Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
- в горизонтальных конфликтах
инициатором чаще вступал
- большинство курсантов считают, что в конфликтах они правы и в отношении них совершен акт несправедливости, как со стороны сверстников, так и со стороны офицеров;
- многие в таких ситуациях действовали импульсивно как в отношении с другими курсантами, так и в отношении со сверстниками;
- на вопрос «как я хотел бы себя вести в подобной ситуации», часто встречался ответ, касающийся контроля своих эмоций и слов. Курсанты понимают, что в таких конфликтах целесообразно было бы договориться. Хотя в отношениях с другими курсантами испытуемые часто допускают конфликтное поведение и считают, что не сожалеют о том, как обращались к своему оппоненту.
- большинство отметило, что их оппонент вел себя вызывающе и провоцировал конфликт, хотя от него ожидали корректного и сдержанного поведения.
- как правило, крупные конфликт были затяжными (неделя, месяц), причем в отношениях с курсантами они были короче. Моно предположить, что после конфликт у испытуемых формировалась личная неприязнь к оппоненту, что в дальнейшем становилось причиной уже других конфликтов.
- большинство таим конфликтов
так и не остались
Анализируя ответы по предложенным ситуациям, можно проследить следующие тенденции:
Ситуация 1. Один курсант попросил другого дать ему во временное пользование ремень, но тот отказался дать нужную вещь, аргументируя это тем, что тот человек, который попросил ремень, никогда ничего не возвращает. Началась словесная перепалка.
Чаще всего здесь давали ответы, которые описывали «разгорание3 конфликта. Участники вели себя агрессивно по отношению друг к другу и не стремились уладить его мирным путем.
Ситуация 2.Двум курсантам поставили задачу. Один из них старается её выполнить как можно лучше, а другой совершенно ничего не делает, хотя задача общая и по итогам выполненной работы им будут предоставлены поощрения. Это стало причиной ссоры.
В данном случае, многие курсанты отметили, что постарались бы договориться. Объяснить это можно тем, что если в первом случае конфликт касался только двух человек и влиял на их личные взаимоотношения, то во второй ситуации в конфликт могло быть вовлечено гораздо больше людей. Так же могли возникнуть сложности с офицером из-за плохо выполненного задания.
Ситуация 3. Группа курсантов решила заслушать курсанта из их взвода, т.к. он своим неуместным поведением “подставил” всю учебную группу. В результате вся группа не поехала в увольнение.
Большинство курсантов в данном случае описали агрессивную реакцию на поведение курсанта.
Ситуация 4. Курсант с неопрятным внешним видом, с нарушением ношения формы одежды был замечен офицером “на курилке”. Офицер приказал курсанту, имевшему неопрятный внешний вид, устранить недостатки и доложить ему об этом. Курсант не стал ничего делать.
В подобной ситуации курсанты понимают, что возникнет конфликт с офицером, поэтому многие из них написали, что последствием будет конфликт с руководителем и закончится он не в пользу курсанта. Так же следует отметить, что описывалась такая эмоциональная реакция на происходящее, как агрессивность и враждебность.
Ситуация 5. Курсанту за недостойное поведение на построении был объявлен выговор, после чего курсант без разрешения вышел из строя и начал спорить с офицером.
Испытуемые понимают, что данная ситуация влечет за собой определенные санкции со стороны руководства. Именно они и были описаны в ответ на вопрос.
Ситуация 6. Курсант не поехал в увольнение вовремя и пошёл разбираться с офицером. Офицер не стал ничего объяснять. Курсант повысил голос. В результате увольнение он не получил. Да ещё пару нарядов сверх графика в месяц.
В данном случае, испытуемые отмечали, что конфликт не получал особого продолжения. При этом, со стороны его участников отмечались такие эмоциональные реакции, как гнев и агрессия.
Таким образом, проанализировав особенности горизонтальных и вертикальных конфликтов, моно сделать следующий выводы: в вертикальных конфликтах курсанты ведут себя более сдержанно, не позволяют себе спонтанное проявление негативных эмоций. Основные причины таких конфликтов связаны с нарушением профессиональной этики со стороны офицера и злоупотребление им своими обязанностями. В таких конфликтах чаще всего используются стратегии приспособления и ухода. Вертикальные конфликты можно охарактеризовать тем, что они более частые и затяжные, имеют более широкий спектр причин. В таких конфликтах испытуемые могут позволить себе больше проявления агрессии. Чаще всго причины горизонтальных конфликтов – нарушение норм и правил, несправедливое отношение и личная неприязнь к другим курсантам. Основные стратегии, которые используются в данном случае – нападение, обвинение. Некоторые используют уход.
На последнем этапе была проведена статистическая обработка данных методом U-критерия Манна-Уитни. С его помощью были выявлены различия в стратегиях поведения в горизонтальных и вертикальных конфликтах. Считаем, что это наиболее важны аспект изучаемой темы. Были сравнены ответы на вопрос «Что Вы обычно делаете, чтобы остановить конфликт с офицером/курсантом» Результаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. – Результаты обработки данных методом U-критерия Манна-Уитни.
