Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа
Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.
Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение
По первой группе респондентов – старшие подростки в возрасте 16 лет в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек, было выявлено следующее.
У мальчиков, среди всех видов агрессии, как видно из таблицы 1 преобладает вербальная агрессия- 85 баллов, на втором месте - негативизм – 47 баллов, на третьем - физическая агрессия – 45 баллов. Далее: косвенная агрессия - 37 баллов, раздражение - 34 балла, обида- 27 баллов, подозрительность - 25 баллов, чувство вины - 21 балл.
Анализ полученных данных представлен на рисунке 1.
У девочек, как видно из таблицы 1, наблюдается следующее. В общении девочки чаще всего используют вербальную агрессию- 91 балл, косвенную- 68 баллов и физическую агрессии- 62 балла. Далее – негативизм – 43 балла, обиды - 39 баллов, раздражение - 30 баллов; кроме этого девочки подозрительны- 35 баллов, и достаточно мало считают себя в чем-либо виноватыми- 26 баллов. Анализ полученных данных представлен на рисунке 2.
Согласно опроснику Басса - Дарки, проанализировав уровни агрессии по каждому виду и представив их в таблице 1, мы пришли к выводу о том, что высокий уровень агрессии преобладает у мальчиков и девочек по следующим параметрам. Вербальная агрессия у мальчиков - 85 баллов, у девочек - 91 балл, и негативизм, соответственно у мальчиков - 47 баллов, а у девочек - 43 балла.
Средний уровень преобладает у мальчиков по таким показателям как физическая агрессия - 45 баллов и косвенная агрессия - 30 баллов, а также раздражение - 24 балла. У девочек же средний уровень агрессии преобладает по таким параметрам как – обиды - 34 балла, подозрительность - 26 баллов и физическая агрессия - 46 баллов, раздражение- 16 баллов.
Низкие уровни агрессии у мальчиков наблюдаются по показателям: обиды - 13 баллов, подозрительности - 21 балл, чувства вины - 17 баллов. У старших девочек-подростков низкие показатели по чувству вины - 13 баллов.
При сравнении суммарных проявляемых видов агрессии у старших подростков видно следующее. Сводные данные представлены в таблице 2
Таблица 2
Суммарные сводные данные для старших подростков по видам агрессии
в баллах
Виды агрессии | мальчики | девочки |
физическая | 45 | 62 |
косвенная | 37 | 68 |
раздражение | 34 | 37 |
негативизм | 47 | 43 |
обида | 32 | 39 |
подозрительность | 25 | 35 |
вербальная | 85 | 91 |
чувство вины | 21 | 26 |
Анализ табличных данных представлен на рисунке 3.
Как видно из рисунка 3 и таблицы 2, подростки одинаково в общении используют в этом возрасте вербальную агрессию, соответственно мальчики- 85 баллов и девочки - 91балл. Причем, девочки в общении чаще по сравнению с мальчиками используют косвенную- 68 баллов и физическую агрессии- 62 балла. У мальчиков же, в общении больше преобладает негативизм по сравнению с девочками, соответственно: у мальчиков - 47 баллов, а у девочек- 43 балла. Мальчики менее раздражительны, соответственно у мальчиков раздражение - 34 балла, а у девочек - 37 баллов. Девочки более обидчивы, соответственно у девочек уровень обиды - 39 баллов, а у мальчиков - 32 балла. Девочки значительно подозрительнее мальчиков. У девочек показатель подозрительности - 35 баллов, а у мальчиков - 25 баллов. Девочки чаще испытывают чувство вины - 26 баллов, у мальчиков этот показатель составил 21 балл.
Таким образом, проанализировав виды агрессии, проявляемые старшими подростками в общении, можно сделать вывод о том, что у мальчиков, среди всех видов агрессии, преобладает вербальная и физическая агрессии, а также негативизм. У девочек преобладает в общении вербальная, косвенная и физическая агрессии. Причем, высокий уровень агрессии преобладает у мальчиков и девочек по таким параметрам как вербальная агрессия и негативизм. По другим видам агрессии - подростки имеют агрессию в норме. Кроме этого, девочки в общении чаще по сравнению с мальчиками используют косвенную и физическую агрессии.
По второй группе респондентов (подростки среднего возраста- 12 лет, в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек), в результате анализа получены следующие результаты. Сводные данные по второй группе представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сводные данные по тесту Басса - Дарки для средней группы подростков
в баллах
№ |
| 1физическ агрес. | 2косвен. агрес. | 3 раздражение | 4 негативизм | 5 обида
| 6 подозр. | 7верб. агрес | 8чувство вины | Сумма баллов | |||||||||||||||||||||
пол | н.1-3 | с.4-7 | в8-10 | н.1-3 | с.4-5 | в.6-9 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-11 | н.1 | с.2-3 | в.4-5 | н.1-3 | с.4-5 | в6-8 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-12 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-13 | н.1-3 | с.4-5 | в.6-9 |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
1 | м |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 5 |
| 5 |
| 3 |
|
|
| 5 |
| 2 |
|
| 32 | |||||
2 | м |
|
| 9 |
| 5 |
|
| 5 |
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 4 |
|
| 4 |
| 1 |
|
| 38 | |||||
3 | м |
| 7 |
|
| 5 |
|
| 5 |
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 5 |
|
| 4 |
| 2 |
|
| 37 | |||||
4 | м |
| 5 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 5 |
|
| 4 |
| 3 |
|
| 34 | |||||
5 | м |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
| 1 |
|
| 30 | |||||
6 | м |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 5 |
| 2 |
|
| 32 | |||||
7 | м |
| 6 |
|
| 5 |
|
| 4 |
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 4 |
|
| 6 |
| 2 |
|
| 37 | |||||
8 | м |
| 7 |
|
| 4 |
| 3 |
|
|
|
| 5 |
| 5 |
| 3 |
|
|
| 5 |
| 3 |
|
| 35 | |||||
9 | м |
|
| 8 |
| 5 |
| 3 |
|
|
|
| 5 | 3 |
|
|
| 5 |
|
| 5 |
| 2 |
|
| 36 | |||||
10 | м |
| 5 |
|
| 4 |
| 1 |
|
|
|
| 5 |
| 4 |
| 3 |
|
|
| 4 |
| 2 |
|
| 28 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Ито го М |
| 0 | 42 | 17 | 0 | 44 | 0 | 7 | 32 | 0 | 0 | 0 | 48 | 3 | 40 | 0 | 9 | 31 | 0 | 0 | 46 | 0 | 20 | 0 | 0 |
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
1 | д |
| 4 |
|
|
| 6 | 3 |
|
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 6 |
|
|
| 8 | 2 |
|
| 39 | |||||
2 | д |
| 5 |
|
|
| 9 | 3 |
|
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 9 | 2 |
|
| 41 | |||||
3 | д |
| 6 |
|
|
| 7 | 3 |
|
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 5 |
|
|
| 10 | 3 |
|
| 44 | |||||
4 | д |
| 4 |
|
|
| 8 |
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 9 | 1 |
|
| 38 | |||||
5 | д |
| 5 |
|
|
| 9 |
| 5 |
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 4 |
|
|
| 8 | 3 |
|
| 44 | |||||
6 | д |
| 4 |
|
|
| 6 |
| 4 |
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 5 |
|
|
| 8 | 2 |
|
| 38 | |||||
7 | д |
| 5 |
|
| 5 |
|
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 5 |
| 3 |
|
| 34 | |||||
8 | д |
| 4 |
|
|
| 7 |
| 5 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 5 |
| 2 |
|
| 35 | |||||
9 | д |
| 4 |
|
|
| 8 |
| 4 |
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 7 | 3 |
|
| 39 | |||||
10 | д |
| 4 |
|
|
| 7 |
| 4 |
|
|
| 5 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 8 | 3 |
|
| 39 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Ито го Д |
| 0 | 45 | 0 | 0 | 5 | 67 | 9 | 30 | 0 | 0 | 0 | 47 | 0 | 43 | 0 | 0 | 44 | 0 | 0 | 10 | 67 | 24 | 0 | 0 |
|
У мальчиков среди всех видов проявляемой агрессии, как видно из представленной выше таблицы 3, на первом месте проявление физической агрессии – 59 баллов, на втором - негативизм – 48 баллов, на третьем- вербальная агрессия- 46 балла. Далее: косвенная агрессия – 44 балла, обида – 43 балла, подозрительность – 40 баллов, раздражение – 39 баллов и чувство вины – 20 баллов. Анализ табличных данных представлен на рисунке 4.
Данные представленные в таблице 3 и рисунке 4 показывают, что у девочек среднего подросткового возраста наиболее ярким из всех форм агрессивного поведения является вербальная агрессия – 77 баллов и косвенная агрессия – 72 балла. Негативизм составил 47 баллов, физическая агрессия - 45 баллов. Девочки подозрительны -44 балла, обидчивы – 43 балла, раздражительны – 39 баллов, у них низкий уровень чувства вины – 24 балла. Анализ полученных данных представлен на рисунке 5.
При анализе уровней проявляемых видов агрессии в данном возрасте, из таблицы 3 мы видим, что высокий уровень агрессии преобладает у мальчиков и девочек по показателю негативизм, соответственно 48 баллов и 47 баллов. Кроме этого, у девочек высокий уровень по косвенной агрессии – 72балла и вербальной - 77 баллов.
Средний уровень преобладает у мальчиков и девочек данного возраста по таким показателям как физическая агрессия, соответственно- 42 балла и 45 баллов, обида, соответственно – 40 баллов и 43 балла, раздражение, соответственно – 32 балла и 30 баллов, подозрительность, соответственно – 31 балл и 44 балла. Кроме этого, у мальчиков средний уровень агрессии наблюдается по косвенной агрессии – 44 балла и вербальной – 46 баллов. У мальчиков и девочек низкий уровень агрессии по показателю - чувство вины, соответственно – 20 баллов и 24 балла. Сводные данные по приведенному выше анализу представлены.
Далее при сравнении видов агрессивного поведения у мальчиков и девочек данного возраста видно следующее. Сводные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Суммарные сводные данные по видам агрессии
для подростков среднего возраста в баллах
Виды агрессии | мальчики | девочки |
физическая | 59 | 45 |
косвенная | 44 | 72 |
раздражение | 39 | 39 |
негативизм | 48 | 47 |
обида | 43 | 43 |
подозрительность | 40 | 44 |
вербальная | 46 | 77 |
чувство вины | 20 | 24 |
Анализ данных таблицы 4 представлен на рисунке 6.
Как видно из таблицы 4 и рисунка 6, обижаются подростки одинаково, этот показатель у мальчиков и девочек равен 43 баллам. Мальчики и девочки данного возраста, как показывает анализ, одинаково раздражительны, по этому показателю данные составляют 39 баллов, и одинаково испытывают негативизм, соответственно 48 и 47 баллов.
Девочки значительно чаще мальчиков используют в общении вербальную – 77 баллов и косвенную – 72 балла виды агрессии. Подозрительны более девочки у них этот показатель составляет 44 балла, а у мальчиков 40 баллов. Так же девочки чаще испытывают чувство вины -24 балла, а у мальчиков этот показатель составляет 20 баллов.
В свою очередь мальчики в данном возрасте больше используют физическую агрессию – 59 баллов, у девочек этот показатель составляет 45 баллов.
Таким образом, проанализировав виды агрессии, проявляемые подростками среднего возраста, можно сделать вывод о том, что у мальчиков среди всех видов агрессии преобладает физическая агрессии, а у девочек – вербальная и косвенная виды агрессии и подозрительность. Подростки одинаково раздражительны и обидчивы, и одинаково обладают чувством негативизма.
Далее был проведен анализ сравнения видов проявляемой агрессии у старших подростков и подростков среднего возраста с учетом половозрастных особенностей.
Сравнительный анализ данных по видам агрессии для мальчиков старшего подросткового возраста и среднего представлен в таблице 5 и на рисунке 7.
Таблица 5
Сравнительный анализ данных по видам агрессии с учетом пола и возраста в баллах
виды агрессии | Мальчики старшего подростк. возраста | Мальчики среднего подростк. возраста |
физическая | 45 | 59 |
косвенная | 37 | 44 |
раздражение | 34 | 39 |
негативизм | 47 | 48 |
обида | 27 | 43 |
подозрительность | 25 | 40 |
вербальная | 85 | 46 |
чувство вины | 21 | 20 |
На основании анализа данных таблицы 5 нами построен рисунок 7.
Как видно из таблицы 5 и рисунка 7, мальчики-подростки среднего возраста, по сравнению со старшими подростками, в общении больше используют физическую агрессию, у них данный показатель составляет 59 баллов, а у мальчиков первой группы этот показатель составляет 45 баллов. Так же подростки второй группы более в общении используют косвенную агрессию, по данному виду агрессии этот показатель составляет у них 44 балла, а у подростков первой группы - 37 баллов. Мальчик среднего подросткового возраста более подозрительны, у них показатель по данному виду агрессии составляет 40 баллов, а у мальчиков первой группы- 25 баллов. Так же мальчики второй группы более обидчивы. У них показатель составляет 43 балла, а у первой группы- 27 баллов. Кроме этого мальчики второй группы несколько раздражительнее, у них показатель составляет 39 баллов, а у мальчиков первой группы – 34 балла.
Старшие подростки значительно больше используют в общении вербальную агрессию – 85 баллов, а у мальчиков второй группы этот показатель составляет 46 баллов. Негативизм у подростков обеих возрастных групп находится на одном уровне, соответственно 47 и 48 баллов. Так же на одном уровне чувство вины, соответственно по группам – 21 балл и 20 баллов.
Сравнительный анализ данных по видам агрессии для девочек старшего подросткового возраста и среднего представлен в таблице 6 и на рисунке 8.
Таблица 6
Сравнительный анализ данных по видам агрессии с учетом пола и возраста в баллах
Виды агрессии | Девочки старшего подросткового возраста | Девочки среднего подросткового возраста |
физическая | 62 | 45 |
косвенная | 68 | 72 |
раздражение | 37 | 39 |
негативизм | 43 | 47 |
обида | 39 | 43 |
подозрительность | 35 | 44 |
вербальная | 91 | 77 |
чувство вины | 26 | 24 |
Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков