Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под «свободой воспитания» Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в тоже время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр [22, c. 110-112].

Рассмотрим связь между  стилем родительского воспитания и  особенностями ребенка.

Традиционно в психологической  литературе выделяют следующие стили  семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще  в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так  называемого ложного родительского  авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения [27, c. 155].

Г. Крайг [12, c. 217-220] предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда  родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также  теплые отношения (родители открыты  для общения, допускают изменения  своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены  в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется  высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения  холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны  и раздражительны. Девочки в большинстве  своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или  совсем не регламентируется поведение  ребенка. Родители открыты для общения  с детьми, доминирующее направление  коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны  к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых  случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей  никаких ограничений, безразличны  к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Мишина Т.М. [9, c. 17-18] описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Фиксируются три типа неправильного  воспитания: отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства; гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами); эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я-большой» в качестве самодовлеющей ценности).

Функции семьи. Семья - специфический  социальный институт, в котором переплетаются  интересы общества, членов семьи в  целом и каждого из них в  отдельности. Будучи первичной ячейкой  общества, семья выполняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека [24, c. 199].

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного  коллектива или отдельных его  членов, выражающие социальную роль и  сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет  общепринятой классификации функций  семьи. Исследователи единодушны в  определении таких функций, как  продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация  досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой [30, c. 178-183].

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое  воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения  рода преобразуется у человека в  потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция  семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается  в том, что для поступательного  развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство  населения. От семьи непосредственно  зависит, возрастет ли численность  живущих на Земле людей и каков  будет ее качественный вклад в  население, что принесут ее дети окружающему  миру.

Проблема, которая волнует  современное человечество, - это  резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень быстрый  прирост населения в развивающихся  странах.

На уровень рождаемости  оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование  и здоровье супругов, отношения между  ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей  рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д.

Вопрос о количестве детей  в современной семье имеет  не только педагогическое, но и социально-экономическое  значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной  семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние  новорожденные и вступят в  самостоятельную жизнь, на долю каждого  придется не два-три пенсионера, а  значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями  чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много  детей, с лихвой обеспечится воспроизводство  населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей  окажется тяжелым экономическим  и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для  того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое  поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочисленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуждаются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к сожалению, что современная  многодетная семья дает много  воспитательного «брака»: детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

На потенциал нации  влияют не только количественные, но и  качественные отклонения в воспроизводстве  населения. У современных новорожденных  детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в  России из десяти родившихся детей  девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько  и когда, с какими интервалами  появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а  также качество здоровья значительно  влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности  собственной семьи. Каждая семья  осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление  пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви  и других предметов обихода и  т.п. Для многих семей в понятие  «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить  продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось  новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования  нормальной семьи - ее экономическая  общность. Семейная экономика требует  планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после  своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в  котором сбалансированы доходы и  расходы семьи, потребности и  возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего  хозяйства: он диктует стиль жизни  семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей  учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях: обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Психологи установили, что для мирной семейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

Важно, чтобы хозяйственная  функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями  представляется наиболее благоприятным  условием для нравственного и  трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей  друг к другу, их привычки, вкусы, формируются  черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т.д.) члены  семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

В большинстве современных  семей складываются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей - основная социально-психологическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя называют главой семьи.

Руководство семьей проявляется  в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому  выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание  друг друга. При демократической  форме руководства право решающего  голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен  в данном вопросе. Нередки семьи, где муж - главный кулинар, а жена - своеобразный интеллектуальный центр, «руководитель» образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия»  показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной  семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в  условиях различных социально-экономических  потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья  как психологическое убежище  выступает источником стабильности и для конкретного человека и  для страны в целом. Сегодня многие семьи, попавшие в чрезвычайно тяжелые  обстоятельства, не опускают руки, не впадают  в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребенка. В этом проявляется и любовь к семье, и обостренное чувство ответственности за ее благополучие. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи  обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая  располагает и больших, и маленьких  членов семьи выразить свое эмоциональное  состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих  людей человек получает сложный  комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно  для детей, особо остро нуждающихся  в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической  помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье