Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I Особенности воспитательного  процесса в семье

1.1 Семья как фактор  воспитания

1.2 Типы и функции семей

1.3 Воспитательный потенциал  семьи

Вывод по главе I

Глава II Основные аспекты  воспитания единственного ребенка  в семье

2.1 Единственный ребёнок  в семье и особенности его  воспитания

2.2 Трудности семейного  воспитания единственного ребенка

2.3 Проблемы современной  семьи с единственным ребенком

Вывод по главе II

Глава III Экспериментальное  исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье

3.1 Методы диагностики  особенности воспитания единственного  ребенка

в семье на констатирующем этапе эксперимента

3.2 Рекомендации родителям  по воспитанию единственного  ребенка 

в семье

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально-исторического опыта, и  прежде всего опыта эмоциональных  и деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает  многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку  оно дает ребенку всю гамму  чувств, широчайший круг представлений  о жизни. Кроме того, его сила и  действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

В свое время Ж.-Ж. Руссо  заметил, что каждый последующий  воспитатель оказывает на ребенка  меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка  окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и  не любая обстановка благоприятны для  развития ребенка с момента рождения (Й. Лангмейер, З. Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

Вот почему в качестве первого  и очень важного фактора, который  определяет особую значимость семейного  воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными  институтами (детский сад, школа, детский  дом и др.), ученые называют глубоко  эмоциональный, интимный характер семейного  воспитания. Оно строится на кровном  родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и  ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов:

постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых  разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям  постепенного приобщения ребенка к  социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При  этом следует учесть, что семья  не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная  наука располагает данными о  том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в  жизни человека.

Известно, что единственный ребенок в семье очень часто  вырастает эгоистом. С первого  дня жизни на нем сосредотачиваются  внимание и заботы всего семейства, вся любовь мамы, папы, дедушки, бабушки…

Он — центр Вселенной. Но как бы ни старались родители воспитать его самым умным, самым красивым, самым счастливым, в общем, самым, самым…— это не всегда удается. Наоборот, как часто бывает, единственный и самый драгоценный ребенок вырастает и не таким уж здоровым, и не очень трудолюбивым, и малоконтактным, а уж любви и заботы от него родители подчас не получают и малой толики.

Панически боясь болезней, единственного ребенка оберегают  от малейшего дуновения ветерка, чрезмерно кутают, не дают побегать, попрыгать, не говоря уже о занятиях спортом. И в результате ребенок  не закален, изнежен, плохо способен сопротивляться инфекции.

А как трудно единственному  ребенку входить в коллектив (детский  сад, школу). Он или всех и всего  боится и не может постоять за себя, или, наоборот, чересчур самоуверен, избалован, не привык считаться с другими. А  с такими качествами друзей вряд ли приобретешь.

Кроме того, ребенок, который  растет в окружении взрослых, часто  не имеет необходимых трудовых навыков, неловок, нерасторопен, что также  сильно осложняет его жизнь в  коллективе. Отмечено, что, поступив в школу, такие дети, несмотря на хорошие умственные способности, нередко отстают от других учеников из-за своей неорганизованности, поэтому тема «Особенности воспитания единственного ребенка в семье», является актуальной, так как при воспитании единственного ребенка, родителям необходимо предоставлять ребенку душевное пространство, в котором он мог бы существовать свободно и при этом чувствовать, что его постоянно не поддерживает крепкая родительская рука. Семья, в которой растет один ребенок, должна руководствоваться правилом: «Только никакой исключительности!» Тогда окружающий мир станет для ребенка более естественным, жизнь всей семьи не будет подчинена только лишь одной персоне, и малыш сможет самостоятельно войти в реальную жизнь и столкнуться с ее трудностями.

Цель: Раскрыть особенности  воспитания единственного ребенка  в семье

Объект: воспитание единственного  ребенка в семье

Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Гипотеза: Если семья воспитывает  единственного ребенка, то в семье  преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности  воспитательного процесса в семье

2. Раскрыть основные аспекты  воспитания единственного ребенка  в семье

3. Провести экспериментальное  исследование особенностей воспитания  единственного ребенка в семье,  проанализировать полученные результаты  и сделать выводы

4. Дать рекомендации родителям  по воспитанию единственного  ребенка в семье

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыты педагогические основы воспитания единственного ребенка в семье. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала воспитания единственного ребенка, раскрыты основные факторы и условия по эффективному воспитанию ребенка, а также даны рекомендации, учитывающие отличительные особенности ребенка, которые могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса единственного ребенка в семье.

Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут способствовать повышению  эффективности исследования проблем  воспитания, направленных на разработку актуальных проблем совершенствования процесса воспитания единственного ребенка в современной семье и школе. Полученные выводы и обобщения могут использоваться также в ходе дальнейшего изучения вопросов развития современной теории семейного воспитания.

 

Глава I Особенности воспитательного процесса в семье 

 

1.1 Семья как  фактор воспитания 

 

Первое, что характеризует  семью как фактор воспитания, - это  ее воспитательная среда, в которой  естественно организуется жизнь  и деятельность ребенка. Известно, что  человек уже с младенческого  возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) [1, c. 216] играют первостепенную роль в  его психическом развитии, становлении  его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение  ребенка. Родители в большей или  меньшей степени создают среду  воспитания (например, обеспечивают гигиенические  условия, полноценное питание; приобретают  соответствующие игрушки, книги, комнатные  растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед  уходом на работу, в школу, детский  сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение  к ним, события семейной жизни, формы  взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Таким образом, продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда -это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи - в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность  этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию  каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье  занимают незначительное место, хотя в  домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и  поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются Процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности [4, c. 17-18].

Содержание семейного  воспитания очень разнообразно и  не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где  программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка  в основном на положительном, что  есть в окружающем мире. При таком  подходе снижается способность  ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к  отрицательным образцам. В семье  ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких  для ребенка взрослых у него выстраивается  собственное отношение к миру, формируются представления о  ценности тех или иных явлений, объектов. Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности  в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми  членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему  миру близкими людьми. Он остро реагирует  на тон и интонацию взрослых, чутко  улавливает общий стиль, атмосферу  отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни [12, c. 160-165].

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье