Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

зензин.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Причины конфликтов с курсантами и офицерами представлены на рисунке 2.3 в процентах. В ответах на вопросы испытуемые могли отмечать не более трех пунктов одновременно.

 

 

Рисунок 2.3. – Причины конфликтов с курсантами и с офицерами

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.3., можно сделать вывод о том, что чаще всего конфликты в отношениях с курсантами возникают из-за нарушения прав и справедливости - 38%. Вертикальные конфликты по этой причине возникают значительно чаще – 58%. Это может быть вызвано тем, что офицеры, пользуясь своим статусом, могут выполнять действия, которые превышают их полномочия.

Еще одной, достаточно частой причиной конфликтов является личная неприязнь. Ее отметили 36% курсантов в горизонтальных конфликтах и 14% испытуемых в вертикальных конфликтах. Объяснить это можно тем, что офицер в глазах курсантов выступает чаще всего как авторитет, на которого нужно равняться. Можно предположить, что личную неприязнь, могут испытывать только те курсанты, у которых уже имелись ранее конфликты с офицерами. Более высокие показатели по данной причине горизонтальных конфликтов могут быть обусловлены тем, что в коллективе курсантов межличностные отношения уже сформированы. Более частные взаимоотношения способствуют формированию о каждом сверстнике определенного мнения, иногда не очень хорошего.

Среди названных причин горизонтальных конфликтов были такие как «формальное отношение к своей деятельности – 18%». Эта причина не является, по мнению респондентов, основанием для вертикальных конфликтов. Обосновать это можно тем, что формальное отношение к своей у курсанта может оказывать влияние на весь коллектив, так как, возможно, применение определенных санкций за не выполненное задание со стороны офицеров.

Пренебрежение правилами и порядками отметили 12% испытуемых в горизонтальных конфликтах и 10% в вертикальных. Возможно, эта причина чаще характерна для горизонтальных конфликтов, так как курсанты между собой больше взаимодействуют. Со стороны руководства все придерживаются этики общения с подчиненными, что способствует бесконфликтному общению

 Реже всего причинами  горизонтальных конфликтов является  неудачное завершение шутки – 8% или некорректное поведение – 8%.

В вертикальных конфликтах одной из причин является пренебрежение полномочиями. Ее отметили 6% испытуемых.

Следует отметить, что в горизонтальных и вертикальных конфликтах не были названы такие причины как неделимость объекта конфликта, неудовлетворенность потребностей. У курсантов не возникают конфликты из-за превышения полномочий их сверстниками.

Влияние конфликта на испытуемых с курсантами и с офицерами представлено на рисунке 2.4 в процентах.

Рисунок 2.4. – Реакция на конфликты с курсантами и с офицерами

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.4, можно сделать вывод о том, что чаще всего конфликт с курсантов выводит испытуемых из себя, приводит в бешенство – 32%, пугает и сковывает – 22%, а так же унижает и бьет по самооценке – 20%. Конфликты с офицерами чаще всего влияют на самооценку курсантов – 22%. Это может быть связано с такими причинами как некорректное поведение и превышение своих полномочий офицерами, а так же нарушение ими прав справедливости по отношению к курсантам. На втором месте испытуемые отметили, что конфликты их сковывают и пугают – 18%, а так же отталкивают (не хочется иметь с конфликтующим дела) – 18%. Обусловлено это тем, что испытуемые понимают, что подобные конфликты могут неблагоприятно сказать на их дальнейшем пребывании в части. Следует отметить, что 12% курсантов вертикальные конфликты выводят из себя и приводят в бешенство. Считаем, что это первая и вполне адекватная эмоциональная реакция на возникшее противоречие во взаимоотношениях.

Для 10% курсантов возникшие разногласия с офицерами доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обусловлено это может быть тем, что путем конфликтов испытуемые пытаются поднять свой авторитет среди сверстников, самоутвердиться

Следует отметить, что 14% не дали ответ на вопрос.

На рисунке 2.5. показаны основные способы предотвращения конфликтов с офицерами и курсантами

 

Рисунок 2.5. –Способы предотвращения конфликтов с курсантами и с офицерами

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.6., можно сделать вывод о том, что чаще всего в конфликтах испытуемые используют такие способы их предотвращения как «избегание контактов» (22% в горизонтальных и вертикальных конфликтах). В данном случае один из субъектов конфликта (в частности, курсант) остается в проигрыше, и делает что-то в ущерб своих интересов. Возможно, горизонтальных конфликтов курсанты избегают, чтобы не нарушать взаимоотношения с другими членами коллектива. В вертикальных конфликтах обусловлено это может быть тем, что курсанты осознают последствия конфликтов с офицерами и поэтому предпочитают в них не вступать или уклоняться от «нападок» со стороны старшего по статусу, не реагировать на провокации.

На втором месте в горизонтальных конфликтах проявление вербальной агрессии (стремление обозвать и унизить) – 20%. Связано это может быть с эмоциональной реакцией на конфликт. В отношениях с офицерами такое могут позволить себе только 6% испытуемых

На третьем месте в горизонтальных конфликтах стоят такие способы как физическое воздействие, стремление договориться, обращение за помощью к другим курсантам. Их отметили 12% испытуемых. Использование физического воздействия свидетельствует о том, что испытуемые не владеют навыками конструктивного разрешения конфликта (компромисс, сотрудничество) и нуждаются в коррекционно-обучающей работе по их формированию.

В вертикальных конфликтах можно отметить следующие тенденции: чаще всего используется такой способ предотвращения как стремление договориться - 22%. На втором месте стоит такой способ как «со всем соглашаться, идти на уступки». Его отметили 16% респондентов. Значительно реже в конфликтах с офицерами используются такие способы как унижение или обращение за помощью к другим курсантам – 6%. Только 2% может полагаться на помощь со стороны других офицеров. Объяснить это можно тем, что общение с руководящим составом основано на его авторитете и уважении. Поэтому используются способы, которые не способствует провокации и развитию конфликта.

Особенности спонтанного реагирования на конфликт представлены на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6. – Характер спонтанных реакции на горизонтальный и вертикальный конфликт

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.6., можно сделать вывод о том, что в конфликтах с курсантами испытуемые могут позволить себе обзываться – 28%, унижать другого – 22%, драться – 20%. Реже всего респонденты жалуются на обидчика – 4% или рассказывают о нем неприятные вещи – 4%. Возможно, курсанты понимают, что тем самым они в первую очередь унижают себя, а не своего обидчика.

В конфликтах с офицерами респонденты могут себе позволить следующие реакции: унижение – 28%, обзывание – 18%, физическое воздействие (драка) – 16%. Как видим, эмоциональные реакции в конфликте практически одинаковы как в горизонтальных, так и в вертикальных конфликтах.

Следует отметить, что 28% испытуемых не дало ответа относительно эмоциональной реакции на вертикальный конфликт и 14% - на горизонтальный.

На рисунке 2.7. описаны основные стратегии выхода из горизонтальных и вертикальных конфликтов у испытуемых.

 

Рисунок 2.7. – Стратегии выходы из конфликтных ситуаций

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.7., можно сделать вывод о том, что чаще всего в горизонтальных конфликтах курсанты используют следующие стратегии выхода: «перестают конфликтовать и через какое-то время конфликт забывается» - 36%, 32% не использует никаких стратегий и конфликт продолжается, но менее энергично. 12% перестают конфликтовать, когда понимают, кто победил. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые не используют конструктивные способы выхода из конфликтов.

В отношениях с офицерами получены примерно такие же результаты: «перестают конфликтовать и через какое-то время конфликт забывается» - 44%, 22% не использует никаких стратегий и конфликт продолжается, но менее энергично. 12% перестают конфликтовать, когда понимают, кто победил.

Договариваются с курсантами только 6% испытуемых, с офицерами – 2% испытуемых.

Так же, следует отметить, что 22% не дали ответ, касающийся стратегий урегулирования конфликтов с офицерами и 14% - с курсантами.

Далее были проанализированы данные, касающиеся приемов выхода из горизонтальных и вертикальных конфликтов. Они представлены на рисунке 2.8.

 

Рисунок 2.8. – Приемы, которые помогают выйти из конфликтных ситуаций

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.8., можно сделать вывод о том, что чаще всего в горизонтальных и вертикальных конфликтах испытуемые используют такие приемы как «нападение - лучшая защита» (32% в отношениях с курсантами и 28% в отношениях с офицерами). На втором месте стоит умение отстаивать свою позицию - (30% в отношениях с курсантами и 28% в отношениях с офицерами). На третьем месте умение обвинить другого («хорошо подвешенный язык») - (18% в отношениях с курсантами и 14% в отношениях с офицерами). Умение слушать используют только 6% в отношениях с курсантами и 10% в отношениях с офицерами.

Далее были проанализированы ответы испытуемых на вопрос «Что, с Вашей точки зрения, может помочь сделать конфликты с однокурсниками менее опасными и неприятными?». Большинство ответов было связано со сформированностью навыков общения. Полученные результаты представлены по степени уменьшения по частоте встречаемости: умение общаться, отсутствие провокаторов конфликтов, соблюдение норм и правил, знание особенностей поведения в конфликте и т.д. В отношении с офицерами были получены следующие ответы (написаны по убыванию относительно частоты встречаемости): уважение друг к другу, знание способов решения спорных вопросов, владение нормами этикета офицерами, не превышение офицерами своих полномочий, адекватные реакции со стороны офицеров.

 Как видим, и в вертикальных  и в горизонтальных конфликтах курсанты считают, что сделать менее опасным конфликт могут развитые коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты.

Далее респондентам нужно было проранжировать стратегии поведения в конфликте по четырем указанным категориям. Нами были посчитаны средние значения по каждой стратегии и в сравнении данные отражены на рисунке 2.8.

На основании анализа рисунка можно сделать вывод о том, что в горизонтальных конфликтах курсанты чаще используют стратегию «настойчивость» (ср.зн.3,82), чем в вертикальных (ср.зн.3,52). Одинаково применяют стратегию «ухода» как в вертикальных так и в горизонтальных конфликтах. Стратегию «приспособление» чаще всего используют в вертикальных конфликтах (ср. зн. 3,12), чем в горизонтальных (ср. зн. 2,56). Это может быть обусловлено тем, что в конфликтах с офицерами курсанты чаще стараются приспособится, так как понимают, что он может повлиять на особенности дальнейшей службы.

В конфликтах с офицерами курсанты чаще используют компромисс (ср.зн. 2,32), чем в конфликтах со сверстниками (ср.зн. 2.22) . Это может быть обусловлено пониманием важности сохранения хороших межличностных отношений с офицерами.

 

Использую чаще всего

 

Владею лучше всего

 

Приносит наилучшие результаты

 

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно


Рисунок 2.8 - Стратегии поведения в конфликте

 

Следует отметить, что стратегии компромисса и сотрудничества курсанты используют реже всего как в конфликтах с офицерами, так и в конфликтах со сверстниками.

 Далее были рассмотрены  особенности того, как курсанты  оценивают степень владения  стратегиями  поведения в конфликте. Лучше  всего владеют курсанты такой  стратегией, как приспособление, при  чем, чаще всего в отношении офицеров. На втором месте стоит компромисс, при чем, в конфликтах с курсантами им владеют лучше. На третьем месте стоит стратегия сотрудничества, которой  испытуемые владеют лучше при взаимодействии  с другими курсантами.

Протокол представлен в приложении 2.

Далее было дано задание оценить, какие стратегии приносят наилучшие результаты. Было выявлено, что в отношении с курсантами оптимальной является стратегия компромисса и сотрудничества.  Такие же стратегии  эффективны и в  конфликтах с офицерами.

Чувствуют себя наиболее комфортно курсанты при использовании стратегии компромисса, как в горизонтальных, так и в вертикальных конфликтах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  чаще всего в вертикальных и горизонтальных конфликтах курсанты используют стратегии ухода и настойчивости, хотя понимают,  что оптимальным было бы использование компромисса и сотрудничества. Отмечается невысокое владение ими. Все это говорит о том, что необходима работа по обучению  респондентам навыкам конструктивных способов разрешения конфликтов.

В следующем задании курсантам было необходимо описать наиболее крупный конфликт сначала с другим курсантом, а затем с офицером. Следует отметить, что многие респонденты оставили этот вопрос без ответа. При этом, можно проследить следующие тенденции:

- чаще всего причинами  горизонтальных конфликтов были  нарушения норм и правил, провокация  со стороны других курсантов, не умение договориться о предмете  спора и т.д. В вертикальных  конфликтах основной причиной  была несправедливость со стороны руководства, а так же злоупотребление им своими полномочиями.

Информация о работе Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими