Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:14, курсовая работа
Цель работы: выделить особенности проявления агрессивности в поведении старших подростков.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения подростков.
2. Изучить различные подходы к агрессивному поведению, имеющиеся в научной литературе.
3. Разработать процедуру исследования по проблеме агрессивного поведения подростков.
4. Выявить особенности проявления агрессивного поведения в среде подростков.
Введение.......................................................................................................................3Глава 1
Теоретические аспекты проблемы особенностей проявления агрессивного поведения подростков.................................................................................................7
1.1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения..............................7 1.2 Особенности развития агрессивного поведения подростков........................ 17 Глава 2
Процедура исследования особенностей агрессивного поведения подростков.................................................................................................................28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования.........................................28
2.2 Организация исследования..............................................................................32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов........................................33 Заключение................................................................................................................51Список литературы...................................................................................................53 Приложение
В период созревания подростки очень сильно изменяются психологически. Психические изменения у девочек происходят раньше, чем у мальчиков. Поэтому они первыми начинают пересматривать свое негативное отношение к ребятам, первыми начинают интересоваться мальчиками. [21; с.73].
Если в поведении девочки появляются нарушения, то чаще всего из- за неблагополучия в самой семье. В общении появляется у девочек критичность в адрес учителей и товарищей, жалобы на что- либо, настороженное отношение к окружающим [32; с. 11].
У старшеклассниц постепенно формируется «внутренняя позиция женщины», что совпадает с повышением самооценки. Возникает потребность нравиться, а отсутствие успеха в этом сильно переживается. Девочки высоко ценят успех, которым пользуются их подруги. Остро переживают недостатки своей внешности, впадают в депрессию, вовлекаются в секты. Если девушки неуспешны в учебе, то они стремится реализовать свое «я», там где их принимают такими, какие они есть. Своими внешкольными связями они гордятся и проявляют чувство «превосходства» над одноклассницами - зубрилками. Они становятся вспыльчивыми, невыдержанными, упрямыми, не осознают чужого горя, при этом их неприятности должен разделять «весь мир» [42; с.67].
Агрессивность у подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности.
Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, необходимо помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения, при этом физическое самовосприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.
Девочки же более бурно реагируют на интрапсихические события. К ним относятся недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.
Таким образом, у мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия. В возрастном аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций, как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем примечательно временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16 годам, а также косвенной агрессии и негативизма к 14 и 16 годам. У девочек - ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14-летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к нарастанию.
Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек — «вовнутрь».
Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности.
Кроме того, если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском. Установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компанию, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом –в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет- к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях [48; с.28-29].
Современные девочки – подростки стремясь получить высокую оценку у сверстников, курят, пьют, матерятся, вступают в банды. При этом они не стремятся быть женственными, так как с их точки зрения это не престижно, и воспринимается как проявление слабости. В почете у них сила и кулак, которые напрямую связаны с понятием агрессии. Девочки не считают зазорным уметь драться как мальчишки, обзываться, конфликтовать по любому поводу, объявлять бойкот тем, кто не может ответить, разводить сплетни против своих одноклассников, сверстников и старших. У них нет чувства сострадания, взаимопонимания, принятия другого человека как ценности. Их единственное желание быть замеченной и выдвинутой за счет своего агрессивного поведения.
Этот процесс скорее всего связан с поиском собственной социальной ниши, с недостаточностью внутренних природно–психологических сил, личной незрелостью, неопределенностью в поступках и мировосприятии. Для современного исторического момента характерна попытка подростков приспособиться к правилам жестких игр, которые играют взрослые. Они стремятся уцелеть, выжить в этой среде, но, не зная как это сделать, становятся на путь агрессивного поведения, видя в нем защиту.
Таким образом, агрессивность у подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Говоря об особенностях агрессивных проявлениях подростков, необходимо помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью.
Глава 2 Практическое исследование по выявлению особенностей агрессивного поведения подростков
2.1 Характеристика выборки и методы исследования
Описание выборки. В эксперименте приняло участие 40 человек. В качестве респондентов выступали подростки кадетской школы № 82 города Набережные Челны. Подростки были разделены на две группы. Первая группа - старшие подростки в возрасте 16 лет и вторая группа – подростки среднего возраста 12 лет. В первой и второй группах в качестве респондентов выступали по 10 мальчиков и по 10 девочек.
Описание процедуры эксперимента. Для определения форм агрессивного поведения мы использовали методику Басса – Дарки. Методика Басса—Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2.Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3.Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4.Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5.Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6.Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7.Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8.Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а так же ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (Приложение № 1).
Также в исследовании был использован тест «Несуществующее животное», так как он очень показателен, информативен и может служить подтверждением или опровержением ранее полученных данных по изучаемым показателям. По своему характеру данный тест относится к числу проективных. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики.
Проведение тестирования. Перед респондентами кладется горизонтально лист белый лист бумаги формата А4, простой средней мягкости карандаш и резинка. Испытуемым дается следующая инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное. Для выполнения задания время не ограничивается, на вопросы респондентов отвечать нельзя.
Таким образом, выбранные нами методики, на наш взгляд, позволят определить виды агрессии, которые во взаимодействии проявляют подростки старшего и среднего возраста.
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2011 года и включало следующие этапы:
1 этап – поисковый.
На данном этапе осуществлялся сбор эмпирических данных по изучаемому вопросу. Выяснялись проблемы и противоречия существующего опыта в области агрессивного поведения подростков. Проводились консультации со специалистами по данной проблеме в сфере психологии.
2 этап – аналитический.
Проведен анализ литературных источников по теме исследования, проанализирован накопленный эмпирический материал, продолжено изучение вопроса по проблеме агрессивного поведения подростков. На этом этапе были выработаны цель, задачи исследования, определены объект и предмет, сформулирована гипотеза. Основное внимание уделялось теоретическим аспектам проблемы и разработке программы исследования.
3 этап – опытно-экспериментальная работа.
В течение этого периода осуществлялось планирование и проведение диагностического эксперимента на базе средней школы №51 города Набережные Челны. Проводилось накопление статистических данных, данных наблюдений. Этот этап исследования характеризуется, прежде всего, практической значимостью.
4 этап – заключительный.
Этап характеризуется уточнением и обработкой полученных результатов, анализом и интерпретацией данных, подведением итогов исследования, разработкой рекомендаций для психологов, работающих с подростками.
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
На основе проведения методики Басса – Дарки были получены следующие результаты. Сводные данные по первой группе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные данные по тесту Басса- Дарки для старшей группы подростков
в баллах
№ |
| 1физичес. агрес. | 2косвен. агрес. | 3 раздражен | 4 негативизм | 5 обида | 6 подозрит. | 7верб. агрес. | 8 чувство вины | Сумма баллов | ||||||||||||||||
пол | н.1-3 | с.4-7 | в8-10 | н.1-3 | с.4-5 | в.6-9 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-11 | н.1 | с.2-3 | в.4-5 | н.1-3 | с.4-5 | в6-8 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-12 | н.1-3 | с.4-6 | в.7-13 | н.1-3 | с.4-5 | в.6-9 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1 | м |
| 4 |
|
| 5 |
|
| 6 |
|
|
| 4 | 2 |
|
| 3 |
|
|
|
| 8 | 2 |
|
| 34 |
2 | м |
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
| 2 |
|
|
|
| 7 |
| 4 |
| 33 |
3 | м |
| 5 |
|
| 4 |
| 3 |
|
|
|
| 5 |
| 5 |
| 3 |
|
|
|
| 9 | 1 |
|
| 35 |
4 | м |
| 5 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 5 |
| 4 |
| 3 |
|
|
|
| 9 | 3 |
|
| 37 |
5 | м |
| 5 |
| 3 |
|
|
| 5 |
|
|
| 5 |
|
| 6 |
| 4 |
|
|
| 11 | 2 |
|
| 41 |
6 | м |
| 4 |
| 2 |
|
| 2 |
|
|
|
| 5 | 1 |
|
| 2 |
|
|
|
| 7 | 1 |
|
| 24 |
7 | м |
| 5 |
| 2 |
|
|
| 5 |
|
|
| 5 | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
| 8 | 2 |
|
| 31 |
8 | м |
| 4 |
|
| 4 |
| 2 |
|
|
|
| 4 | 3 |
|
| 1 |
|
|
|
| 9 | 2 |
|
| 29 |
9 | м |
| 4 |
|
| 5 |
| 1 |
|
|
|
| 5 | 3 |
|
| 2 |
|
|
|
| 9 | 2 |
|
| 31 |
10 | м |
| 5 |
|
| 4 |
| 2 |
|
|
|
| 5 | 2 |
|
| 3 |
|
|
|
| 8 | 2 |
|
| 31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого М |
| 0 | 45 | 0 | 7 | 30 | 0 | 10 | 24 | 0 | 0 | 0 | 47 | 13 | 8 | 6 | 21 | 4 | 0 | 0 | 0 | 85 | 17 | 4 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. | д |
| 4 |
|
| 5 |
| 3 |
|
|
|
| 4 | 3 |
|
|
| 4 |
|
|
| 9 |
| 4 |
| 36 |
2 | д |
| 5 |
|
|
| 6 | 2 |
|
|
|
| 5 | 2 |
|
|
| 4 |
|
|
| 9 | 2 |
|
| 35 |
3 | д |
|
| 8 |
|
| 8 |
| 4 |
|
|
| 5 |
| 5 |
|
| 5 |
|
|
| 11 | 1 |
|
| 47 |
4 | д |
| 6 |
|
| 5 |
| 3 |
|
|
|
| 4 |
| 4 |
| 3 |
|
|
|
| 8 |
| 5 |
| 38 |
5 | д |
|
| 8 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
| 3 |
|
|
|
| 7 | 1 |
|
| 35 |
6 | д |
| 5 |
|
|
| 9 | 3 |
|
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 9 | 3 |
|
| 41 |
7 | д |
| 6 |
|
|
| 9 | 3 |
|
|
|
| 4 |
| 4 |
|
| 4 |
|
|
| 9 | 3 |
|
| 42 |
8 | д |
| 7 |
|
|
| 9 |
|
| 7 |
|
| 5 |
| 5 |
|
| 5 |
|
|
| 12 | 1 |
|
| 51 |
9 | д |
| 7 |
|
| 5 |
|
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
| 1 |
|
|
|
| 8 |
| 4 |
| 37 |
10 | д |
| 6 |
|
|
| 8 |
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
| 2 |
|
|
|
| 9 | 2 |
|
| 39 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого Д |
| 0 | 46 | 16 | 0 | 19 | 49 | 14 | 16 | 7 | 0 | 0 | 43 | 5 | 34 | 0 | 9 | 26 | 0 | 0 | 0 | 91 | 13 | 13 | 0 |
|
Информация о работе Особенностей проявления агрессивного поведения у старших подростков