Способы предотвращения конфликтов |
1 |
2 |
U |
Z |
p-level |
а) пытаетесь договориться, обсудить; |
2325,00 |
2725,00 |
1050,00 |
-1,38 |
0,17 |
б) обращаетесь за помощью к другим курсантам; |
2600,00 |
2450,00 |
1175,00 |
0,52 |
0,61 |
в) обращаетесь за помощью к другому офицеру(ам); |
2550,00 |
2500,00 |
1225,00 |
0,17 |
0,86 |
г) используете свою силу, авторитет, власть; |
2650,00 |
2400,00 |
1125,00 |
0,86 |
0,39 |
д) обзываете, стараетесь унизить; |
2700,00 |
2350,00 |
1075,00 |
1,21 |
0,23 |
е) используете физическое воздействие; |
2675,00 |
2375,00 |
1100,00 |
1,03 |
0,30 |
ё) избегаете контактов; |
2550,00 |
2500,00 |
1225,00 |
0,17 |
0,86 |
ж) со всем соглашаетесь и стараетесь во всем идти на уступки. |
2050,00 |
3000,00 |
775,00 |
-3,27 |
0,00 |
Примечание 1 - В отношении с офицерами; 2 - В отношении с курсантами.
На основании анализа данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что существуют различия в проявлении такого способа разрешения конфликта как «со всем соглашаться, стараться идти на уступки». Иными с словами, стратегия приспособления и избегания (ухода) конфликта (U=775,00; Р<0,001). Это говорит о том, что в отношениях с офицерами курсанты чаще используют стратегии приспособления и избегания.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что существуют различия в особенностях взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах: в вертикальных конфликтах чаще присутствуют стратегии избегания конфликта и приспособления.
На основании проведённого эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
- чаще всего конфликты возникают в казармах (46%);
- в отношениях с курсантами
конфликты случаются у
- основные причины конфликтов с курсантами следующие: нарушения прав и справедливости - 38%, личная неприязнь – 36%, формальное отношение к своей профессии – 18%, пренебрежение правилами и порядками - 12%. Причины конфликтов с офицерами: нарушение прав и справедливости – 58%, некорректное поведение – 28%, личная неприязнь – 14%.;
- испытуемые чаще всего
отмечали следующие реакции на
- были названы следующие основные способы предотвращения конфликтов с курсантами: избегание контактов - 22%, стремление обозвать и унизить – 20%. В отношении с офицерами избегание контактов – 22% и стремление договориться - 22%;
- наиболее часто встречаемые
эмоциональные реакции на
- были отмечены следующие
стратегии выхода из
- испытуемые отметили следующие приемы, которые помогают выйти из конфликтных ситуаций с курсантами и офицерами: «нападение - лучшая защита», умение отстаивать свою позицию, умение обвинить другого.
Статистическая обработка данных показала, что в вертикальных конфликтах курсанты использую чаще приспособление и избегание, чем в горизонтальных.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что существуют различия в особенностях взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах: в вертикальных конфликтах чаще присутствуют стратегии избегания конфликта и приспособления.
Анализ научной литературы показал, что проблема конфликтов, как горизонтальных, так и вертикальных в воинских коллективах продолжает оставаться актуальной, так как оказывает влияние на взаимоотношения между курсантами и с руководящим составом.
Конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
У курсантов могут проявляться 2 вида конфликтов «горизонтальные» и «вертикальные». Причиной горизонтальных конфликтов могут быть индивидуально-психологические свойства. В эмоциональной сфере личности курсантов проявляется более высокий удельный вес негативных эмоциональных переживаний, которые оказывают существенное влияние на межличностные отношения в звене «руководитель — подчиненный». Данные межличностные конфликты имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности.
В эмпирическом исследовании принимало участие 50 курсантов в возрасте 19-20 лет. Была разработана анкета, которая позволила выявить частоту конфликтов, их основные причины, эмоциональную реакцию на них, стратегии и приемы выходы из конфликтов. В результате были сделаны следующие выводы.
Горизонтальные конфликты можно охарактеризовать следующим образом: они возникают несколько раз в месяц, основные причины: нарушения прав и справедливости, личная неприязнь, формальное отношение к своей профессии, пренебрежение правилами и порядками. Большинство курсантов горизонтальные конфликты приводят в бешенство, пугают и сковывают, унижают и бьют по самооценке. Они могут провоцировать словесное унижение и драку между конфликтуающими. С целью их предотвращения респонденты используют стратегии избегание контактов, стремление обозвать и унизить. Применяют следующие пути выхода из конфликта: перестают конфликтовать и через какое-то время конфликт забывается» или не использует никаких стратегий. Чаще всего респонденты руководствуются тем, что «нападение - лучшая защита», умение отстаивать свою позицию, умение обвинить другого – хорошие приемы выходы из конфликтов.
Вертикальные конфликты можно охарактеризовать следующим образом: происходят они несколько раз в год у курсантов. Основные причины: нарушение прав и справедливости, некорректное поведение, личная неприязнь. Конфликты с офицерами чаще всего влияют на самооценку курсантов, сковывают, пугают и отталкивают. Основные способы их предотвращения - избегание контактов и стремление договориться. Они могут провоцировать словесное унижение и драку между конфликтуающими. С целью их предотвращения респонденты используют стратегии избегание контактов, стремление обозвать и унизить. Как и в горизонтальных конфликтах в вертикальных респонденты перестают конфликтовать и через какое-то время конфликт забывается» или не использует никаких стратегий. Чаще всего респонденты руководствуются тем, что «нападение - лучшая защита», умение отстаивать свою позицию, умение обвинить другого – хорошие приемы выходы из конфликтов.