Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа
Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под «свободой воспитания» Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в тоже время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр [22, c. 110-112].
Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.
Традиционно в психологической
литературе выделяют следующие стили
семейного воспитания - авторитарный,
демократический, либеральный. Еще
в работах А.С. Макаренко было
выделено несколько типов так
называемого ложного
Г. Крайг [12, c. 217-220] предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.
Авторитетный стиль
Авторитарный стиль
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль - низкий
уровень контроля и холодные отношения.
Родители не устанавливают для детей
никаких ограничений, безразличны
к детям, закрыты для общения.
Из-за обремененности собственными проблемами
не остается сил на воспитание детей.
Если безразличие сочетается с враждебностью,
ребенок проявляет
Мишина Т.М. [9, c. 17-18] описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.
Фиксируются три типа неправильного воспитания: отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства; гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами); эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я-большой» в качестве самодовлеющей ценности).
Функции семьи. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека [24, c. 199].
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.
В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой [30, c. 178-183].
Функция продолжения рода
(репродуктивная) - это биологическое
воспроизводство и сохранение потомства,
продолжение человеческого
Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.
Репродуктивная функция
семьи в настоящее время
Проблема, которая волнует
современное человечество, - это
резкое падение рождаемости во всех
развитых странах и очень быстрый
прирост населения в
На уровень рождаемости
оказывают влияние многие факторы,
как-то: социально-экономическая
Вопрос о количестве детей
в современной семье имеет
не только педагогическое, но и социально-экономическое
значение. Вряд ли следует кого-либо
убеждать в том, что ориентация современной
семьи на одного-двух детей не обеспечивает
простого воспроизводства населения.
А значит, когда подрастут сегодняшние
новорожденные и вступят в
самостоятельную жизнь, на долю каждого
придется не два-три пенсионера, а
значительно больше. Страна «постареет»,
доля трудоспособных граждан снизится.
Перспектива ясна - жизнь станет
еще сложнее. Негативными последствиями
чреват и противоположный вариант:
если в каждой семье будет много
детей, с лихвой обеспечится воспроизводство
населения, страна «помолодеет». Однако
многодетность большинства
На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много.
Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.
Хозяйственная функция обеспечивает
многообразные хозяйственные
Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях: обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Психологи установили, что для мирной семейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.
Важно, чтобы хозяйственная
функция была общей для всех членов
семьи, а не считалась прерогативой
жены. Справедливое распределение домашних
обязанностей в семье между супругами,
младшим и старшим поколениями
представляется наиболее благоприятным
условием для нравственного и
трудового воспитания детей. Именно
в условиях повседневной жизни раскрываются
подлинно человеческие отношения людей
друг к другу, их привычки, вкусы, формируются
черты характера. В ежедневных обязанностях
(приготовить пищу, убрать жилище, привести
в порядок одежду и т.д.) члены
семьи имеют возможность
В большинстве современных семей складываются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей - основная социально-психологическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя называют главой семьи.
Руководство семьей проявляется
в разных формах: авторитарной, демократической,
анархической. Последняя форма чаще
всего приводит к дезорганизации
семейного образа жизни, отсутствию
в семье порядка, недостаточно четкому
выполнению функций отдельными ее членами,
вызывает у них несогласие, непонимание
друг друга. При демократической
форме руководства право
Функция организации досуга
имеет своей целью
Следует помнить, что в
условиях различных социально-
Восстановительная роль семьи
обеспечивается гуманными взаимоотношениями,
атмосферой доверительности, которая
располагает и больших, и маленьких
членов семьи выразить свое эмоциональное
состояние, высказать сомнения, поделиться
радостью, горестями, получить совет, наставление.
Только в семье, от близких и любящих
людей человек получает сложный
комплекс сострадания, участия, отзывчивости,
без которого не может быть полнокровной
жизни. Тем более это важно
для детей, особо остро нуждающихся
в эмоциональной поддержке
Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье