная агрессия, а у подростков среднего возраста – косвенная агрессия и подозрительность.

Стоит отметить, что многие подростки тревожны, беспокойны, неуверенны в себе, ощущают малую значимость для окружающих, стараются жить сегодняшним днем или прошлым, меньше задумываются о будущем. Преобладающей является завышенная самооценка.

Проведя анализ и интерпретацию полученных данных по представленным методикам, можно сделать следующие выводы.

1. При выборе методик учитывалась: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента подростков; пригодность данной методики для групповых обследований; возможность математической обработки полученных  результатов.

2. Для определения видов агрессивного поведения мы использовали методику Басса – Дарки. Данная методика позволила определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения и выявить виды агрессивного поведения, которые используют во взаимодействии старшие подростки.

Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у  мальчиков старшего подросткового возраста преобладающими в общении являются вербальная и физическая агрессии, а так же негативизм. У девочек преобладает в общении вербальная, косвенная и физическая агрессии. Анализ уровня проявляемой агрессии с учетом половозрастных особенностей показал, что физическая агрессия у подростков находится на одном уровне, старшие подростки чаще испытывают чувство вины, реже используют косвенную агрессию, менее раздражительны, обидчивы и подозрительны по сравнению с  подростками среднего возраста.

Далее в диагностике нами был использован тест «Несуществующее животное», так как он очень показателен и может служить подтверждением или опровержением ранее полученных фактов. Респонденты исследования подтвердили своими рисунками склонность к определенным видам агрессивного поведения в зависимости от возраста- у старших подростков преобладает вербальная агрессия, а у подростков среднего возраста – косвенная агрессия и подозрительность. Кроме этого, многие подростки тревожны, беспокойны, неуверенны в себе, ощущают малую значимость для окружающих, стараются жить сегодняшним днем или прошлым, меньше задумываются о будущем.

Применение разноплановых методик для исследования видов агрессивного поведения, и доказательства того, что агрессивное поведение старших подростков отличается от агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста, дало возможность получить широкую и разнообразную информацию по изучаемой теме.


Заключение

 

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность, напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Статистика свидетельствует о росте насилия и агрессии среди лиц различных социальных и демографических групп. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. По всему миру, во всех слоях общества распространено агрессивное поведение. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Современная цивилизация порождает кризисные явления и в школьной среде, одним из таких кризисных явлений выступает агрессивное поведение.

Проблема агрессивного поведения подростков является предметом большого числа психологических работ за рубежом. Ей, посвящены специальные монографии Л. Берковица, А. Басса, Р. Бэрона, Г. Кауфмана, К.Лоренца, Дж. Кагана, Л. Бендера, З. Фишбаха, З. Фрейда, К. Хорни. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии только началось, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, среди них Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н. Д. Левитов, А.А. Реан, Е.В. Романин, Л.М.Семенюк.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт. По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью.

В данной работе, нами была выдвинута гипотеза о том, что агрессивное поведение старших подростков отличается от агрессивного поведения подростков среднего школьного возраста. Результаты наших исследований проведенных в дипломной работе, подтвердили поставленную гипотезу.

Ученые утверждают, что агрессия среди детей, особенно подростков,  растет и становиться одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для всего общества. Агрессивное поведение – это крик  ребенка о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми ребенок сам справиться не может.

В связи с этим  мы  предполагаем в дальнейшем продолжить изучение данной темы  и разработать коррекционную программу по работе со старшими  агрессивными  подростками.

Психологическая коррекция агрессивного поведения старших подростков должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности подростков. В целях эффективности проводимой коррекции необходима работа с родителями агрессивного подростка, так как психологический фон  взаимоотношений в такой семье  в основном носит негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Развитие конструктивных навыков общения родителей с агрессивными подростками является основным содержанием работы психолога, так как психолог может помочь родителям осознать в связи с чем, возникают трудности и что нужно исправить во взаимоотношениях с детьми.

 

 

 

 


Список литературы

 

1.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 704 с.

2.      Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. Составление, подготовка теста, библиография / Э.Р. Ахмеджанов. – М., 1996. – 320 с.

3.      Бадирова, З.А. Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов) / З.А. Бадирова, А.В. Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

4.      Бандура, А. Подростковая агрессия / А.Бандура, Р.Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 512 с.

5.      Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2001. – 512 с.

6.      Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с.

7.      Бэрон, Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 352 с.

8.      Бэрон, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон,  Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272  с.

9.      Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К.Бютнер / Пер. с нем. Д.В. Дмитриева. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.

Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков