Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

зензин.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

В конфликте используются комбинации стратегий, хотя может доминировать и лишь одна [10].

Таким образом, под конфликтом следует понимать наличие противоречия между людьми; взаимное противодействие, направленное на защиту своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба; формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций и ухудшения своего мнения об оппоненте как личности. По направленности конфликты подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Сам конфликт состоит из трех периодов: предконфликт, конфликт, послеконфликт. Основные стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.

1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов

Взаимоотношения возникают в любой общности людей как результат их психического взаимодействия в совместной деятельности, а проявляются в способах воздействия и влияния людей друг на друга. Взаимоотношения в воинском коллективе – это система взаимосвязей, возникающая и развивающаяся между военнослужащими в процессе их взаимодействия во всех сферах воинской деятельности и сопровождаемая различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих [5].

Отношения между членами коллектива обусловлены двумя факторами: основной деятельностью (формальные отношения) и межличностными отношениями (неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в коллективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.

Формальные (служебные) отношения – важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на боевом дежурстве, при несении караульной и внутренней службы, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. В этих рамках выделяются служебно-деловые, правовые, моральные, этические и другие взаимоотношения.

Служебные отношения подразделяются на взаимоотношения «по вертикали» (между начальниками и подчиненными) и «по горизонтали» (между равными по должности и званию).

Взаимопонимание между военнослужащими – это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берется познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество [4].

Л.А. Аляева отмечает, что «конфликт в воинском коллективе  – это наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии военнослужащих и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу»[2, с.8]

Можно сделать вывод, что любые конфликты между военнослужащими  – это события, происходящие в социальной среде. Практически всегда за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами. Из них формируются группы поддержки, которые с той или иной долей активности влияют на ситуацию. Если влияние групп поддержки практически постоянно, то существуют военнослужащие и микрогруппы, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.

В.В.Пехтерев, проведя исследование поведения курсантов в конфликтах, пришел к следующим выводам:

Ведущими детерминантами типов реагирования военнослужащих являются социально-психологические (агенты и институты социализации; стиль межличностных отношений; поведенческие особенности; социометрический статус в группе) и индивидуально-психологические: особенности познавательной сферы (метапознание, социальный интеллект, креативность), а также личностные свойства военнослужащих (интроверсия, сензитивность, конформность).

Опосредует процесс социализации и поведения в конфликте военнослужащего место жительства до призыва на военную службу. Солдаты, призванные из города, по сравнению с их сослуживцами, мобилизованными из сельской местности, более экстернальны и напористы, но вместе с тем более мстительны и агрессивны, что негативно отражается на их поведении в конфликте.

Агрессивный тип реагирования на конфликт курсантов военного вуза связан с несформированностью у них навыков управления собственными когнитивными процессами. Независимо-доминирующий стиль межличностных отношений определяет реализацию курсантами в конфликте стратегии сотрудничества. Высокий уровень развития у военнослужащих социального интеллекта и креативности обусловливает выбор ими в конфликте конструктивных стратегий поведения. Для курсантов с низким социометрическим статусом в группе характерны высокий уровень тревожности и доминирование стратегий «Приспособление» и «Компромисс»; для курсантов с высоким статусом в группе предпочитаемыми стратегиями являются «Сотрудничество», «Компромисс», а также тактика «Соперничества»

Военнослужащие по призыву и курсанты военного вуза ориентированы на выбор в межличностном конфликте различных стратегий поведения: солдаты срочной службы чаще склонны к выбору стратегии избегания, являющейся адаптивной тактикой поведения, а курсанты в большей степени ориентированы на реализацию в конфликте стратегии соперничества. У студентов гражданского вуза доминирует направленность на оптимальное разрешение конфликта. Военнослужащие по призыву, по сравнению со студентами, более склонны к использованию агрессивного типа реагирования.

Выбор военнослужащими в конфликте стратегий поведения детерминирован индивидуально-психологическими особенностями личности. Доминирование у солдат срочной службы интроверсии детерминирует выбор ими в конфликте стратегии «Сотрудничество». Военнослужащие, проявляющие сензитивность, зависимость и конформность, склонны в конфликте к приспособлению под интересы оппонента. Реализация солдатами агрессивного типа реагирования и тактики оперничества, напротив, обусловлена преобладанием у них неконформности. Склонность военнослужащих к состоянию тревоги и проявлению робости обусловливает выбор ими в конфликте типа реагирования «Уход» [19].

Давыдов Д.В. отмечает, что «возникновение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза во многом обусловлено спецификой военно-учебного заведения, а именно:

  • наличие войсковой и вузовской организации;
  • совмещение учебной деятельности со служебной нагрузкой (несение боевой службы с оружием, несение службы вразличных видах нарядов и т. д.);
  • обязанность всех членов коллектива соблюдать субординацию, распорядок дня, служебную дисциплину и уставные отношения;
  • ограничение выхода за пределы военного института  – отсюда относительная социальная изоляция курсантского коллектива; проживание в казарменных условиях» [9, с.58].

А.А. Александров, пришел к выводам, что в период формирования профессионализма на различных его этапах в курсантских группах образовательных учреждений развиваются внутригрупповые конфликты, детерминированные комплексом внутренних (личностных) и внешних факторов, феноменология которых главным образом определяется предметно-деятельным содержанием внутри-коллективных отношений, а также ролью и статусом в группе, ее сплоченностью и социально-психологическим климатом [1].

С.В. Захаренко отмечает, что зачастую возникновение конфликтных ситуаций в воинском коллективе напрямую связано с состоянием культуры служебных отношений. Основных причин конфликтов выделяются:

    • неумение общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);
    • стремление занять социально престижный статус в воинском коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);
    • отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);
    • действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных поступков сослуживцев (5%) и т.д. [12].

А.И. Шипилов подробно рассматривает особенности конфликтов между военнослужащими:

Объективные причины и факторы конфликтов.

1. Недостаточная обеспеченность  подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач.

2. Нарушения социальной  справедливости при распределении  материальных и духовных благ.

3. Слабая разработанность  правовых и других нормативных  процедур разрешения межличностных  противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

4. Субординационный тип  отношений военнослужащих, продиктованный  укладом воинской службы.

Индекс конфликтности диады военнослужащих в зависимости от характера взаимодействия между ними составляет:

 – подчиненный  – непосредственный начальник  – 30,4

 – подчиненный  –  первый прямой начальник  – 8,8

 – подчиненный  –  второй прямой начальник  – 3,6

 – подчиненный  –  третий прямой начальник  – 1,2

 – равные военнослужащие  в коллективе (расчет, взвод)  – 6,2

 – равные военнослужащие в коллективе (рота, батарея)  – 1,8

 – диада военнослужащих  в среднем  – 1,0

5. Сложность и динамичность  воинской деятельности.

6. Несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера  отношений военнослужащих тому  типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности.

7. Сложность социальной  и профессиональной адаптации  командиров к своему должностному  статусу [25].

С.С. Козлов отмечает, что объективными причинами конфликтов данного типа являются:

  • субординационный характер отношений;
  • то, что деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе;
  • предметно-деятельностное содержание межличностных отношений;
  • разбалансированность рабочего места;
  • рассогласованность связей между рабочими местами в вузе;
  • сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца;
  • наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель—подчиненный»;
  • недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.

Субъективными причинами конфликтов в звене «руководитель—подчиненный» являются управленческие и личностные [13].

 

Среди субъективных причин возникновения конфликтов выделяют управленческие и психологические.

Управленческие причины:

  • принятие необоснованных или ошибочных решений;
  • излишняя опека или подмена старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;
  • слабая забота некоторых руководителей о престижности первичных командных должностей;
  • несоответствие между функциями и средствами, которые имеются в распоряжении у военнослужащего для выполнения этих функций;
  • примерное равенство ряда категорий военнослужащих-начальников по возрасту с подчиненными (диады «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);
  • недостаточная профессиональная подготовка ряда военнослужащих.

Психологические причины:

  • существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям традиций и обычаев, выражающихся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев;
  • низкая культура общения, грубость и нетактичность, нетерпимость к чужому мнению;
  • стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой;
  • отрицательная установка на подчиненного, на начальника;
  • напряженные, сложные взаимоотношения между военнослужащими (чем напряженнее межличностные отношения, тем чаще возникают конфликты между военнослужащими);
  • предвзятое отношение некоторых начальников к своим подчиненным;
  • завышенная самооценка военнослужащего;
  • стремление нечестным путем добиться лидерства в коллективе;
  • негативизм в поведении отдельных военнослужащих;
  • повышенная агрессивность и раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение;
  • ярко выраженные акцентуации характера [25].

С.С. Козлов считает, что межличностные конфликты в звене «руководитель - подчиненный» имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности

Эмоциональные переживания у курсантов вузов определяются своей спецификой: внешним и внутренним твердым распорядком дня, требованиями устава, командно-преподавательского состава и коллектива учебного взвода, предполагают мобилизацию всех физических и психических возможностей курсантов. Эмоциональные перегрузки, конфликтные или экстремальные ситуации являются факторами, создающими дополнительное напряжение в душевной жизни курсантов, вызывающими ярко выраженные эмоциональные переживания, которые подталкивают курсантов к конфликтам. На психику негативно влияют: подавленная эмоциональность, повышенная эмоциональная напряженность, склонность к быстрой смене настроения, повышенная внушаемость, ненужный самоанализ, самобичевание.

Информация о работе Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими