Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

зензин.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

а) пытаетесь договориться, обсудить;

б) обращаетесь за помощью к другим курсантам;

в) обращаетесь за помощью к офицеру(ам);

г) используете свою силу, авторитет, власть;

д) обзываете, стараетесь унизить;

е) используете физическое воздействие;

ё) избегаете контактов;

ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки.

 

10. Что Вы можете себе  позволить в пылу конфликта с курсантами?

а) драться;

б) обзываться;

в) унижать другого;

г) жаловаться на другого;

д) рассказывать о другом неприятные и стыдные вещи;

е) другое (укажите) ___________________________________

 

11. Что Вы можете себе  позволить в пылу конфликта  с офицером?

а) драться;

б) обзываться;

в) унижать другого;

г) жаловаться на другого;

д) рассказывать о другом неприятные и стыдные вещи;

е) другое (укажите) _________________________________

 

12. Как Вы обычно выходите  из конфликтных ситуаций с  курсантами? Выберите 1 вариант ответа.

а) никак, конфликт продолжается, но менее энергично;

б) просто перестаю конфликтовать, и через время конфликт забывается;

в) перестаю конфликтовать, когда становится ясно, кто победил;

г) договариваюсь, когда утихают эмоции;

д) использую посредника для переговоров с другим;

е) другое (укажите) _____________________________________

 

13. Как Вы обычно выходите  из конфликтных ситуаций с  офицерами? Выберите 1 вариант ответа.

а) никак, конфликт продолжается, но менее энергично;

б) просто перестаю конфликтовать, и через время конфликт забывается;

в) перестаю конфликтовать, когда становится ясно, кто победил;

г) договариваюсь, когда утихают эмоции;

д) использую посредника для переговоров с другим;

е) другое (укажите) ___________________________________

 

14. Какие приемы помогают  Вам выйти из конфликтных ситуаций  с курсантами?

а) нападение – лучшая защита;

б) умение обвинять другого, ”хорошо подвешенный язык”;

 в) умение слушать;

г) умение говорить о своих чувствах;

д) умение отстаивать свою позицию;

е) другое (укажите) ___________________________________

 

15. Какие приемы помогают  Вам выйти из конфликтных ситуаций  с офицерами?

а) нападение – лучшая защита;

б) умение обвинять другого, ”хорошо подвешенный язык”;

 в) умение слушать;

г) умение говорить о своих чувствах;

д) умение отстаивать свою позицию;

е) другое (укажите) ___________________________________

 

16. Что, с Вашей точки  зрения, может помочь сделать  конфликты с однокурсниками менее  опасными и неприятными? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Что, с Вашей точки  зрения, может помочь сделать  конфликты с офицерами менее опасными и неприятными? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях с курсантами. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стратегия занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).

 

Стратегия разрешения конфликта

                                       Категории

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)

       

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

       

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

       

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

       

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

       

 

19. Аналогичным образом  заполните таблицу, представляя  себе свое обычное поведение  в конфликтных ситуациях с  офицерами.

 

Стратегия разрешения конфликта

                                       Категории

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)

       

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

       

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

       

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

       

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

       

 

20. Вспомните и опишите, пожалуйста, наиболее крупный конфликт  с курсантом по следующему  плану:

20.1. причина _____________________________________________________

20.2.  инициатор _______________________________________________

 

20.3. кто в большей степени был прав? ___________________________

20.4. как реально я себя  вел _____________________________________

_____________________________________________________________

20.5. как я хотел бы  себя вести в подобной ситуации

________________________________________________________________

20.6. как я должен был бы  себя вести в подобной ситуации

________________________________________________________________

20.7. как  реально он себя вел

________________________________________________________________

20.8. как он должен был бы  вести себя в подобной ситуации

________________________________________________________________

20.9. каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации

________________________________________________________________

20.10. длительность  конфликта _____________________________________________________________________

20.11. разрешен ли конфликтный вопрос? Каким образом?

________________________________________________________________

20.12. кто сделал первый шаг к примирению? ________________________________________________________________

21. Вспомните и опишите, пожалуйста, наиболее крупный конфликт с офицером по следующему плану:

21.1. причина _______________________________________________________________________

21.2.  инициатор __________________________________________________________________

21.3. кто в большей степени был прав? __________________________________________________________________

21.4. как реально я себя  вел __________________________________________________________________

21.5. как я хотел бы  себя вести в подобной ситуации __________________________________________________________________

21.6. как я должен был бы  себя вести в подобной ситуации

________________________________________________________________

21.7. как реально он себя вел

________________________________________________________________

21.8. как он должен был бы  вести себя в подобной ситуации

________________________________________________________________

21.9. каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации

________________________________________________________________

21.10. длительность  конфликта ____________________________________________________________________

21.11. разрешен ли конфликтный вопрос? Каким образом?

________________________________________________________________

21.12. кто сделал первый шаг к примирению? ________________________________________________________________

22. Ниже приводятся описания  нескольких конфликтных ситуаций. Прочитайте их внимательно и подумайте, каким образом они завершились.

22.1. Один курсант попросил другого дать ему во временное пользование ремень, но тот отказался дать нужную вещь, аргументируя это тем, что тот человек, который попросил ремень, никогда ничего не возвращает. Началась словесная перепалка. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    1. Двум курсантам поставили задачу. Один из них старается её выполнить как можно лучше, а другой совершенно ничего не делает, хотя задача общая и по итогам выполненной работы им будут предоставлены поощрения. Это стало причиной ссоры. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    1. Группа курсантов решила заслушать курсанта из их взвода, т.к. он своим неуместным поведением “подставил” всю учебную группу. В результате вся группа не поехала в увольнение. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    1. Курсант с неопрятным внешним видом, с нарушением ношения формы одежды был замечен офицером “на курилке”. Офицер приказал курсанту, имевшему неопрятный внешний вид, устранить недостатки и доложить ему об этом. Курсант не стал ничего делать. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    1. Курсанту за недостойное поведение на построении был объявлен выговор, после чего курсант без разрешения вышел из строя и начал спорить с офицером. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    1. Курсант не поехал в увольнение вовремя и пошёл разбираться с офицером. Офицер не стал ничего объяснять. Курсант повысил голос. В результате увольнение он не получил. Да ещё пару нарядов сверх графика в месяц. Как развивалась ситуация далее? Чем закончился конфликт? Как повели себя его участники?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Информация о работе Особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими