Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа
Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного
воспитания единственного
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики
особенности воспитания
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Семья является источником
и опосредующим звеном передачи ребенку
социально-исторического опыта, и
прежде всего опыта эмоциональных
и деловых взаимоотношений
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.
С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения (Й. Лангмейер, З. Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.
Вот почему в качестве первого
и очень важного фактора, который
определяет особую значимость семейного
воспитания в формировании личности
ребенка, делает его приоритетным по
сравнению с другими
Однако это не единственный
фактор, обеспечивающий действенность,
силу, стойкость семейного
постоянство и длительность
воспитательных воздействий матери,
отца, других членов семьи в самых
разнообразных жизненных
наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Чтобы дополнить характеристику
уникальности семейного воспитания,
отметим, что, будучи малой группой,
своего рода «микрокосмом», семья наиболее
полно соответствует
Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Известно, что единственный ребенок в семье очень часто вырастает эгоистом. С первого дня жизни на нем сосредотачиваются внимание и заботы всего семейства, вся любовь мамы, папы, дедушки, бабушки…
Он — центр Вселенной. Но как бы ни старались родители воспитать его самым умным, самым красивым, самым счастливым, в общем, самым, самым…— это не всегда удается. Наоборот, как часто бывает, единственный и самый драгоценный ребенок вырастает и не таким уж здоровым, и не очень трудолюбивым, и малоконтактным, а уж любви и заботы от него родители подчас не получают и малой толики.
Панически боясь болезней,
единственного ребенка
А как трудно единственному ребенку входить в коллектив (детский сад, школу). Он или всех и всего боится и не может постоять за себя, или, наоборот, чересчур самоуверен, избалован, не привык считаться с другими. А с такими качествами друзей вряд ли приобретешь.
Кроме того, ребенок, который растет в окружении взрослых, часто не имеет необходимых трудовых навыков, неловок, нерасторопен, что также сильно осложняет его жизнь в коллективе. Отмечено, что, поступив в школу, такие дети, несмотря на хорошие умственные способности, нередко отстают от других учеников из-за своей неорганизованности, поэтому тема «Особенности воспитания единственного ребенка в семье», является актуальной, так как при воспитании единственного ребенка, родителям необходимо предоставлять ребенку душевное пространство, в котором он мог бы существовать свободно и при этом чувствовать, что его постоянно не поддерживает крепкая родительская рука. Семья, в которой растет один ребенок, должна руководствоваться правилом: «Только никакой исключительности!» Тогда окружающий мир станет для ребенка более естественным, жизнь всей семьи не будет подчинена только лишь одной персоне, и малыш сможет самостоятельно войти в реальную жизнь и столкнуться с ее трудностями.
Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Объект: воспитание единственного ребенка в семье
Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье
Гипотеза: Если семья воспитывает
единственного ребенка, то в семье
преобладает такой тип
Задачи:
1. Рассмотреть особенности
воспитательного процесса в
2. Раскрыть основные аспекты
воспитания единственного
3. Провести экспериментальное
исследование особенностей
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыты педагогические основы воспитания единственного ребенка в семье. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала воспитания единственного ребенка, раскрыты основные факторы и условия по эффективному воспитанию ребенка, а также даны рекомендации, учитывающие отличительные особенности ребенка, которые могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса единственного ребенка в семье.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут способствовать повышению эффективности исследования проблем воспитания, направленных на разработку актуальных проблем совершенствования процесса воспитания единственного ребенка в современной семье и школе. Полученные выводы и обобщения могут использоваться также в ходе дальнейшего изучения вопросов развития современной теории семейного воспитания.
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) [1, c. 216] играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.
Вся жизнь семьи складывается
из множества социальных ситуаций:
прощание на ночь и приветствие друг
друга по утрам, расставание перед
уходом на работу, в школу, детский
сад, сборы на прогулку и т.д. Умение
родителей придать целевую
Особенность воспитательной деятельности семьи - в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются Процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности [4, c. 17-18].
Содержание семейного
воспитания очень разнообразно и
не столь «стерильно», как, например,
воспитание в детском саду, где
программа образовательной
Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье