Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
а) пытаетесь договориться, обсудить;
б) обращаетесь за помощью к другим курсантам;
в) обращаетесь за помощью к офицеру(ам);
г) используете свою силу, авторитет, власть;
д) обзываете, стараетесь унизить;
е) используете физическое воздействие;
ё) избегаете контактов;
ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки.
10. Что Вы можете себе позволить в пылу конфликта с курсантами?
а) драться;
б) обзываться;
в) унижать другого;
г) жаловаться на другого;
д) рассказывать о другом неприятные и стыдные вещи;
е) другое (укажите) ______________________________
11. Что Вы можете себе позволить в пылу конфликта с офицером?
а) драться;
б) обзываться;
в) унижать другого;
г) жаловаться на другого;
д) рассказывать о другом неприятные и стыдные вещи;
е) другое (укажите) ______________________________
12. Как Вы обычно выходите из конфликтных ситуаций с курсантами? Выберите 1 вариант ответа.
а) никак, конфликт продолжается, но менее энергично;
б) просто перестаю конфликтовать, и через время конфликт забывается;
в) перестаю конфликтовать, когда становится ясно, кто победил;
г) договариваюсь, когда утихают эмоции;
д) использую посредника для переговоров с другим;
е) другое (укажите) ______________________________
13. Как Вы обычно выходите из конфликтных ситуаций с офицерами? Выберите 1 вариант ответа.
а) никак, конфликт продолжается, но менее энергично;
б) просто перестаю конфликтовать, и через время конфликт забывается;
в) перестаю конфликтовать, когда становится ясно, кто победил;
г) договариваюсь, когда утихают эмоции;
д) использую посредника для переговоров с другим;
е) другое (укажите) ______________________________
14. Какие приемы помогают
Вам выйти из конфликтных
а) нападение – лучшая защита;
б) умение обвинять другого, ”хорошо подвешенный язык”;
в) умение слушать;
г) умение говорить о своих чувствах;
д) умение отстаивать свою позицию;
е) другое (укажите) ______________________________
15. Какие приемы помогают
Вам выйти из конфликтных
а) нападение – лучшая защита;
б) умение обвинять другого, ”хорошо подвешенный язык”;
в) умение слушать;
г) умение говорить о своих чувствах;
д) умение отстаивать свою позицию;
е) другое (укажите) ______________________________
16. Что, с Вашей точки
зрения, может помочь сделать
конфликты с однокурсниками
______________________________
17. Что, с Вашей точки
зрения, может помочь сделать
конфликты с офицерами менее опасными и неприятными?
______________________________
______________________________
18. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях с курсантами. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стратегия занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).
Стратегия разрешения конфликта |
| |||
Использую чаще всего |
Владею лучше всего |
Приносит наилучшие результаты |
Чувствую себя при использовании наиболее комфортно | |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) |
||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) |
||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) |
||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) |
||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
19. Аналогичным образом заполните таблицу, представляя себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях с офицерами.
Стратегия разрешения конфликта |
| |||
Использую чаще всего |
Владею лучше всего |
Приносит наилучшие результаты |
Чувствую себя при использовании наиболее комфортно | |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) |
||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) |
||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) |
||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) |
||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
20. Вспомните и опишите, пожалуйста, наиболее крупный конфликт с курсантом по следующему плану:
20.1. причина ______________________________
20.2. инициатор ______________________________
20.3. кто в большей степени был прав? ___________________________
20.4. как реально я себя
вел ______________________________
______________________________
20.5. как я хотел бы себя вести в подобной ситуации
______________________________
20.6. как я должен был бы себя вести в подобной ситуации
______________________________
20.7. как реально он себя вел
______________________________
20.8. как он должен был бы вести себя в подобной ситуации
______________________________
20.9. каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации
______________________________
20.10. длительность
конфликта ______________________________
20.11. разрешен ли конфликтный вопрос? Каким образом?
______________________________
20.12. кто сделал первый шаг к примирению?
______________________________
21. Вспомните и опишите, пожалуйста, наиболее крупный конфликт с офицером по следующему плану:
21.1. причина ______________________________
21.2. инициатор ______________________________
21.3. кто в большей степени
был прав? ______________________________
21.4. как реально я себя
вел ______________________________
21.5. как я хотел бы
себя вести в подобной ситуации
______________________________
21.6. как я должен был бы себя вести в подобной ситуации
______________________________
21.7. как реально он себя вел
______________________________
21.8. как он должен был бы вести себя в подобной ситуации
______________________________
21.9. каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации
______________________________
21.10. длительность
конфликта ______________________________
21.11. разрешен ли конфликтный вопрос? Каким образом?
______________________________
21.12. кто сделал первый шаг к примирению?
______________________________
22. Ниже приводятся описания
нескольких конфликтных
22.1. Один курсант попросил другого дать ему во временное пользование ремень, но тот отказался дать нужную вещь, аргументируя это тем, что тот человек, который попросил ремень, никогда ничего не возвращает. Началась словесная перепалка. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________