Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

зензин.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Статистическая обработка  данных показала, что в вертикальных конфликтах курсанты использую чаще приспособление и избегание, чем в горизонтальных.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что существуют различия в особенностях взаимодействия курсантов в  вертикальных и горизонтальных конфликтах: в вертикальных конфликтах чаще присутствуют стратегии избегания конфликта и приспособления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александров, А.А. Психологические особенности внутригрупповых конфликтов в курсантском коллективе вуза МЧС России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /А.А, Александров. - СПб.: Питер, 2013. – 25 с.
  2. Аляева, Л.А. Профилактика и разрешение конфликтов среди военнослужащих с помощью технологии медиации / Л.А. Аляева, П.П. Свешников // XXXVIII научно-практическая конференция «Инновационные материалы, технологии и социально-экономические аспекты развития экономики и обороноспособности Российской Федерации» Сборник научных трудов - г. Балашиха. Изд-во ВТУ Министерства обороны Российской Федерации, 2013 - 440 с. – с. 8-12
  3. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов. – Спб.: Питер, 2009. – 329 с.
  4. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я. Анцупов. - М.: ГАВС, 1992. - 30 с.
  5. Борисов, А.Г. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования / А.Г. Борисов. − М.: Просвещение, 1993. – 188 с.
  6. Буртовая, Е. В. Конфликтология : учебное пособие. / Е. В. Буртовская. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 512 с.
  7. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 2010. – 576 с.
  8. Гришина, Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты/ Н.В. Гришина. - СПб.: Сова, 1993. - 86 с.
  9. Давыдов, Д.В. Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры Д.В. Давыдов //Научно-информационный журнал армия и общество. – 2013. - №5. – с. 58-64
  10. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии /С.М, Емельянов.- СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
  11. Журавлев, А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта А.Л. Журавлев, А.А. Вахин // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - Москва, 2001. - С. 357-372.
  12. Захаренко, С.В. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов военных вузов: автореф. диссертация ... кандидата педагогических наук /С.В. Захаренко. - Москва, 2011.- 22 с.
  13. Козлов, С.С.. Специфика и условия протекания конфликтов между командно.преподавательским составом и курсантами в вузе системы мвд россиской федерации / С.С. Козлов, Л.В. Синицына, Р.И. Цветкова // Право и образование. - 2006. - № 4. - С. 197-208.
  14. Круглик, А.В. Исследование профессионально важных качеств военнослужащих, обеспечивающих безопасность объектов государственного значения /А.В. Круглик //Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: Материалы X Междунар. конф., 6-7 апр. 2012 г., Минск / редкол.: В.А. Прокашева (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 66-69.
  15. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс./Глоссарий по книге /Д. Майерс. – М.: «Олма-пресс», 2002. - 512 с.
  16. Мириманова, М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / М.С. Мириманова. - М.: Издательский центр « Академия», 2003. - 318 с.
  17. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. - СПб.: Союз, 2000 - 576 с.
  18. Пехтерев, В.В. Социально-психологические детерминанты поведения в конфликте военнослужащих по призыву и студентов /В.В. Пехтерев //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - № 3. - С. 43-46.
  19. Пехтерев, В.В. Детерминанты типов реагирования военнослужащих на конфликт: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В.В. Пехтерев. - Ярославль – 2011, 23 с.
  20. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 672 с.
  21. Самсонова, Н.В. Профессиональный конфликт, как предмет педагогического исследования / Н.В. Самсонова, Т.А.Садовская. – [Электронный ресурс]: window.edu.ru/resource/631/22631/files/samsonova.pdf‎. – Дата доступа: 25.02.2014.
  22. Словарь по политологии / Под ред. проф. В.Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.
  23. Смирнова Ю. С. Прототипический подход к анализу категории «конфликт» / Ю. С. Смирнова // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 95-98.
  24. Сосенков, А.С. Типология межличностных отношений командира подразделения с подчиненными / А.С. Сосенков, Д.В.Мацука //Военная психология XXI века: теория, практика, перспективы. Опыт подготовки военных психологов : материалы между- нар. науч.-практ. конф. — Минск, 2013. — С.5-12
  25. Шипилов, А.И. Психология разрешения конфликтов / А.И. Шипилова. - М.: Военный университет, 1999. - 40 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Протокол ответов на вопрос «Что Вы обычно делаете, чтобы остановить конфликт с офицером?»

а) пытаетесь договориться, обсудить

б) обращаетесь за помощью к другим курсантам

в) обращаетесь за помощью к другому офицеру(ам)

г) используете свою силу, авторитет, власть

д) обзываете, стараетесь унизить

е) используете физическое воздействие

ё) избегаете контактов

ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки

1

1

0

0

0

0

0

0

0

2

0

1

0

0

0

0

0

0

3

0

1

0

0

0

0

0

0

4

0

1

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

0

0

0

8

1

0

0

0

0

0

0

0

9

0

0

0

0

0

0

0

0

10

0

0

0

0

0

0

0

0

11

0

1

0

0

0

0

0

0

12

0

0

0

0

0

0

0

0

13

1

0

0

0

0

0

0

0

14

0

0

0

0

0

0

0

0

15

0

0

0

0

0

0

0

0

16

0

1

0

0

0

0

0

0

17

1

0

0

0

0

0

0

0

18

0

1

0

0

0

0

1

0

19

1

0

0

0

0

0

0

1

20

1

0

0

0

0

0

0

1

21

0

0

1

0

0

0

1

0

22

0

0

1

0

0

0

0

1

23

0

0

0

1

0

0

0

1

24

0

0

0

1

0

0

1

0

25

0

0

0

1

0

0

0

0

26

0

0

0

1

0

0

0

0

27

0

0

0

1

0

0

0

0

28

0

0

0

0

1

0

0

0

29

0

0

0

0

1

0

1

0

30

0

0

0

0

1

0

0

0

31

0

0

0

0

1

0

0

0

32

0

0

0

0

1

0

0

0

33

0

0

0

0

1

0

0

0

34

0

0

0

0

1

0

0

0

35

0

0

0

0

1

0

0

0

36

0

0

0

0

1

0

0

0

37

0

0

0

0

1

0

0

0

38

0

0

0

0

0

1

0

0

39

0

0

0

0

0

1

0

0

40

0

0

0

0

0

1

0

0

41

0

0

0

0

0

1

0

0

42

0

0

0

0

0

1

0

0

43

0

0

0

0

0

1

0

0

44

0

0

0

0

0

0

1

0

45

0

0

0

0

0

0

1

0

46

0

0

0

0

0

0

1

0

47

0

0

0

0

0

0

1

0

48

0

0

0

0

0

0

1

0

49

0

0

0

0

0

0

1

0

50

0

0

0

0

0

0

1

0


 

 

Протокол ответов на вопрос «Что Вы обычно делаете, чтобы остановить конфликт с курсантом?»

 

а) пытаетесь договориться, обсудить

б) обращаетесь за помощью к другим курсантам

в) обращаетесь за помощью к другому офицеру(ам)

г) используете свою силу, авторитет, власть

д) обзываете, стараетесь унизить

е) используете физическое воздействие

ё) избегаете контактов

ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки

1

1

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

0

0

0

5

1

0

0

0

0

0

0

0

6

1

0

0

0

0

0

0

1

7

1

0

0

0

0

0

0

1

8

1

0

0

0

0

0

0

1

9

0

0

0

0

0

0

0

0

10

0

0

0

0

0

0

0

0

11

0

0

0

0

0

0

0

0

12

0

0

0

0

0

0

0

0

13

1

0

0

0

0

0

0

0

14

1

0

0

0

0

0

0

1

15

1

0

0

0

0

0

0

1

16

0

0

0

0

0

0

0

0

17

0

0

0

0

0

0

0

1

18

0

0

0

0

0

0

0

1

19

0

0

0

0

0

0

0

1

20

1

0

0

0

0

0

0

1

21

1

0

0

0

0

0

0

0

22

1

0

0

0

0

0

0

1

23

0

0

0

0

0

0

0

1

24

0

0

0

0

0

0

0

1

25

0

0

0

0

0

0

0

0

26

1

0

0

0

0

0

0

0

27

1

0

0

0

0

0

0

1

28

0

1

0

0

0

0

0

1

29

0

1

0

0

0

0

0

1

30

1

0

0

0

0

0

0

1

31

0

1

0

0

0

0

0

1

32

0

0

1

0

0

0

0

1

33

0

0

0

0

1

0

0

0

34

0

0

0

0

1

0

0

0

35

0

0

0

0

1

0

0

0

36

0

0

0

0

0

0

1

0

37

0

0

0

0

0

0

1

0

38

0

0

0

0

0

0

1

0

39

0

0

0

0

0

0

1

0

40

0

0

0

0

0

0

1

0

41

0

0

0

0

0

0

1

0

42

0

0

0

0

0

0

1

0

43

0

0

0

0

0

0

1

0

44

0

0

0

0

0

0

1

0

45

0

0

0

0

0

0

1

0

46

0

0

0

0

0

0

0

1

47

0

0

0

0

0

0

0

1

48

0

0

0

0

0

0

0

1

49

0

0

0

0

0

0

0

1

50

0

0

0

0

0

0

0

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

АНКЕТА

 

Здравствуйте! Примите, пожалуйста, участие в опросе о конфликтных ситуациях в Вашей жизни. Конфликт – очень злободневная проблема человеческой повседневной деятельности.

Постарайтесь отвечать честно, свои имя и фамилию писать не нужно.

Там, где варианты ответа сформулированы, выберите и отметьте в бланке ответов наиболее близкие к Вашему мнению. В тех случаях, где не указаны варианты ответа, максимально подробный ответ внесите в соответствующую графу бланка ответов.

 

Курс_______, специальность____________________________________

 

1. Где вы чаще всего  сталкиваетесь с конфликтными  ситуациями? Выберите 1 вариант ответа.

    1. в казарме;
    2. в нарядах; ( в столовой, в казарме, учебный корпус)
    3. на улице (во время построения);
    4. в столовой
    5. во время учебного процесса
    6. на перерыве
    7. в месте для курения
    8. другое (укажите)______________________________________

 

2. Насколько часто (в среднем) между Вами и другими курсантами  возникают конфликтные ситуации?

    1. раз и год;
    2. несколько раз в год;
    3. раз в месяц;
    4. несколько раз в месяц;
    5. раз в сутки;
    6. несколько раз в сутки;
    7. практически постоянно.

 

3. Насколько часто (в среднем) между Вами и офицерами возникают  конфликтные ситуации?

    1. раз и год;
    2. несколько раз в год;
    3. раз в месяц;
    4. несколько раз в месяц;
    5. раз в сутки;
    6. несколько раз в сутки;
    7. практически постоянно.

 

4 . Что чаще становится  причиной конфликтов с курсантами? Выберите не более 3-х вариантов  ответа.

а) нарушение прав и справедливости;

б) пренебрежение правилами и порядками;

в) некорректное поведение;

г) неудачное завершение шутки;

д) личная неприязнь;

е) когнитивный диссонанс;

ё) превышение полномочий;

ж) формальное отношение к своим обязанностям;

з) неудовлетворение потребностей;

и) неделимость объекта конфликта

к) другое (укажите)_______________________________________

 

5. Что чаще становится  причиной конфликтов с офицерами? Выберите не более 3-х вариантов  ответа.

а) нарушение прав и справедливости;

б) пренебрежение правилами и порядками;

в) некорректное поведение

г) неудачное завершение шутки

д) личная неприязнь

е) когнитивный диссонанс

ё) превышение полномочий

ж) формальное отношение к своим обязанностям

з) неудовлетворение потребностей

и) неделимость объекта конфликта

к) другое (укажите)______________________________________

 

6. Как воздействует на  Вас конфликт с офицерами?

а) доставляет удовольствие, вызывает интерес;

б) не вызывает особых эмоций;

в) пугает и сковывает;

г) отталкивает, не хочется иметь с этим дела;

д) унижает, бьет по самооценке;

е) выводит из себя, приводит в бешенство;

ж) другое (укажите) ______________________________________

 

7. Как на Вас воздействует  конфликт с курсантами?

а) доставляет удовольствие, вызывает интерес;

б) не вызывает особых эмоций;

в) пугает и сковывает;

г) отталкивает, не хочется иметь с этим дела;

д) унижает, бьет по самооценке;

е) выводит из себя, приводит в бешенство;

ж) другое (укажите) _____________________________________

 

8. Что Вы обычно делаете, чтобы остановить конфликт с  офицером? Выберите 1 вариант ответа.

а) пытаетесь договориться, обсудить;

б) обращаетесь за помощью к другим курсантам;

в) обращаетесь за помощью к другому офицеру(ам);

г) используете свою силу, авторитет, власть;

д) обзываете, стараетесь унизить;

е) используете физическое воздействие;

ё) избегаете контактов;

ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки.

 

9. Что Вы обычно делаете, чтобы остановить конфликт с курсантом? Выберите 1 вариант ответа.

Информация о работе Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими