Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

зензин.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Начав свое обучение (иногда сразу после окончания школы), курсанты вынуждены в сжатые сроки перестроить свой распорядок дня, усвоить этику служебных взаимоотношений, разработать свою тактику поведения. Все это также приводит к возникновению конфликтов между руководителями (командно-преподавательским составом) и подчиненными (курсантами) [13].

Спецификой конфликта между преподавателем и курсантом является следующее:

1. Участники конфликта  имеют разный социальный статус, этим определяется их поведение  в конфликте.

2. Разница в жизненном  и профессиональном опыте участников  порождает разную степень ответственности  за ошибки при разрешении конфликта.

3. Различное понимание  событий и их причин (конфликт  глазами преподавателя и глазами  курсанта видится по-разному), поэтому  преподавателю не всегда легко  понять глубину переживаний курсанта, а курсанту — справиться с  эмоциями, подчинить их разуму.

4. Присутствие других курсантов делает их из свидетелей участниками, конфликт приобретает воспитательный смысл и для них (об этом всегда должен помнить преподаватель).

5. Профессиональная позиция  преподавателя в конфликте обязывает  его взять на себя инициативу в его разрешении (на первое место должны быть поставлены интересы курсанта как формирующейся личности).

6. Всякая ошибка преподавателя  при разрешении конфликта порождает  новые проблемы и конфликты, в  которые включаются другие курсанты [16].

В.В. Пехтере сделал вывод о том, что военнослужащие по призыву более склонны прибегать к агрессивной стратегии поведения в конфликтной ситуации и в целом более конфликтны, чем студенты [18].

 

Большое значение уделяется развитию профессионально-важных качеств у военнослужащих. Об это писали А.В. Круглик [14], Н.В. Самсонова [21] и другие.

Профессионально важные качества офицера, необходимые для разрешения конфликтных ситуаций в воинском коллективе объединены в группы:

  • гностические умения (наблюдать и анализировать конфликтные ситуации, изучать эффективность выбранных педагогических воздействий, определять уровень воспитанности отдельных военнослужащих и др.);
  • организаторские (организовывать деятельность военнослужащих, осуществлять педагогическое руководство развитием коллектива военнослужащих, согласовывать работу с работой других офицеров подразделения и др.);
  • коммуникативные (общаться с солдатами и сержантами, развивать внутриколлективные отношения, реализовывать демократический стиль общения, управлять эмоциональной атмосферой коллектива и настроением отдельных военнослужащих).

Как видно из представленной системы базовых для разрешения конфликтной ситуации умений, основой для их выделения не рассматриваются принятые в настоящий момент в конфликтологии положения об управлении конфликтом и связанное с ним требование учета принципов управления конфликтом. Именно этим, видимо, объясняется факт употребления определения к слову «умения» «профессионально-педагогические», необходимые для разрешения конфликтных ситуаций, а не объемлющего определения «конфликтологические» умения [21].

С.С. Козлов, Л.В. Синицына и  Р.И. Цветкова в ходе проводимого ими исследования дали характеристику курсантам в зависимости от проявлений их конфликтности.

«Агрессивно-конфликтные» — группа конфликтных курсантов с ярко выраженными эмоциональными переживаниями. В данную группу были определены (по внешним признакам и поведению) легко возбудимые, агрессивные, «взрывные», импульсивные, зачастую грубые, легко «вспыхивающие», конфликтные и склонные к риску курсанты. Волевой контроль поведения у таких личностей может быть несколько снижен, курсанты отличаются быстрыми, резкими колебаниями настроения, непунктуальностью, подвержены влиянию случая. Доминировали эмоции: гнев, ярость, отвращение, презрение. Как правило, данная категория лиц наиболее часто избирает для себя стиль конфликтного поведения — конфронтацию, чуть реже — компромисс и сотрудничество.

«Конфликтные» — группа умеренно конфликтных курсантов, со средне выраженными эмоциональными переживаниями. В данную группу были отнесены спокойные, общительные, внимательные, выдержанные, работоспособные уверенные в себе курсанты. Нервное утомление у них отсутствует. Доминировали эмоции: интерес, радость, удивление. Но в случае необходимости они могут принять участие в конфликтной ситуации, отстаивая свое мнение и свою точку зрения; как показывает практика, у них наиболее часто используется стиль конфликтного поведения: сотрудничество, приспособление, компромисс, в сложных ситуациях могут пойти на конфронтацию.

«Неконфликтные» — группа курсантов, которые ни при каких обстоятельствах не вступят в конфликт. У них отмечаются слабо выраженные эмоциональные переживания. В данную группу были определены замкнутые, пассивные, тревожные, мрачные, застенчивые, не уверенные в себе, с подавленным настроением, погруженные в собственные переживания, нерешительные и ненастойчивые курсанты. У них слабо выражена потребность в контактах с людьми, они обидчивы, чувствительны, подозрительны, трудно меняют свою точку зрения, с противоречивой самооценкой, склонны к невротическим расстройствам. Доминировали эмоции: страх, стыд, чувство вины. Курсанты, в ходе исследования отнесенные нами в данную группу, как правило, из пяти основных стилей конфликтного поведения используют уклонение, приспособление, сотрудничество [13].

Таким образом,   у курсантов могут проявляться 2 вида  конфликтов «горизонтальные» и «вертикальные». Причиной горизонтальных конфликтов могут быть  индивидуально-психологические свойства.  В эмоциональной сфере личности курсантов проявляется более высокий удельный вес негативных эмоциональных переживаний, которые оказывают существенное влияние на межличностные отношения в звене «руководитель — подчиненный». Данные межличностные конфликты имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности. Отрицательными последствиями конфликта являются: снижение успеваемости и дисциплины, неудовлетворенность, снижение морального состояния, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и пр.

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1:

На основании анализа научной литературы были сделаны следующие выводы:

  • под конфликтом следует понимать наличие противоречия между людьми; взаимное противодействие, направленное на защиту своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба; формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций и ухудшения своего мнения об оппоненте как личности. По направленности конфликты подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Сам конфликт состоит из трех периодов: предконфликт, конфликт, послеконфликт. Основные стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
  • конфликт в воинском коллективе  – это наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии военнослужащих и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. У курсантов могут проявляться 2 вида  конфликтов «горизонтальные» и «вертикальные». Причиной горизонтальных конфликтов могут быть  индивидуально-психологические свойства.  В эмоциональной сфере личности курсантов проявляется более высокий удельный вес негативных эмоциональных переживаний, которые оказывают существенное влияние на межличностные отношения в звене «руководитель — подчиненный». Данные межличностные конфликты имеют преимущественно эмоциональный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

2.1. Методика и организация исследования

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.

В связи с этим в практической части работы были поставлены следующие задачи:

    • Выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных конфликтах.
    • Выявить особенности взаимодействия курсантов в горизонтальных конфликтах.
    • Сравнить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.

Было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в особенностях взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах: в горизонтальных конфликтах курсанты чаще используют стратегии соперничества, в вертикальных конфликтах чаще присутствуют стратегии избегания конфликта.

Была разработана анкета, которая состояла из 22 вопросов разных видов (см. Приложение 1).

Часть из них содержала конкретные варианты ответов - 1-15 вопросы. В других вопросах было необходимо высказать свое мнение (16-17 вопросы).

Так же в анкете была использована методика «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж. Г. Скотта (вопросы 18-19). Респондентам было необходимо проранжировать стратегии (настойчивость, уход, приспособление, компромисс) по указанным категориям («использую чаще всего», «владею лучше всего», «приносит наилучшие результаты», «чувствую себя при использовании наиболее комфортно»). Заполненная таблица дает наглядное представление о том, какой из стилей используют курсанты в вертикальных и горизонтальных конфликтах чаще всего.

Некоторые вопросы были направлены на описание крупного конфликта с курсантами и офицерами (вопросы 20-21) и были заимствованы из методики А. И. Тащева.

 

 

Вопрос номер 22 содержал описание 6 конфликтных ситуаций, из них 3 были направлены на решение конфликтов по горизонтали и 3 на решение конфликтов по вертикали. Прочитав ситуации респонденты, должны были дать ответы на следующие вопросы:

Как развивалась ситуация далее?

Чем закончился конфликт?

Как повели себя его участники?

Для статистической обработки данных использовал метод U-критерий Манна-Уитни. Использовали этот метод, т.к. он применяется для анализа различий малых и средних выборок и для данных, измеренных в порядковых и номинальных шкалах, применяются непараметрические методы. Обработка проводилась в системе STATISTICA 6.0.

В исследовании принимало участие 50 курсантов, в возрасте 19-21 лет.

Исследование проводилось анонимно, что позволило добиться максимальной искренности от курсантов.

 

2.2. Взаимодействие  курсантов в горизонтальных и  вертикальных конфликтах с военнослужащими

На основании проведенной диагностики все данные был обработаны и занесен в сводные таблицы (см. Приложение 2).

Результаты ответов на вопрос «Где вы чаще всего сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?» представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1. - Результаты ответов на вопрос «Где вы чаще всего сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?»

 

На основании анализа данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод о том, что чаще всего конфликты у курсантов возникают в тот момент, когда они находятся в казармах (46% испытуемых). Вероятно, это можно объяснить тем, что в казармах у испытуемых имеется свободное время, и они могут взаимодействовать со своими сверстниками в неформальной обстановке. На втором месте курсанты отметили наряды (в столовой, в казарме, в учебном корпусе) – 14%. Можно предположить, что в данных ситуациях конфликты возникают из-за качества выполнения своих обязанностей. На третьем месте были отмечены такие места, как в столовой – 12%. Меньше всего конфликтов бывает в месте для курения – 2%. Возможно, объяснить это можно тем, что курение является общей привычкой для некоторых испытуемых. Приходят они в это место с кем-нибудь из своих друзей, а не с теми, кто вызывает неприязнь.

Далее были проанализированы данные, касающиеся частоты конфликтов у испытуемых с курсантами и с офицерами. Они представлены на рисунке 2.2 в процентах.

 

 

Рисунок 2.2 – Частота конфликтов у испытуемых с курсантами и с офицерами (%)

 

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.2, можно сделать вывод о том, что конфликты у большинства курсантов (40%) со сверстниками возникают раз в месяц или несколько раз в месяц (36%). Большая часть испытуемых (40%) отметили, что конфликты с офицерами бывают несколько раз в год или раз в год (32%). Только 1 человек, что составляет 2% от выборки, написал, что имеет постоянные конфликты с офицерами. И 2 человека, что составляет 4%, отмечают, что как минимум раз в сутки конфликтуют со своими сверстниками. Можно предположить, что данные люди нуждаются в помощи, т.к. высокая конфликтность может повлечь за собой дезадаптацию и стать причиной серьезных отклонений в поведении у испытуемых. Можно сделать вывод о том, что чащ у курсантов случаются горизонтальные конфликты, что с одной стороны обусловлено более тесным контактом со сверстниками. С другой стороны объясняется это тем, что предполагается увожительное отношение к вышестоящему по званию. Поэтому курсанты стараются избегать лишних конфликтов с ними.

Информация о работе Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими